№1 | Учитель напоминает, что на уроках по основам православной культуры ребята знакомятся с христианскими духовными ценностями, просит учеников напомнить тему предыдущего занятия и полученное домашнее задание. Интересуется, были ли у ребят трудности при выполнении задания, если да, то какие? В качестве обобщения выполненных ученических работ предлагает ответить на следующие вопросы: «Каким предложением можно обобщить содержание всех заповедей?» и «Как исполнение заповедей влияет на жизнь человека?» | Называют тему предыдущего урока и полученное домашнее задание; сообщают о том, что трудностей при его выполнении не возникло (при возникновении трудностей – указывают на те моменты, которые не получились, слушают объяснения ребят, выполнивших задание, пробуют дать собственные ответы в устном виде). Представляют выполненные домашние задания. По каждому из обобщающих вопросов учителя предлагают варианты ответов. |
№2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 | Обращается к ребятам с предложением выбрать варианты ответов на предложенные вопросы: Часто ли замечаете тех, кому плохо?: 1) да, вижу таких людей, животных; 2) нет, таких людей, животных никогда не видел; Как поступаете, когда замечаете тех, кому плохо?: 1) стараюсь помочь; 2) прохожу мимо; Что предпочитаете: 1) выбирать и дарить подарки; 2) получать подарки; Что предпочитаете: 1) оказывать помощь; 2) получать помощь. Просит ребят поднять руку тех, кто преимущественно выбрал ответы под номером 1). Спрашивает: - Как можно назвать тех людей, кто видит людей или животных, нуждающихся в помощи и всегда готов им помочь? Обращает внимание учеников, что таких людей ещё называют милосердными. Знакомит с темой урока «Милосердие и сострадание» и задачами: узнаем, что значит быть милосердным, в чём проявляется милосердие; кого можно считать ближним; каким должно быть отношение христианина к личным врагам. Предлагает в начале поразмышлять самим: 1. Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока? 2. Вспомните случаи из своей жизни, когда к вам были милосердны. Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Ещё минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг. Предлагает познакомиться с притчей о добром самарянине (Приложение 1). Останавливает учащихся после прочтения вопроса «Неужели сейчас он отомстит?» Просит ребят предложить окончание притчи. Слушает варианты ответов, затем знакомит с окончанием притчи. - В чем смысл притчи? (Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И ещё ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи) - Кого же на самом деле можно считать твоим ближним? Предлагаются варианты ответов: а) в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе б) твой вроде бы родной дядя тоже прошёл мимо в) лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошёл поговорить и помочь. Ещё раз задаёт вопрос: кто же на самом деле твой ближний? Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Во время обороны Севастополя в 1855г. Дарья Михайлова, не имеющая медицинского образования, в числе первых среди «севастопольских патриоток» — жён, сестёр, дочерей участников обороны, оказывала помощь раненым и больным защитникам Севастополя. На свои средства она оборудовала первый походный перевязочный пункт. Не зная её фамилии, долгое время её называли Дашей Севастопольской. «Севастопольской» её окрестила народная молва, под этим именем она сохранилась в воспоминаниях врачей — участников войны. И только недавно, в Центральном военно-историческом архиве были найдены документы на имя Дарьи Лаврентьевны Михайловой. В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Этот год можно считать годом рождения профессии медицинской сестры или сестры милосердия в России. Предлагает на основе фотоматериала на страницах учебника подготовить небольшой рассказ о сёстрах милосердия, их деятельности. Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь! Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Даже если это преступник – надо пробовать облегчить его страдания. Если его наказало государство, это не значит, что и каждый из людей должен досаждать ему. Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!» Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие. Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача? Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу. Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твоё сердце, сделают его более человечным. | Внимательно слушают вопросы и варианты ответов к ним. В тетради отмечают цифру выбранного ответа. Оценивают свои ответы; при выборе преимущественно первых вариантов ответов поднимают руку. Дают свои варианты ответов (добрые, заботливые, сердечные) Внимательно слушают тему урока и комментируют поставленные задачи. Стараются дать ответы-размышления на поставленные вопросы, оценить поступки людей, оказавших милосердные поступки. В ходе комментированного чтения предлагают варианты окончания притчи, знакомятся с тем, как на самом деле притча заканчивалась. Пытаются определить смысл притчи. При ответе на поставленный вопрос выбирают вариант под буквой в), и дают определение понятия «ближний». Внимательно слушают рассказ о Дарье Севастопольской. При изучении фотографий в учебнике на сс. 43 – 44 составляют рассказ о деятельности сестёр милсердия. Пробуют осмыслить призыв Христа: прощения тех, кого считаешь недругом. |
№11 | Предлагает познакомиться со статьёй «Это интересно» с. 44 (Приложение 2) и объяснить логику поведения русского путешественника, спасшего юношу. - Вам самим приходилось встречать такие случаи скрытого, непрямого милосердия? При необходимости учитель корректирует ответы учащихся. По вопросам, связанным с характеристикой понятия «милосердие» Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее. Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», - говорили в старину. Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых. Просит познакомиться с рассказом о святой Ульяне (Приложение 3) и ответить на вопрос: - Можно ли считать Ульяну ближней? Милосердной? Объясните своё мнение. | Читают по цепочке статью. Высказывают свои варианты объяснение поведения русского путешественника. Пробуют найти из собственного опыта примеры скрытого милосердия. Внимательно слушают. Читают рассказ о святой Ульяне на с. 45. Аргументировано пытаются определить её как «ближняя, милосердная». |