kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Стыд, вина, извинение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проектировании урока были использованы личностно-ориентированный, дифференцированный и системно-деятельностный подходы. осговным этапом является работа в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Стыд, вина, извинение"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Общая часть

Модуль

Светская этика

Класс

4

Тема урока

Стыд, вина, извинение

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, умение работать в группе

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Цель:

Формирование у обучающихся представлений о стыде и вине как регуляторах поведения людей

Задачи:

1. Формировать этические нормы поведения в обществе и общении друг с другом.

2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Стыд, вина, извинение, прощение

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»

Методы, приёмы, технологии обучения

Технология развивающего обучения, анализ конкретных ситуаций, ролевая игра, работа с различными источниками, приёмы «Картинная галерея», «Корзина ситуаций», «Незаконченное предложение», тестирование

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Рассказ Л. Толстого «Косточка»; репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка»; толковый словарь русского языка С. Ожегова; песня «Если добрый ты», музыка М. Пляцковского, слова Б. Савельева, из мультфильма «День рождения кота Леопольда»

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Индивидуальная работа, учебный диалог, групповая форма работы, работа в паре


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 ЭТАП Организационный момент

Деятельность учителя

- Всем добрый день! За окном весеннее солнце своими лучами согревает землю

- Послушайте фрагмент песни кота Леопольда из известного всем мультфильма

Слышно как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны,

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

- Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!

Деятельность обучающихся

Рассаживаются на свои места


2 ЭТАП Актуализация знаний

Деятельность учителя

- А что чувствует человек, который вольно или невольно совершил плохой, неправильный поступок?


- Что делать, если неправильный поступок уже случился, неприятные чувства нахлынули и вы понимаете, что с этим грузом жить очень трудно?

Деятельность обучающихся

Называют и вписывают слова в схему № 1 на рабочих листах (Приложение 1): тяжесть на душе, грусть, стыд, огорчение, вина


Высказывают предположения

3 ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

1. Просмотр интерактивной фонограммы к рассказу Л. Толстого «Косточка»

- Послушайте рассказ Л. Толстого «Косточка». Какие чувства испытали герои этого рассказа?

2. Обсуждение фонограммы

- Почему мальчик заплакал?

- Как вы оцените поведение мальчика?

- Какие чувства испытывает сын к отцу?

- Что нужно сделать, чтобы избавиться от чувства вины?

- Сегодня на уроке мы будем обсуждать неправильные поступки, действия, необдуманные слова, обижающие людей, и вместе с вами научимся справляться с подобными ситуациями.

3. Подведение к теме урока

- О каких понятиях и чувствах мы будем говорить сегодня на уроке?

- На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение. Вы слышали эти слова много раз, сегодня мы уточним их значение, какой смысл вложен в эти слова

Деятельность обучающихся






- Потому что ему стало стыдно, почувствовал вину. Он поступил плохо

- Чувство стыда, вины

- Извиниться перед тем, кого обидел





Высказывают предположения

4 ЭТАП Целеполагание

Деятельность учителя

- Сформулируйте тему урока

(тема урока - на доску)

- Запишите её на своих рабочих листах

- Чтобы вы хотели узнать, уточнить по данной теме?

- Какие задачи мы должны поставить пред собой на данном уроке?

Деятельность обучающихся

- На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение


Предположение учащихся

Уточнить чем отличается чувство стыда от чувства вины

5 ЭТАП Планирование работы

Деятельность учителя

Организует работу в группах

1 группа «Языковеды» - будет уточнять значения терминов

2 группа «Живая картина» (5 человек, не менее 2-ух из них – мальчики) - будет работать с репродукцией картины Федора Решетникова «Опять двойка» и покажет её нам в лицах

3 группа «Журналисты» - будет работать с репродукцией картины Федора Решетникова «Опять двойка» и подготовит вопросы для героев живой картины

4 группа «Актеры» - покажет ситуации, которые могут случиться с каждым в повседневной жизни

Деятельность обучающихся

Выслушивают краткое содержание заданий

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания

Деятельность учителя

1. Работа в группах

- Начинаем и заканчиваем работу групп по сигналу

Контролирует, направляет работу групп

2. Отчет работы групп

2 группа «Живая картина»

3 группа «Журналисты»



- Как вы думаете, почему?







- А теперь представьте, что дома никого не было

- С какими чувствами мальчик шёл домой? Было ли ему стыдно?

- Тогда давайте уточним какое чувство испытывал герой, если стыд, то перед кем-то, а тут никого нет?

- Что вы ощущаете, когда испытываете чувство стыда?


- Какое чувство испытывает человек, когда ему стало стыдно за свой поступок?

- Вина - что это? Предположите

- Как вы думаете стыд и вина - это одно и то же? Есть между этими чувствами различие?

1 группа «Языковеды» поможет нам уточнить определение понятий СТЫД, ВИНА

- Составим вывод в виде схемы № 2

(составляет схему на доске)



- А испытывали ли вы чувство стыда, и в каких ситуациях? Перед кем вам было стыдно?

- А всем ли всегда бывает стыдно за двойку?

- Как называют человека, не испытывающего ни вины, ни стыда?

- Какое еще понятие, нравственное качество связано с чувством стыда и вины?

- Составим вывод в виде схемы № 3 (составляет схему на доске)

-Что необходимо сделать, чтобы избавиться от чувства вины?


-Что такое извинение?

- Группа «Языковеды», скажите, ребята правильно понимают значение слова ИЗВИНЕНИЕ? Если нет, то уточните его

- А какие слова извинения может сказать мальчик с картины Ф. Решетникова «Опять двойка», чтобы избавиться от чувства вины?

4 группа «Актеры» - покажет ситуации, которые могут случиться с каждым из нас в повседневной жизни. Посмотрите и подумайте о том, какой лучше найти выход из каждой ситуации

Вопрос к ситуации 1: Как нужно было поступить мальчикам?

Вопрос к ситуации 2:Что делать? Поздравить сегодня или на следующий год?

Вопрос к ситуации 3: Как быть в этой неприятной ситуации?

3. Работа над этикетными словами

- Так какие слова можно сказать, когда мы извиняемся, просим прощение?

- Как можно вежливо ответить, когда у вас просят прощения или извиняются?

- Рассмотрим 5 шагов к правильному извинению (комментирование учителя)

  1. Делайте это искренне

- Ложное извинение принесет больше вреда, чем пользы

  1. Не оправдывайте свои действия

- Если вы занимаетесь объяснением того, почему вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что вы и не извиняетесь вовсе

  1. Примите обязательство измениться

- Если вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей маме: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением

  1. Выражайте свои извинения осторожно

- Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях»

  1. Будьте готовы к неловкости и неудобству

- Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом

Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь. Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину

- Говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ»

- Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение смягчат любую конфликтную ситуацию

- Если человек, которого вы обидели, протянет вам руку для рукопожатия - это и будет его ответом на ваше извинение

- Что значит простить?

4. Работа с пословицами

- На рабочих листах соедините начало и конец пословиц, в которых встречаются термины, с которыми сегодня работали

Деятельность обучающихся


Работают в группах по плану (Приложение 2)



Изображают картину в лицах

Задают вопросы каждому герою картины

- Какие чувства испытывает мальчик?

(стыд, вина, подавленность)

- Так бывает, когда сделаешь что-то плохое

- Что чувствует мать?

(она устала, не злится, но расстроена)

- Что выражает взгляд сестры?

(осуждение, она учится хорошо)

А почему улыбается младший братишка?

(ему ситуация не понятна, т.к. он маленький, ему любопытно)

Мнения могут разойтись:

- не почувствовал себя виноватым

- почувствовал себя виноватым

- Чувство сильного смущения от сознания того, что совершил плохой поступок (сгорать от стыда)

- Чувство вины

- Высказывают предположения

- Нет

Обсуждение

Знакомят класс со значением слов СТЫД, ВИНА (ВИНИТЬСЯ)

Составляют и записывают на рабочий лист схему 2:

стыд перед другими

ответственность

вина перед собой

Дети приходят к выводу, что перед ними проблема - актуальная, близкая лично им и всем

- Не всегда

- Бессовестный

- Совесть

Составляют и записывают на рабочий лист схему 3:

стыд + вина = совесть

- Попросить прощение, извиниться

- Высказывают предположения


- Да (нет)


Дети предлагают свои варианты извинений

Группа «Актеры» разыгрывает ситуации (Приложение 3) перед классом, вместе подбирают слова извинения




(ответы учащихся фиксируются на доске)

- Извини, пожалуйста. Прости. Приношу свои извинения. Я был не прав, прости. Я не хотел тебя обидеть, прости

- Хорошо. Принимаю твои извинения. Пожалуйста. Я не сержусь. Я не обиделся. Давай забудем об этом






















- Простить - это значит не держать обиды на другого человека


Работают в парах

Объясняют смысл пословиц

7 ЭТАП Включение в систему знаний и повторение

Деятельность учителя

  1. Упражнение «Стыдно – это когда…»

- хочется попросить прощения - “горят щеки”

- ты кого-то обидел - ты помог другу

- тебя ругают - тебя хвалят

- ты совершил что-то плохое - ты совершил что-то хорошее?

  1. Организует игру «Корзинка вопросов»


  1. Организует игру «Закончи фразу»


- Легче на душе становится, когда тебя...

- Прощение дает нам свободу от чувства…

  1. Ответьте на вопросы теста на рабочем листе

Деятельность обучающихся

Если согласны с высказыванием – хлопают в ладоши, если нет - не хлопают




Поочередно берут по одному вопросу, зачитывают его, отвечают (Приложение 4)

Хором заканчивают фразы и дописывают их на рабочем листе

-…прощают

-…вины

- Отвечают самостоятельно, проверка по эталону

8 ЭТАП Рефлексия (итог урока)

Деятельность учителя

Работа по таблице

- Перед вами на столах лежит таблица (Приложение 5), вам необходимо её заполнить, по желанию – зачитать ответы для всех и сдать

Плюс - понравилось на уроке. Минус – не понравилось

Интересно – самые интересные факты урока

Деятельность обучающихся

Выводы учащихся

Высказывают в таблице свои впечатления об уроке


9 ЭТАП Домашнее задание

Задание по выбору:

1. Подберите пословицы, поговорки, сказки, рассказы по теме нашего урока.

2. Напишите мини-сочинение о том, какое продолжение может быть у истории с героем картины Решетникова «Опять двойка».

3. Напишите мини-сочинение о том, как вы попросили у кого-то прощение, простили кого-то.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Стыд, вина, извинение"

Автор: Юзикова Ольга Викторовна

Дата: 27.08.2018

Номер свидетельства: 476476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaorksemodulsvietskaiaetikapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "293156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455427667"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства