kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Монастырь. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по основам  провосавных культур. Тема монастырь. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Монастырь. "»

Цель: дать понятие о монастыре, о монахах, о монастырском служении.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием монашество, с образом жизни монахов.

  2. Продолжать развивать речь, память, внимание обучающихся; расширять кругозор.

  3. Использовать воспитательные возможности темы для развития таких качеств, как любовь к Родине, послушание, уважительное отношение к святыням и церковнослужителям.

Оборудование:

проектор, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры», презентация.

Раздаточное оборудование: учебное пособие Виноградовой Н.Ф.«Основы православной культуры», МАС ОС, рабочие листы, листы с дополнительным текстом.

Ход урока



I. Организация деятельности учащихся



II. Подготовка к изучению нового материала.

(Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря)

1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения):

- Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).

2. Ресурсный круг.

- Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?



-Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…

3. Чтение стихотворения подготовленным учеником. (Стихотворение представлено на слайде презентации)



В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо, да, как вата облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачный воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.



- О чем стихотворение? (О монастыре)



- Чем храм отличается от монастыря? (проблемный вопрос на доске)Выслушиваются предположительные ответы учащихся.



III. Работа в группах.



Прочитайте текст учебника – стр.11-14, обсудите вопросы и дайте ответ:

1.Кого называют монахами?

2. Как возникали монастыри?

3.Какова жизнь в монастыре?

4. Кто был первым основателем монастырей?

5. Чем занимались монахи в монастырях?

6. Что означает послушание?

7. Какие монашеские обеты дает монах?

8. Расскажите о монашеском облачении.

( Учитель выслушивает ответы и сверяет данные со слайдами презентации)



VI.

Словарная работа (работа над основными понятиями урока):

Монах - от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин - «один»;

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.



Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.



Инок - монах, чернец, черноризец; отшельник, пустынножитель (синонимы).

Обет - даваемое Богу обещание совершить какой-либо подвиг, дело милосердия или благочестия.



На какие вопросы вы не смогли ответить? Почему? Как поступить?

(работа с презентацией)



V. Закрепление.



Тестовые задания (могут выполняться индивидуально, в парах, в четверках):

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.



2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.







3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь

1) скучна, так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.



4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.



VI. Проверка теста.



VII. Физкультминутка.



VIII. Работа на МАС ОС (диск к учебнику Кураева)в парах.



Рубрика « Это интересно» (слайды презентации):

(для ознакомления и общего развития)

Монастырь (пустынь) - уединенное место, обитель монахов, монахинь, иноков, принявших монашество, монашеский обед.

- А кто заведует монастырем?

Игумен (игуменья) - настоятель монастыря. (Игуменить, игуменствовать, быть игуменом или игуменьей, править должность эту)

Лавра - почетное звание знаменитого, многолюдного монастыря, большой или славной монашеской обители.

(Иллюстрации с фотографиями монастырей).

Московские монастыри: Андреевский, Богоявленский, Данилов, Рождественский, Спасо-Андронников.

IX. Итог урока.

- Чем храм отличается от монастыря? (проблемный вопрос на доске)

X. Рефлексия. Ресурсный круг.

– Что интересное было в уроке?

- Считаете ли вы что мы не напрасно провели время ?

XI. Домашнее задание (как предложение):

Подготовить небольшое сообщение о любом московском монастыре.







Работа в группах

Прочитайте текст учебника – стр.11, обсудите вопросы и дайте ответ:

1.Кого называют монахами?

2. Что означает послушание?

3. Какие монашеские обеты дает монах?

4. Расскажите о монашеском облачении.



Прочитайте текст учебника – стр.12, обсудите вопросы и дайте ответ:

1. Чем занимались монахи в монастырях?

2. Что означает послушание?

3. Какие монашеские обеты дает монах?

4. Расскажите о монашеском облачении.



Прочитайте текст учебника – стр.11, обсудите вопросы и дайте ответ:

1. Как возникали монастыри?

2. Что означает послушание?

3. Какие монашеские обеты дает монах?

4. Расскажите о монашеском облачении.



Прочитайте текст учебника – стр.12, обсудите вопросы и дайте ответ:

1. Какова жизнь в монастырях?

2. Что означает послушание?

3. Какие монашеские обеты дает монах?

4. Расскажите о монашеском облачении.



Прочитайте текст учебника – стр.12, обсудите вопросы и дайте ответ:

1. Кто был первым основателем монастырей?

2. Что означает послушание?

3. Какие монашеские обеты дает монах?

4. Расскажите о монашеском облачении.



Прочитайте текст учебника – стр.11-14, обсудите вопросы и дайте ответ:

1.Кого называют монахами?

2. Как возникали монастыри?

3. Кто был первым основателем монастырей?

4. Чем занимались монахи в монастырях?

5. Что означает послушание?

6. Какие монашеские обеты дает монах?

7. Расскажите о монашеском облачении.



Фадеев Александр Александрович (1901—1956), писатель.

Родился 24 декабря 1901 г. в городе Кимры Тверской губернии в семье профессиональных революционеров.

Отец — учитель сельской школы, народоволец, был сослан в Сибирь на каторгу.

С 1908 г. Фадеев жил на Дальнем Востоке. Учился во Владивостокском коммерческом училище (1912—1918 гг.). В 1918 г. стал большевиком. В 1919—1921 гг. участвовал в борьбе с белогвардейцами и в подавлении Кронштадтского восстания. В 1921— 1924 гг. обучался в Московской горной академии.

В 1924—1926 гг. был на партийной работе в Краснодаре и Ростове-на-Дону.

Вскоре Фадеев переехал в Москву. Печататься стал с 1923 г. Большинство его произведений посвящены Гражданской войне. Широкую известность Фадееву принесли повесть «Разлив» (1924 г.), романы «Разгром» (1927 г.) и «Последний из удэге» (1929—1941 гг.). В них автор раскрывает перед читателем черты «нового человека», созданного революцией.

Чувством восхищения перед юными борцами за свободу Родины наполнен роман «Молодая гвардия» (1945 г.; новая редакция 1951 г.) об антифашистской комсомольской организации в годы Великой Отечественной войны в украинском городе Краснодоне. В годы создания «Молодой гвардии» обострились противоречия между Фадеевым и партийным руководством.

Много лет он возглавлял писательские организации. В 1926—1932 гг. Фадеев был одним из лидеров Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), в 1939—1944 и 1954—1956 гг. он секретарь, а в 1946—1954 гг. — генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей СССР; с 1950 г. — вице-президент Всемирного совета мира.

Критику в его адрес и требование переработать «Молодую гвардию» в угоду властям писатель воспринял как унижение своей личности. В последние годы Фадеев не мог работать в полную силу. Задуманный им роман «Чёрная металлургия» остался незавершённым. Покончил жизнь самоубийством 13 мая 1956 г. в Москве.











Идею своей книги Фадеев взял из книги В. Г. Лясковского и М. Котова «Сердца смелых», изданной в 1944 году.[источник не указан 1418 дней]

Сразу после окончания войны Фадеев взялся за написание художественного произведения о Краснодонском подполье, потрясенный подвигом совсем юных мальчиков и девочек, старшеклассников и недавних выпускников местной школы.

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалеку от города шахты N5 было извлечено несколько десятков трупов замученных оккупантами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия». А через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия»[2]

Писатель в Краснодоне собирал материал, исследовал документы, беседовал с очевидцами. Роман был написан очень быстро, вследствие чего содержал массу неточностей и ошибок, которые самым серьёзным образом позднее сказались на судьбах многих реальных живых людей упомянутых на страницах романа. Впервые книга вышла в свет в 1946 году.

Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе он недостаточно ярко отобразил «руководящую и направляющую» роль Коммунистической партии. Против произведения были выдвинуты серьёзные идеологические обвинения в газете «Правда», органе ЦК КПСС, и, предположительно, от самого Сталина.[3][4]

В биографии писателя приводятся слова Сталина, сказанные, согласно одной из легенд, Фадееву лично[4]:

— Мало того, что вы написали беспомощную книгу, вы написали ещё идеологически вредную книгу. Вы изобразили молодогвардейцев чуть ли не махновцами. Но разве могла существовать и эффективно бороться с врагом на оккупированной территории организация без партийного руководства? Судя по вашей книге — могла.

Фадеев сел переписывать роман, добавив в него новых персонажей-коммунистов, и в 1951 году вышла вторая редакция романа «Молодая гвардия».

Книга была признана необходимой для патриотического воспитания подрастающего поколения и вошла в школьную программу, что сделало её обязательной для прочтения. До конца 1980-х годов роман «Молодая гвардия» воспринимался как идеологически одобренная история организации.[2] Героев фадеевского романа посмертно награждали орденами, в их честь назывались улицы разных городов, проводились митинги и сборы пионеров, клялись их именами и требовали жестокого наказания виновных предателей.

Далеко не все события, описанные автором, происходили на самом деле. Несколько человек, являющиеся прототипами персонажей, представленные в романе предателями и вследствие этого обвиненные в предательстве в реальной жизни, настаивали на своей невиновности и были позднее реабилитированы.[5].

Фадеев пытался объяснить:

Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел.

По воспоминаниям выжившего молодогвардейца Георгия Арутюнянца[6] Фадеев говорил ему:

— Вас, конечно, прежде всего интересует вопрос, почему в романе кое-где нарушен историзм, возможно, совмещены роли отдельных героев, а некоторые совсем не показаны...

— Нет, нет, вы не смущайтесь, — отреагировал на выражение моего лица Александр Александрович, — Это вопросы естественные. Многие из ребят, кого вы так близко и хорошо знали, могли оказаться в книге связанными с событиями, в которых они не участвовали, и, наоборот, не оказаться там, где они были на самом деле. Все это может вызвать у очевидцев этих событий недоумение. Но вот послушайте, что я вам скажу...

— Очень хочу, чтобы вы правильно поняли меня, — говорил Александр Александрович. — Я не мог и не ставил перед собой задачу описать историю «Молодой гвардии» день за днем или эпизод за эпизодом. Это сделают потом историки, не оглядываясь на роман. В образах молодогвардейцев мне хотелось показать героизм всей советской молодёжи, её огромную веру в победу и правоту нашего дела. Сама смерть — жестокая, страшная в пытках и мучениях — не смогла поколебать духа, воли, мужества юношей и девушек. Они умирали, удивляя и даже пугая врагов. Такова была жизнь, таковы факты. И это должно было стать лейтмотивом романа...

— Перед вами я не открою секрета, — продолжал Александр Александрович, — если скажу, что глубоко полюбил этих простых, замечательных ребят. Меня восхищала в них непосредственность, искренность, неподкупная честность и верность своему комсомольскому долгу. Потому-то кое-кого я написал такими, каким хотел бы видеть в жизни. Я был поражен Сережей Тюлениным, Любой Шевцовой, я полюбил Олега, Улю, Земнухова. И знаю, что, обобщая отдельные черты своих героев, я этим самым делал как бы шаг в сторону от истории, пусть небольшой, заметный только вам. И все-таки шел на это сознательно... После распада Советского Союза исследования подпольного движения в Краснодоне были продолжены:

В 1993 году в Луганске прошла пресс-конференция специальной комиссии по изучению истории «Молодой гвардии». Как писали тогда «Известия» (12.05.1993), после двух лет работы комиссия дала свою оценку версиям, почти полвека будоражившим общественность. Выводы исследователей сводились к нескольким принципиальным моментам. В июле-августе 1942 года после захвата немцами Луганщины в шахтерском Краснодоне и окружающих его поселках стихийно возникли многие подпольные молодёжные группы. Они, по воспоминаниям современников, назывались «Звезда», «Серп», «Молот» и т. п. Однако ни о каком партийном руководстве ими говорить не приходится. В октябре 1942 года Виктор Третьякевич объединил их в «Молодую гвардию». Именно он, а не Олег Кошевой, согласно выводам комиссии, стал комиссаром подпольной организации. Участников «Молодой гвардии» было едва ли не вдвое больше, чем признавалось позднее компетентными органами. Воевали ребята по-партизански, рискованно, неся большие потери, и это, как было отмечено на пресс-конференции, в конечном счете привело к провалу организации.

— Легенды Великой Отечественной. "Молодая гвардия".//СМИ.ru

Сайт «Молодая гвардия» приводит массу интересных материалов, документов и свидетельских показаний, в том числе оставшихся в живых людей-прототипов фадеевских персонажей, с целью выяснения действительной роли в событиях многих людей, которые были описаны в книге как предатели, и того, кто на самом деле руководил организацией.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
" Монастырь. "

Автор: Серикова Алла Николаевна

Дата: 09.11.2022

Номер свидетельства: 617042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Жемчужина России - Троице-Сканов монастырь"
    ["seo_title"] => string(45) "zhiemchuzhina-rossii-troitsie-skanov-monastyr"
    ["file_id"] => string(6) "225673"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439819240"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Презентация к уроку Истории и культуры Санкт-Петербурга для 6 класса по теме "Средневековые храмы и монастыри нашего края.""
    ["seo_title"] => string(120) "priezientatsiiakurokuistoriiikulturysanktpietierburghadlia6klassapotiemiesriednieviekovyiekhramyimonastyrinashieghokraia"
    ["file_id"] => string(6) "319377"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460810808"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Тема 15. роль монастырей в истории Московского края "
    ["seo_title"] => string(53) "tiema-15-rol-monastyriei-v-istorii-moskovskogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "245227"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446099877"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Экскурсионная  поездка в Свято - Иверский  женский монастырь "
    ["seo_title"] => string(61) "ekskursionnaia-poiezdka-v-sviato-ivierskii-zhienskii-monastyr"
    ["file_id"] => string(6) "109328"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404371867"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "ОРКСЭ "Монастырь" "
    ["seo_title"] => string(14) "orkse-monastyr"
    ["file_id"] => string(6) "182703"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425572512"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства