Деятельность учителя 1. Просмотр интерактивной фонограммы к рассказу Л. Толстого «Косточка» - Послушайте рассказ Л. Толстого «Косточка». Какие чувства испытали герои этого рассказа? 2. Обсуждение фонограммы - Почему мальчик заплакал? - Как вы оцените поведение мальчика? - Какие чувства испытывает сын к отцу? - Что нужно сделать, чтобы избавиться от чувства вины? - Сегодня на уроке мы будем обсуждать неправильные поступки, действия, необдуманные слова, обижающие людей, и вместе с вами научимся справляться с подобными ситуациями. 3. Подведение к теме урока - О каких понятиях и чувствах мы будем говорить сегодня на уроке? - На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение. Вы слышали эти слова много раз, сегодня мы уточним их значение, какой смысл вложен в эти слова | Деятельность обучающихся - Потому что ему стало стыдно, почувствовал вину. Он поступил плохо - Чувство стыда, вины - Извиниться перед тем, кого обидел Высказывают предположения |
Деятельность учителя 1. Работа в группах - Начинаем и заканчиваем работу групп по сигналу Контролирует, направляет работу групп 2. Отчет работы групп 2 группа «Живая картина» 3 группа «Журналисты» - Как вы думаете, почему? - А теперь представьте, что дома никого не было - С какими чувствами мальчик шёл домой? Было ли ему стыдно? - Тогда давайте уточним какое чувство испытывал герой, если стыд, то перед кем-то, а тут никого нет? - Что вы ощущаете, когда испытываете чувство стыда? - Какое чувство испытывает человек, когда ему стало стыдно за свой поступок? - Вина - что это? Предположите - Как вы думаете стыд и вина - это одно и то же? Есть между этими чувствами различие? 1 группа «Языковеды» поможет нам уточнить определение понятий СТЫД, ВИНА - Составим вывод в виде схемы № 2 (составляет схему на доске) - А испытывали ли вы чувство стыда, и в каких ситуациях? Перед кем вам было стыдно? - А всем ли всегда бывает стыдно за двойку? - Как называют человека, не испытывающего ни вины, ни стыда? - Какое еще понятие, нравственное качество связано с чувством стыда и вины? - Составим вывод в виде схемы № 3 (составляет схему на доске) -Что необходимо сделать, чтобы избавиться от чувства вины? -Что такое извинение? - Группа «Языковеды», скажите, ребята правильно понимают значение слова ИЗВИНЕНИЕ? Если нет, то уточните его - А какие слова извинения может сказать мальчик с картины Ф. Решетникова «Опять двойка», чтобы избавиться от чувства вины? 4 группа «Актеры» - покажет ситуации, которые могут случиться с каждым из нас в повседневной жизни. Посмотрите и подумайте о том, какой лучше найти выход из каждой ситуации Вопрос к ситуации 1: Как нужно было поступить мальчикам? Вопрос к ситуации 2:Что делать? Поздравить сегодня или на следующий год? Вопрос к ситуации 3: Как быть в этой неприятной ситуации? 3. Работа над этикетными словами - Так какие слова можно сказать, когда мы извиняемся, просим прощение? - Как можно вежливо ответить, когда у вас просят прощения или извиняются? - Рассмотрим 5 шагов к правильному извинению (комментирование учителя) Делайте это искренне - Ложное извинение принесет больше вреда, чем пользы Не оправдывайте свои действия - Если вы занимаетесь объяснением того, почему вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что вы и не извиняетесь вовсе Примите обязательство измениться - Если вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей маме: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением Выражайте свои извинения осторожно - Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях» Будьте готовы к неловкости и неудобству - Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь. Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину - Говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ» - Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение смягчат любую конфликтную ситуацию - Если человек, которого вы обидели, протянет вам руку для рукопожатия - это и будет его ответом на ваше извинение - Что значит простить? 4. Работа с пословицами - На рабочих листах соедините начало и конец пословиц, в которых встречаются термины, с которыми сегодня работали | Деятельность обучающихся Работают в группах по плану (Приложение 2) Изображают картину в лицах Задают вопросы каждому герою картины - Какие чувства испытывает мальчик? (стыд, вина, подавленность) - Так бывает, когда сделаешь что-то плохое - Что чувствует мать? (она устала, не злится, но расстроена) - Что выражает взгляд сестры? (осуждение, она учится хорошо) А почему улыбается младший братишка? (ему ситуация не понятна, т.к. он маленький, ему любопытно) Мнения могут разойтись: - не почувствовал себя виноватым - почувствовал себя виноватым - Чувство сильного смущения от сознания того, что совершил плохой поступок (сгорать от стыда) - Чувство вины - Высказывают предположения - Нет Обсуждение Знакомят класс со значением слов СТЫД, ВИНА (ВИНИТЬСЯ) Составляют и записывают на рабочий лист схему 2: стыд перед другими ответственность вина перед собой Дети приходят к выводу, что перед ними проблема - актуальная, близкая лично им и всем - Не всегда - Бессовестный - Совесть Составляют и записывают на рабочий лист схему 3: стыд + вина = совесть - Попросить прощение, извиниться - Высказывают предположения - Да (нет) Дети предлагают свои варианты извинений Группа «Актеры» разыгрывает ситуации (Приложение 3) перед классом, вместе подбирают слова извинения (ответы учащихся фиксируются на доске) - Извини, пожалуйста. Прости. Приношу свои извинения. Я был не прав, прости. Я не хотел тебя обидеть, прости - Хорошо. Принимаю твои извинения. Пожалуйста. Я не сержусь. Я не обиделся. Давай забудем об этом - Простить - это значит не держать обиды на другого человека Работают в парах Объясняют смысл пословиц |