kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Стыд, вина, извинение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проектировании урока были использованы личностно-ориентированный, дифференцированный и системно-деятельностный подходы. осговным этапом является работа в группах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Стыд, вина, извинение"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Общая часть

Модуль

Светская этика

Класс

4

Тема урока

Стыд, вина, извинение

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, умение работать в группе

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Цель:

Формирование у обучающихся представлений о стыде и вине как регуляторах поведения людей

Задачи:

1. Формировать этические нормы поведения в обществе и общении друг с другом.

2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Стыд, вина, извинение, прощение

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»

Методы, приёмы, технологии обучения

Технология развивающего обучения, анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, работа с различными источниками, приёмы «Картинная галерея», «Корзина ситуаций», «Незаконченное предложение», тестирование

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Рассказ Л. Толстого «Косточка»; репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка»; толковый словарь русского языка С. Ожегова; песня «Если добрый ты», музыка М. Пляцковского, слова Б. Савельева, из мультфильма «День рождения кота Леопольда»

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Индивидуальная работа, учебный диалог, групповая форма работы, работа в паре


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 ЭТАП Организационный момент

Деятельность учителя

- Всем добрый день! За окном весеннее солнце своими лучами согревает землю

- Послушайте фрагмент песни кота Леопольда из известного всем мультфильма

Слышно как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны,

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

- Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!

Деятельность обучающихся

Рассаживаются на свои места


2 ЭТАП Актуализация знаний

Деятельность учителя

- А что чувствует человек, который вольно или невольно совершил плохой, неправильный поступок?


- Что делать, если неправильный поступок уже случился, неприятные чувства нахлынули и вы понимаете, что с этим грузом жить очень трудно?

Деятельность обучающихся

Называют и вписывают слова в схему № 1 на рабочих листах (Приложение 1): тяжесть на душе, грусть, стыд, огорчение, вина


Высказывают предположения

3 ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

1. Просмотр интерактивной фонограммы к рассказу Л. Толстого «Косточка»

- Послушайте рассказ Л. Толстого «Косточка». Какие чувства испытали герои этого рассказа?

2. Обсуждение фонограммы

- Почему мальчик заплакал?

- Как вы оцените поведение мальчика?

- Какие чувства испытывает сын к отцу?

- Что нужно сделать, чтобы избавиться от чувства вины?

- Сегодня на уроке мы будем обсуждать неправильные поступки, действия, необдуманные слова, обижающие людей, и вместе с вами научимся справляться с подобными ситуациями.

3. Подведение к теме урока

- О каких понятиях и чувствах мы будем говорить сегодня на уроке?

- На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение. Вы слышали эти слова много раз, сегодня мы уточним их значение, какой смысл вложен в эти слова

Деятельность обучающихся






- Потому что ему стало стыдно, почувствовал вину. Он поступил плохо

- Чувство стыда, вины

- Извиниться перед тем, кого обидел





Высказывают предположения

4 ЭТАП Целеполагание

Деятельность учителя

- Сформулируйте тему урока

(тема урока - на доску)

- Запишите её на своих рабочих листах

- Чтобы вы хотели узнать, уточнить по данной теме?

- Какие задачи мы должны поставить пред собой на данном уроке?

Деятельность обучающихся

- На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение


Предположение учащихся

Уточнить чем отличается чувство стыда от чувства вины

5 ЭТАП Планирование работы

Деятельность учителя

Организует работу в группах

1 группа «Языковеды» - будет уточнять значения терминов

2 группа «Живая картина» (5 человек, не менее 2-ух из них – мальчики) - будет работать с репродукцией картины Федора Решетникова «Опять двойка» и покажет её нам в лицах

3 группа «Журналисты» - будет работать с репродукцией картины Федора Решетникова «Опять двойка» и подготовит вопросы для героев живой картины

4 группа «Актеры» - покажет ситуации, которые могут случиться с каждым в повседневной жизни

Деятельность обучающихся

Выслушивают краткое содержание заданий

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания

Деятельность учителя

1. Работа в группах

- Начинаем и заканчиваем работу групп по сигналу

Контролирует, направляет работу групп

2. Отчет работы групп

2 группа «Живая картина»

3 группа «Журналисты»



- Как вы думаете, почему?







- А теперь представьте, что дома никого не было

- С какими чувствами мальчик шёл домой? Было ли ему стыдно?

- Тогда давайте уточним какое чувство испытывал герой, если стыд, то перед кем-то, а тут никого нет?

- Что вы ощущаете, когда испытываете чувство стыда?


- Какое чувство испытывает человек, когда ему стало стыдно за свой поступок?

- Вина - что это? Предположите

- Как вы думаете стыд и вина - это одно и то же? Есть между этими чувствами различие?

1 группа «Языковеды» поможет нам уточнить определение понятий СТЫД, ВИНА

- Составим вывод в виде схемы № 2

(составляет схему на доске)



- А испытывали ли вы чувство стыда, и в каких ситуациях? Перед кем вам было стыдно?

- А всем ли всегда бывает стыдно за двойку?

- Как называют человека, не испытывающего ни вины, ни стыда?

- Какое еще понятие, нравственное качество связано с чувством стыда и вины?

- Составим вывод в виде схемы № 3 (составляет схему на доске)

-Что необходимо сделать, чтобы избавиться от чувства вины?


-Что такое извинение?

- Группа «Языковеды», скажите, ребята правильно понимают значение слова ИЗВИНЕНИЕ? Если нет, то уточните его

- А какие слова извинения может сказать мальчик с картины Ф. Решетникова «Опять двойка», чтобы избавиться от чувства вины?

4 группа «Актеры» - покажет ситуации, которые могут случиться с каждым из нас в повседневной жизни. Посмотрите и подумайте о том, какой лучше найти выход из каждой ситуации

Вопрос к ситуации 1: Как нужно было поступить мальчикам?

Вопрос к ситуации 2:Что делать? Поздравить сегодня или на следующий год?

Вопрос к ситуации 3: Как быть в этой неприятной ситуации?

3. Работа над этикетными словами

- Так какие слова можно сказать, когда мы извиняемся, просим прощение?

- Как можно вежливо ответить, когда у вас просят прощения или извиняются?

- Рассмотрим 5 шагов к правильному извинению (комментирование учителя)

  1. Делайте это искренне

- Ложное извинение принесет больше вреда, чем пользы

  1. Не оправдывайте свои действия

- Если вы занимаетесь объяснением того, почему вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что вы и не извиняетесь вовсе

  1. Примите обязательство измениться

- Если вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей маме: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением

  1. Выражайте свои извинения осторожно

- Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях»

  1. Будьте готовы к неловкости и неудобству

- Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом

Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь. Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину

- Говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ»

- Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение смягчат любую конфликтную ситуацию

- Если человек, которого вы обидели, протянет вам руку для рукопожатия - это и будет его ответом на ваше извинение

- Что значит простить?

4. Работа с пословицами

- На рабочих листах соедините начало и конец пословиц, в которых встречаются термины, с которыми сегодня работали

Деятельность обучающихся


Работают в группах по плану (Приложение 2)



Изображают картину в лицах

Задают вопросы каждому герою картины

- Какие чувства испытывает мальчик?

(стыд, вина, подавленность)

- Так бывает, когда сделаешь что-то плохое

- Что чувствует мать?

(она устала, не злится, но расстроена)

- Что выражает взгляд сестры?

(осуждение, она учится хорошо)

А почему улыбается младший братишка?

(ему ситуация не понятна, т.к. он маленький, ему любопытно)

Мнения могут разойтись:

- не почувствовал себя виноватым

- почувствовал себя виноватым

- Чувство сильного смущения от сознания того, что совершил плохой поступок (сгорать от стыда)

- Чувство вины

- Высказывают предположения

- Нет

Обсуждение

Знакомят класс со значением слов СТЫД, ВИНА (ВИНИТЬСЯ)

Составляют и записывают на рабочий лист схему 2:

стыд перед другими

ответственность

вина перед собой

Дети приходят к выводу, что перед ними проблема - актуальная, близкая лично им и всем

- Не всегда

- Бессовестный

- Совесть

Составляют и записывают на рабочий лист схему 3:

стыд + вина = совесть

- Попросить прощение, извиниться

- Высказывают предположения


- Да (нет)


Дети предлагают свои варианты извинений

Группа «Актеры» разыгрывает ситуации (Приложение 3) перед классом, вместе подбирают слова извинения




(ответы учащихся фиксируются на доске)

- Извини, пожалуйста. Прости. Приношу свои извинения. Я был не прав, прости. Я не хотел тебя обидеть, прости

- Хорошо. Принимаю твои извинения. Пожалуйста. Я не сержусь. Я не обиделся. Давай забудем об этом






















- Простить - это значит не держать обиды на другого человека


Работают в парах

Объясняют смысл пословиц

7 ЭТАП Включение в систему знаний и повторение

Деятельность учителя

  1. Упражнение «Стыдно – это когда…»

- хочется попросить прощения - “горят щеки”

- ты кого-то обидел - ты помог другу

- тебя ругают - тебя хвалят

- ты совершил что-то плохое - ты совершил что-то хорошее?

  1. Организует игру «Корзинка вопросов»


  1. Организует игру «Закончи фразу»


- Легче на душе становится, когда тебя...

- Прощение дает нам свободу от чувства…

  1. Ответьте на вопросы теста на рабочем листе

Деятельность обучающихся

Если согласны с высказыванием – хлопают в ладоши, если нет - не хлопают




Поочередно берут по одному вопросу, зачитывают его, отвечают (Приложение 4)

Хором заканчивают фразы и дописывают их на рабочем листе

-…прощают

-…вины

- Отвечают самостоятельно, проверка по эталону

8 ЭТАП Рефлексия (итог урока)

Деятельность учителя

Работа по таблице

- Перед вами на столах лежит таблица (Приложение 5), вам необходимо её заполнить, по желанию – зачитать ответы для всех и сдать

Плюс - понравилось на уроке. Минус – не понравилось

Интересно – самые интересные факты урока

Деятельность обучающихся

Выводы учащихся

Высказывают в таблице свои впечатления об уроке


9 ЭТАП Домашнее задание

Задание по выбору:

1. Подберите пословицы, поговорки, сказки, рассказы по теме нашего урока.

2. Напишите мини-сочинение о том, какое продолжение может быть у истории с героем картины Решетникова «Опять двойка».

3. Напишите мини-сочинение о том, как вы попросили у кого-то прощение, простили кого-то.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Стыд, вина, извинение"

Автор: Юзикова Ольга Викторовна

Дата: 27.08.2018

Номер свидетельства: 476476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaorksemodulsvietskaiaetikapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "293156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455427667"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства