Организация предстоящей деятельности учащихся.
Обсуждение выполнения домашнего задания.
Актуализация опорных знаний школьников.
Обсуждение темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?» Запись в тетрадь темы урока.
Работа с текстом параграфа (с. 44–45),
Работа с понятиями: Аллах, мечеть ,коврик, Коран, пост, Рамадан, Ураза- Байрам
Выборочный пересказ текста (с. 45, 2-й – 6-й абзацы сверху – «Какие качества укрепляются в человеке во время поста?»).
Рассказ ученицы о соблюдении поста в семье. Рассказ учителя.
Работа на компьютере. Урок 13. Контроль. Ответы на вопросы.
Тренажёр. Урок 13. (Диск к урокам «Основы исламской культуры».)
Закрепление основных понятий урока: мечеть, ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ. Запись в тетрадь терминов и понятий.
Создание памятки «Мое поведение во время поста».
Рефлексия
Домашнее задание:
1.Прочитай параграф стр.44-45.
2.Вместе с родителями создай календарь мусульманских праздников.
3. Изготовь открытку к празднику Ураза-Байрам.( задание по желанию)
Ход урока:
1. Организация деятельности учащихся.
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: Обязанности мусульман и как они выполняются в семье.
Фронтальный опрос
- Что является в исламе главной формой поклонения Аллаху?
- Сколько раз должен молиться каждый мусульманин в течение дня?
- Что такое намаз?
- В чём главная цель намаза?
- Что такое мечеть? Какие существуют традиции посещения мечети?
3. Актуализация знаний.
Проблемный вопрос: Прослушайте стихотворение, подумайте и ответьте: о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какие новые понятия вам встретились в стихотворении?
Вывод: мы будем говорить о посте мусульман.
Что такое пост? В какой месяц постятся мусульмане? Какие правила соблюдения поста существуют? В чем особенности соблюдения поста у мусульман? Какие качества помогает сформировать пост? Попытаемся и мы ответить на эти вопросы.
4. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: «Как вы понимаете тему урока?»
Учитель: Любая дорога начинается с первых шагов, здание с фундамента, а человек становится человеком, только познавая историю своей Родины, традиции своего народа, своей семьи. Изучая историю религиозного праздника, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которую он исповедует, которой он интересуется. И тот народ богат, который чтит свою историю, культурное наследие, уважает и сохраняет традиции всех народов, которые нас окружают.
5. Работа с текстом параграфа (с. 44).
Комментированное чтение учебника.
Задание: познакомьтесь с текстом учебника и зачитайте правила, которые необходимо соблюдать во время поста.
Вопросы для обсуждения:
Кому разрешено не соблюдать пост?
Почему именно в месяц рамадан постятся мусульмане?
6. Работа с понятиями ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ. Запись в тетрадь терминов и понятий.
Физминутка
Сидя за партой
На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок перед собой)
Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки, тянут в стороны)
Повертели, покрутили,(Вращения кистью)
Постучали и открыли.(стучим кулачками и разводим в стороны)
Зарядка(стоя между партами)
Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Выборочный пересказ текста. Работа в парах (с. 45 2-й – 6-й абзацы сверху – «Какие качества укрепляются в человеке во время поста?»).
Рассказ ученицы о соблюдении поста в их семье
Рассказ учителя.
О праздновании Ураза-байрам
За 4 дня до праздника начинают тщательную уборку дома, придворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести в порядок волосы, остричь ногти. Вечером хозяйки готовят традиционные блюда восточной кухни. Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен угощениями. Этот обычай называется «чтобы в доме был запах пищи».
Перед праздником стараются приобрести продукты и подарки, украсить и обновить свои дома. Покупаются новые занавески, покрывала для мебели, праздничная одежда. Заранее собираются и деньги для милостыни, чтобы бедные правоверные, получив эти деньги, могли бы тоже подготовиться к торжеству. Также перед праздником обязательно нужно простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив и у них прощение.
В первый день праздника совершаются общие молитвы в мечети. И тогда же имам объявляет верующим о «действительности» прохождения поста. Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить милостыню Садакат-уль-Фитр (Закят-уль-Фитр).
Садакат-уль-Фитр – особая милостыня. Она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды.
Садакат-уль-Фитр можно понимать, как помощь бедным и нуждающимся, чтобы и они могли принять участие в торжествах по окончании месяца Рамадан, и как искупление грехов подающего, свершенных им во время благословенного месяца.
После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества. В полдень начинается основная обильная трапеза. Праздничный стол в Ураза-Байрам в основном состоит из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году.
После полудня мусульмане посещают кладбища, чтобы помянуть умерших близких и посидеть у их могил. Затем мусульмане идут в гости к своим родственникам.
В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели. Люди дарят друг другу подарки, обмениваются блюдами с ближайшими соседями. Часто гулянья происходят у воды. По традиции мусульмане собираются, чтобы зарезать возле воды откормленных к зиме гусей. В праздник каждому полагается чем-то помочь нуждающемуся, поэтому во время убоя домашних животных их хозяева нередко щедро раздают куски мяса.
Вопросы и задания для учащихся:
Что вы узнали о празднике Ураза-байрам.
Как готовятся в вашей семье к празднованию Ураза-байрам? Какие угощения готовит мама?
Работа на компьютере. Урок 13. Контроль. Ответы на вопросы.
Тренажёр. Урок 13. (Диск к урокам «Основы исламской культуры».)
Какие качества человека развиваются благодаря посту?
Закрепление основных понятий урока ПОСТ, РАМАДАН, УРАЗА-БАЙРАМ.
Тренинг. Групповая работа
Какие правила поведения во время поста для вас наиболее значимы?
Создается памятка «Мое поведение во время поста».
Чтение Корана.
Навещать родственников.
Быть доброжелательным и внимательным друг к другу.
Правильно молиться.
Правильно вести себя за столом.
Проявлять внимание к окружающим..
Я постараюсь прощать обиды членам моей семьи, моим друзьям и другим людям.
Воспитание умения быть терпеливым.
Делать добрые дела.
Развитие организованности: соблюдение распорядка дня.
Я постараюсь покончить хотя бы с одной из своих вредных привычек, например, лениться при подготовке домашних заданий.
РЕФЛЕКСИЯ: Что нового я узнал сегодня на уроке? Что мне понравилось на уроке? О чём ещё хотел бы узнать ?
Задание на дом: Прочитай в учебнике стр.44-45. Вместе с родителями создай календарь мусульманских праздников. 3. Изготовь открытку к празднику Ураза-Байрам.( задание по желанию)