kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по модулю "Основы православной культуры". Тема "Милосердие и сострадание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:выяснить сущность христианского понимания милосердия. Показать взаимосвязьь понятий "милосердие", "сострадание","любовь к ближним".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по модулю "Основы православной культуры". Тема "Милосердие и сострадание"»

Модуль «Основы православной культуры»

Урок № 12. Тема урока «Милосердие и сострадание»

Основная нравственно-педагогическая идея урока: с древности милосердие осмысляется как важное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В христианстве милосердная любовь приобретает этически особое значение как одна из трёх богословских добродетелей (вера, надежда, любовь). Милосердие — инициативное чувство и активное действие. По христианскому учению, в милосердии человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. Милосердное прощение в христианстве ценится выше и благороднее, чем справедливое возмездие. С этической точки зрения, милосердие составляет долг человека.

Цель урока: выяснить сущность христианского понимания милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Задачи урока:

  • воспитательные: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

  • образовательные: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».

  • развивающие: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; развитие умения работать с понятиями, текстом учебника, иллюстрациями

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Ресурсы для проведения занятия: А.В. Кураев «Основы православной культуры», М., «Просвещение», 2012г. (учебник для 4 – 5 классов), раздаточный материал (распечатка страницы из тетради с печатной основой к уроку № 12), презентация к уроку, компьютер, проектор.

Ход урока

слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент (0,5 минуты)



Организация учащихся на подготовку к уроку, концентрация их внимания

Готовятся и настраиваются к уроку

Проверка выполнения домашнего задания (4 минуты)















№1

Учитель напоминает, что на уроках по основам православной культуры ребята знакомятся с христианскими духовными ценностями, просит учеников напомнить тему предыдущего занятия и полученное домашнее задание. Интересуется, были ли у ребят трудности при выполнении задания, если да, то какие?



В качестве обобщения выполненных ученических работ предлагает ответить на следующие вопросы: «Каким предложением можно обобщить содержание всех заповедей?» и

«Как исполнение заповедей влияет на жизнь человека?»

Называют тему предыдущего урока и полученное домашнее задание; сообщают о том, что трудностей при его выполнении не возникло (при возникновении трудностей – указывают на те моменты, которые не получились, слушают объяснения ребят, выполнивших задание, пробуют дать собственные ответы в устном виде).

Представляют выполненные домашние задания.

По каждому из обобщающих вопросов учителя предлагают варианты ответов.


Усвоение новых знаний (18 минут)






























№2



№3








№4





№5

№6








№7















№8

































№9























10















































































Обращается к ребятам с предложением выбрать варианты ответов на предложенные вопросы:

  1. Часто ли замечаете тех, кому плохо?: 1) да, вижу таких людей, животных; 2) нет, таких людей, животных никогда не видел;

  2. Как поступаете, когда замечаете тех, кому плохо?: 1) стараюсь помочь; 2) прохожу мимо;

  3. Что предпочитаете: 1) выбирать и дарить подарки; 2) получать подарки;

  4. Что предпочитаете: 1) оказывать помощь; 2) получать помощь.

Просит ребят поднять руку тех, кто преимущественно выбрал ответы под номером 1).

Спрашивает: - Как можно назвать тех людей, кто видит людей или животных, нуждающихся в помощи и всегда готов им помочь? Обращает внимание учеников, что таких людей ещё называют милосердными.

Знакомит с темой урока «Милосердие и сострадание» и задачами: узнаем, что значит быть милосердным, в чём проявляется милосердие; кого можно считать ближним; каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

Предлагает в начале

поразмышлять самим:

1. Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?

2. Вспомните случаи из своей жизни, когда к вам были милосердны.

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Ещё минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

Предлагает познакомиться с притчей о добром самарянине (Приложение 1). Останавливает учащихся после прочтения вопроса «Неужели сейчас он отомстит?» Просит ребят предложить окончание притчи. Слушает варианты ответов, затем знакомит с окончанием притчи.

- В чем смысл притчи? (Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И ещё ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи)

- Кого же на самом деле можно считать твоим ближним?

Предлагаются варианты ответов:

а) в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе

б) твой вроде бы родной дядя тоже прошёл мимо

в) лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошёл поговорить и помочь.

Ещё раз задаёт вопрос: кто же на самом деле твой ближний?

Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Во время обороны Севастополя в 1855г. Дарья Михайлова, не имеющая медицинского образования, в числе первых среди «севастопольских патриоток» — жён, сестёр, дочерей участников обороны, оказывала помощь раненым и больным защитникам Севастополя. На свои средства она оборудовала первый походный перевязочный пункт. Не зная её фамилии, долгое время её называли Дашей Севастопольской. «Севастопольской» её окрестила народная молва, под этим именем она сохранилась в воспоминаниях врачей — участников войны. И только недавно, в Центральном военно-историческом архиве были найдены документы на имя Дарьи Лаврентьевны Михайловой.

В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Этот год можно считать годом рождения профессии медицинской сестры или сестры милосердия в России.

Предлагает на основе фотоматериала на страницах учебника подготовить небольшой рассказ о сёстрах милосердия, их деятельности.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Даже если это преступник – надо пробовать облегчить его страдания. Если его наказало государство, это не значит, что и каждый из людей должен досаждать ему.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу.

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твоё сердце, сделают его более человечным.

Внимательно слушают вопросы и варианты ответов к ним. В тетради отмечают цифру выбранного ответа.















Оценивают свои ответы; при выборе преимущественно первых вариантов ответов поднимают руку.

Дают свои варианты ответов (добрые, заботливые, сердечные)







Внимательно слушают тему урока и комментируют поставленные задачи.





Стараются дать ответы-размышления на поставленные вопросы, оценить поступки людей, оказавших милосердные поступки.





























В ходе комментированного чтения предлагают варианты окончания притчи, знакомятся с тем, как на самом деле притча заканчивалась.






Пытаются определить смысл притчи.





При ответе на поставленный вопрос выбирают вариант под буквой в), и дают определение понятия «ближний».















Внимательно слушают рассказ о Дарье Севастопольской. При изучении фотографий в учебнике на сс. 43 – 44 составляют рассказ о деятельности сестёр милсердия.







































Пробуют осмыслить призыв Христа: прощения тех, кого считаешь недругом.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала (10мин.)














11













































Предлагает познакомиться со статьёй «Это интересно» с. 44 (Приложение 2) и объяснить логику поведения русского путешественника, спасшего юношу. - Вам самим приходилось встречать такие случаи скрытого, непрямого милосердия?

При необходимости учитель корректирует ответы учащихся. По вопросам, связанным с характеристикой понятия «милосердие»

Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», - говорили в старину. Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.

Просит познакомиться с рассказом о святой Ульяне (Приложение 3) и ответить на вопрос:

- Можно ли считать Ульяну ближней? Милосердной? Объясните своё мнение.

Читают по цепочке статью.

Высказывают свои варианты объяснение поведения русского путешественника.

Пробуют найти из собственного опыта примеры скрытого милосердия.





















Внимательно слушают.
























Читают рассказ о святой Ульяне на с. 45.

Аргументировано пытаются определить её как «ближняя, милосердная».

Закрепление новых знаний (7,5 минуты)

12


Организует работу по анализу отрывка древней баллады «Вейнсбергские жены» (Приложение 4.) На партах учащихся лежат распечатки со стихотворением и вопросами-заданиями к нему.

Обращает внимание учащихся на выделенное четверостишие. Распределяет вопросы по группам:

- Согласны ли с этим утверждением? Обоснуйте своё мнение.

-Кто проявил милосердие в данной истории? Каким образом?

- Как вы думаете, а как поступили женщины, у которых не было родных?

В качестве обобщающего вопроса каждой группе предлагается следующий:

- Может ли милосердие и любовь к ближнему изменить человека? Приведи пример.

Формулирует общий итог: когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее.







Читают по цепочке четверостишия поэтического отрывка.

Знакомятся с вопросами к стихотворению и в группах предлагают ответы. Представляют ответы, при необходимости отвечают на уточняющие вопросы.

Подведение итогов урока (4 минуты)


Обращает внимание на задачи, поставленные перед учащимися в начале урока, и предлагает определить их выполнение (фронтальный опрос).

Предлагает учащимся провести самооценку деятельности на уроке, для этого в оценочной таблице отметить уровень успешности своей деятельности на занятии. Если оценка не высока, учитель предлагает сформулировать возникшие у ученика затруднения.

Высказывают суждения оценочного характера о выполнении задач урока.



Осуществляют самооценку деятельности на уроке в оценочных таблицах. При возникших затруднениях формулируют их в письменном виде.

Домашнее задание (1 минута)

13




14

Вносит предложение сделать своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подарить её одинокому человеку.

Отвечает на вопросы уточняющего характера.

Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию.

















Приложение 1

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвёз раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

























Приложение 2



Однажды русский путешественник в Париже увидел на мосту юношу, который явно собирался броситься в реку и так покончить с собой. Путешественник, проходя мимо задумчивого юноши, вдруг остановился и задал крайне неуместный вопрос: "Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?". Ошарашенный кандидат в самоубийцы ответил:

- Да, есть…

- Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?

- Пожалуй…

- А раз так, то, может, Вы отложите Ваше решение на несколько минут. Вот в том квартале живут довольно бедные люди, и Ваши деньги им отнюдь не помешали бы. Мог бы я попросить Вас прежде сходить туда и найти кого-нибудь, чтобы передать ему не нужные Вам уже деньги?

Юноша согласился. Он ушёл и на мост больше не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелёк, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.

(по В. Марцинковскому)























Приложение 3

В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно, вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

































Приложение 4

Вейнсбергские жены (отрывок)


...Сей рассказ из давней были

К нам пришёл через века:

Крепость Вейнсберг окружили

Наступавшие войска.


Кайзер Конрад разъярённый

Гнал на штурм бойцов своих,

Но железной обороной

Старый герцог встретил их.


День и ночь идёт осада,

День и ночь гремит война.

Прочь отброшена пощада,

Вельфам гибель суждена.


Среди грохота и воя,

Средь бушующих огней

Милосердие простое

Груды золота ценней...


Так и здесь... Твердя молитвы,

Через вражеский редут

Толпы жён на поле битвы

Прямо к Конраду идут.


«Кайзер, внемли нашим стонам,

Дай от смерти жизнь спасти,

Разреши несчастным жёнам

Прочь из крепости уйти!»


И ответил победитель,

Тронут этою мольбой:

«Уходите и берите

Все, что можете, с собой!»


И взгляните – что за диво!

Свет любви тая в очах,

Жены вышли торопливо

С тяжкой ношей на плечах.


Но не серебро, не злато,

Не дары своей земли –

Мужа, сына или брата

На плечах они несли.


Конрад, полон удивленья,

Молвит: «Вот чего не ждал!»

И тогда от умиленья,

Как младенец, зарыдал.

И противнику в награду

За любовь и верность жён

Повелел он снять осаду.

Так был город пощажён...









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по модулю "Основы православной культуры". Тема "Милосердие и сострадание"

Автор: Пирогова Надежда Михайловна

Дата: 04.12.2018

Номер свидетельства: 488850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект  урока  «Милосердие и сострадание» "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "223769"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438112836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства