kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по основами мировых религиозных культур. На тему "Священные сооружения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему "Священные сооружения" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по основами мировых религиозных культур. На тему "Священные сооружения"»



Разработка урока

учебного модуля « Основы мировых религиозных культур»

по теме «Священные сооружения»

Цель:

формирование первоначальных представлений о священных сооружениях религий мира: знакоство с устройством, предназначением и архитектурными особенностями священных сооружений христианства, ислама, буддизма и иудаизма.



Личностные результаты:

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

  • Обеспечение условий для усвоения учащимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

  • Содействие формированию интереса к изучению мировых культур и религий;

  • Воспитание гражданственности, веротерпимости, толерантности, уважения к предмету.

  • Воспитание уважительного и бережного отношения к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.



Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



Предметные результаты:

  • Развитие представлений о священных сооружениях религий мира, правилами поведения в них ;

  • Умение различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям;

  • Познакомить с основными понятиями:, храм, церковь, купол, алтарь, иконостас, фреска, колокольня, мечеть, минарет, михраб, ступа, пагода, синагога, менора, Тора, бима.

Коммуникативные УУД:

  • Развивать умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в группе.

  • Развивать умения выражать свои эмоции.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.



Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.



  1. Актуализация знаний

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. (Слайд2)

«В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»

Народная мудрость



- Как вы понимаете это высказывание? (В одной стране люди могут быть представителями разных религий, но могут жить мирно, спокойно посещать свои храмы)

По слушайте стихотворение.

В стране религий много, не робей!
Здесь кришнаит, буддист, католик,
Вот мусульманин, хочешь? - иудей,
На вкус любой, лишь выбирай какую!

И издавна средь них ведется спор,
Кто всех верней, кто истинней. кто прав.
До драки доходили, до ножей,
Да что там до ножей, - до истребленья
И вырезали целые селенья,
Имея имя Бога на устах....

Один кричит: "Над нами Божий Сын!",
Ему в ответ: "Аллах всех круче!",
А рядом ухмыляется раввин,
Уж он то знает истину получше.

Одни укрыли женщину до пят,
А сами обрастают бородою,
Кто носит крест, кто режет плоть,
А кто-то череп гладко бреет.

Как все это наивно и смешно,
А если гибнет кто, то и трагично.
Ведь Бог всем жизнь дает равно,
Не глядя на наряды и отличья.

- Чтобы люди спокойно, терпимо относились к разным религиозным культурам, должны ли они знать их традиции, особенности?

- Какие религии вы знаете? (христианство, иудаизм, ислам, буддизм)

Рассмотрите основные понятия и узнайте, к какой религии они относятся. (Слайд3)







Таблица1


?

?

?

?


Иисус Христос 

Мухаммад 

Сиддхартха Гаутама (Будда) 

Авраам



Библия 

(Новый завет)


Коран


Типитака 



Танах

(Ветхий завет)


Епископы, священники и диаконы 

Единая община умма 

Имам 

Община сангха 

Ламы 

Раввины








- Какую религию характеризуют понятия первого столбика? (Христианство)

- Какую религию характеризуют понятия второго столбика? (Ислам)

- Какую религию характеризуют понятия третьего столбика? (Буддизм)

- Какую религию характеризуют понятия четвёртого столбика? (Иудаизм)

Названия религий вставляются в первую строку. (Слайд4)

- Дайте общее название понятиям 2-й строки? (Основатели религий)

-Дайте общее название понятиям 3-й строки? (Священные книги)

- Дайте общее название понятиям 4-й строки? (Хранители преданий) (Слайд 5)

  1. Постановка проблемы

- Что же объединяет людей разных религиозных культур? (Объединяет обращение к Богу через молитву)

- В каких местах для обращения к Богу собираются люди? О чём ещё можем мы узнать? Какое общее понятие мы можем поместить на пятой строке нашей таблицы? (ученики высказывают свои мысли)

Если нет нужного ответа, учитель может предложить тему урока по согласным буквам : Свщнн сржн (Священные сооружения) (Слайд6)

- Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам. Для этих целей они отводили определённые места, на которых возводили специальные сооружения. Остатки некоторых из них дошли до наших дней. Стоунхендж, возвышающийся в гордом уединении над травянистой равниной Сейлсбери в Южной Англии, - наверное, самый известный в мире доисторический храм. (Слайд7)

- Одним из культовых сооружений, которое являлось центром религиозной жизни еврейского народа между 10 веком до н.э. и 1 веком н.э. был Иерусали́мский храм. Он служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу и стал центром религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но враги захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Но и этот Храм был разрушен. (Слайд 8)

- Уцелела лишь часть стены. Она считается святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому стена называется Стеной Плача. (Слайд9)

3. Планирование деятельности

- Прежде, чем перейти к изучению священных сооружений разных религий, давайте составим план нашей работы.

На основании предположений детей составляется план:

  • Узнать название сооружения

  • Внешние отличительные признаки

  • Внутреннее убранство

  • Особенности в одежде и поведении


Таблица 2 «Священные сооружения»



Иудейская

культура

Христианская

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

Названия священных

сооружений.






Особенности устройства.







Особенности в поведении и одежде людей.









- Где мы можем узнать про священные сооружения?

( Учащиеся предлагают:

  • прочитать текст в учебнике,

  • рассмотреть иллюстрации учебника,

  • поработать с электронным приложением

  • узнать из дополнительных источников)

4. Решение проблемы

- Предлагаю вам поработать в группах, а затем поделиться новыми знаниями друг с другом.

Каждая группа получает план-задание: прочитать текст учебника, в табличку вписать главные понятия (уметь объяснить их значение), придумать символы, для заполнения информации про поведение и одежду людей при посещении священных сооружений.

Один ученик от группы выбирается экскурсоводом по священному сооружению выбранной религиозной культуры (с помощью электронного приложения). Другой ученик собирает пазл изображения священного сооружения. Проверяется коллективно.

Слайд 10

-Изучив все особенности священных сооружений религий мира, можно снова вернуться к эпиграфу и постараться понять его.

Слайд 11

Даже в одном городе, например в Черкесске могут мирно существовать люди разных религиозных культур. Свободно посещать свои священные сооружения. И все мы должны с уважением относиться к культурному достоянию людей разных религий, к их обычаям и поведению.

Предлагаю решить филворд. Каждая команда ищет слова, связанные с разными религиями, выделить их.

1 команда – с христианством, 2 – буддизмом, 3 – исламом, 4 – с иудаизмом.










6. Рефлексия. (Слайд11)

Продолжите предложения:

  • Сегодня я узнал…

  • Меня очень заинтересовало…

  • Мне сложно понять…

  • Было неинтересно…

  • Я бы хотел…


























































Приложение 1.





Священные сооружения иудаизма

План работы:

    1. Прочитать текст учебника на с. 30-31, рассмотреть иллюстрации, прочитать дополнительную информацию.

    2. Выбрать нужные понятия для заполнения таблицы на доске и наклеить их на лист А3 (уметь их объяснять)

    3. Придумать символы, обозначающие правила в поведении и одежде людей при посещении священного сооружения

    4. Собрать пазл с изображением нужного священного сооружения

    5. Провести экскурсию по священному сооружению (на электронной доске с помощью электронного приложения)





Священные сооружения христианства

План работы:

    1. Прочитать текст учебника на с.31 - 32, рассмотреть иллюстрации, прочитать дополнительную информацию.

    2. Выбрать нужные понятия для заполнения таблицы на доске и наклеить их на лист А3 (уметь их объяснять)

    3. Придумать символы, обозначающие правила в поведении и одежде людей при посещении священного сооружения

    4. Собрать пазл с изображением нужного священного сооружения

    5. Провести экскурсию по священному сооружению (на электронной доске с помощью электронного приложения)



Священные сооружения ислама

План работы:

    1. Прочитать текст учебника на с. 32 - 33, рассмотреть иллюстрации, прочитать дополнительную информацию.

    2. Выбрать нужные понятия для заполнения таблицы на доске и наклеить их на лист А3 (уметь их объяснять)

    3. Придумать символы, обозначающие правила в поведении и одежде людей при посещении священного сооружения

    4. Собрать пазл с изображением нужного священного сооружения

    5. Провести экскурсию по священному сооружению (на электронной доске с помощью электронного приложения)













Священные сооружения буддизма

План работы:

    1. Прочитать текст учебника на с. 33, рассмотреть иллюстрации, прочитать дополнительную информацию.

    2. Выбрать нужные понятия для заполнения таблицы на доске и наклеить их на лист А3 (уметь их объяснять)

    3. Придумать символы, обозначающие правила в поведении и одежде людей при посещении священного сооружения

    4. Собрать пазл с изображением нужного священного сооружения

    5. Провести экскурсию по священному сооружению (на электронной доске с помощью электронного приложения)





Приложение 2

Синагога

парохет

бима

менора

плита

Церковь

алтарь

иконостас

крест

иконы фрески

колокольня

Мечеть

минарет

михраб

Ступы

Пагода






























Приложение 3.

Христианство.

Большое внимание уделялось при строительстве церкви куполам. Форма куполов менялась в русском зодчестве. Более древняя – шлемовидная форма, которая напоминала о доблестных воинах и богаты­рях - защитниках Отечества.

Луковичная форма купола появилась намного позже и символизировала пламя свечи. Такие луковичные главки напоминают огненные языки, устремлённые ввысь, к небесам.

Над главами возвышается крест. Это говорит о том, что храм христианский, и в нем прославляется распятый на кресте Христос, который является Главой Церкви.

Храмы, по большей части, внутри делятся на три отделения. Первая от входа часть называется притвором. В древности здесь стояли оглашенные, т. е. готовящиеся принять крещение, и кающиеся. Вторая часть храма - средняя часть, занимает средину его и назначена для молитвы всех православных христиан, третье отделение храма - самое главное - это алтарь.

Самое священное место в храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может туда входить. Это не секретная комната, просто человек должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма преградой – иконостасом. На иконостас ставятся иконы – изображения Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата.

В христианских храмах также используются росписи стен – фрески. Многие фрески изображают библейские сюжеты.



Ислам.

Мечеть - молитвенное здание в исламе.

Купол мечети имеет полукруглую форму и увенчан полумесяцем. Рядом с мечетью находятся минареты - башни, с которых верующих призывают на молитву пять раз в день.

Классическое устройство мечети включает в себя:

-собственно молитвенное здание (как правило, с галереями);

- двор, где должен находиться фонтан для омовения;

-один или несколько минаретов (башня для призыва мусульман на молитву).

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным.

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение и выстраиваются рядами за имамом – предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.













Буддизм

Ступа похожа на половину шара, на купол, полусферу. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение «ступа» - что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо.

Позже ступы стали строить более сложными, они превратились в высокие многоярусные строения, которые называются пагоды. Иногда они могут достигать грандиозных размеров и высоты до 50 метров. Отличительной чертой пагоды являются слегка приподнятые кверху заострённые края кровли. Это подчёркивает её устремлённость вверх. Позднее широко развернулось храмовое строительство. Фасады храмов украшены рельефами и скульптурами, а внутри представляют собой большой прямоугольный зал.

Перед изображениями божеств устанавливают алтарь – обтянутый материей стол. Перед алтарем верующие совершают поклоны, выражая свое почтение буддийским святыням. На алтарь также ставят подношения Будде. Изображения Будды располагается на алтаре и является наиболее важным элементом в храме. К изображению Будды нельзя поворачиваться спиной.

Стены буддийских храмов украшают яркими росписями, изображениями Будды и других святых, сделанными на ткани. Над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, матерчатые цилиндры, шелковые платки, наполненные ароматными травами шары и фонари разной формы и цвета.



Иудаизм.

Расселившись по разным странам, группы евреев стали использовать для совместных молитв и чтения Священного Писания «дома собраний» – синагоги. Синагоги являются главными священными зданиями для иудеев и сегодня. Следует отметить, что синагога не является храмом.

Внешне синагоги могут выглядеть по-разному, но внутри их устройство всегда подчинено определенным правилам.

Парохет - шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Обычно его помещают у стены, обращенной в сторону Иерусалима. Он должен быть прикрыт специальным занавесом.

Менора – светильник из семи свечей. Вечный огонь, лампа, которая должна постоянно гореть, символизируя заповедь; «возжигать вечный огонь перед скрижалями…»

Бима - возвышение, на котором стоит стол, куда кладут свиток Торы во время чтения недельных глав.

Отделение для женщин, иногда балкон, иногда боковой или задний придел.

Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражи, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по основами мировых религиозных культур. На тему "Священные сооружения"

Автор: Кишмахова Амина Заурбиевна

Дата: 06.12.2021

Номер свидетельства: 593696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Конспект урока № 5  модуля «Основы мировых религиозных культур и светской этики» курса ОРКСЭ по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели". "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-uroka-5-modulia-osnovy-mirovykh-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-kursa-orkse-po-tiemie-vozniknovieniie-rielighii-rielighii-mira-i-ikh-osnovatieli"
    ["file_id"] => string(6) "101009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402403033"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Буддизм и его философская сущность" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-buddizm-i-iegho-filosofskaia-sushchnost"
    ["file_id"] => string(6) "112180"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408385647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства