Просмотр содержимого документа
«Современные подходы в преподавании религиозной культуры. Виды учебной деятельности, которые применяются в рамках преподавания курса ОРКСЭ.»
Современные подходы в преподавании религиозной культуры. Виды учебной деятельности, которые применяются в рамках преподавания курса ОРКСЭ.
Современные подходы в преподавании религиозной культуры.
В свете требований ФГОС начального общего образования с новыми подходами к преподаванию курса ОРКСЭ являются: культурологический, коммуникативный, деятельностный и личностно-ориентированный.
Культурологический подход формирует у младших школьников поликультурную компетентность и первоначальные представления о религиозной культуре и светской этике. Культура понимается здесь духовное и материальное богатство народов России и мира, Поликультурная компетентность означает интегративное качество личности младшего школьника, включающее систему поликультурных знаний, интересов. Она предполагает принятие учащимися культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к различным культурам и их носителям. В результате изучения курса ОРКСЭ школьниками должно быть усвоено, что каждая религия и культура имеет свои ценности и вносит свой вклад в развитие человечества, поскольку все они вместе составляют единое духовное наследие нашей страны и мира.
Коммуникативный подход формирует у младших школьников коммуникативную компетентность и предполагает активное взаимодействие, сотрудничество учащихся, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т.д. Он нацелен на создание коммуникативно насыщенной образовательной среды, преодоление назидательности образовательного процесса. Этот подход реализуется посредством:
диалоговой формы учебных занятий по курсу ОРКСЭ; использования коммуникативных универсальных учебных действий
совершенствования знаний, умений и навыков учащихся в разных видах речевой деятельности (чтении, письме, слушании, говорении, дискуссии, аргументации и т.д.); заданий, нацеленных на обогащение лексического запаса учащихся; на каждом уроке следует систематически проводить словарную работу – определять значение имени, названия, термина и понятия, обсуждения нравственного смысла народных пословиц, высказываний и оценочных суждений религиозных и общественных деятелей, писателей, философов и т.д. выстраивания диалога учащихся с художественным или дидактическим проблемным текстом, развития их социально-коммуникативных способностей слушать и слышать.
Деятельностный подход реализуется через систему заданий, направленных на развитие мышления школьников, обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной работы. Здесь необходимо добиваться постановки и решения проблемных вопросов.
Личностно-ориентированный подход выражается в предъявлении учащимся заданий на трёх уровнях сложности – воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Последние предлагаются для индивидуальной работы с детьми с привлечением их родителей, использованием словарей, справочников, ресурсов Интернета и т.д.
К основным формам и видам учебной деятельности в рамках преподавания курса ОРКСЭ относятся:
• словесные (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);
• наглядные (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);
• практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);
• репродуктивные (необходимые для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда). Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса. При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии четко поставленной цели или проблемы. Групповая работа как одна из основных форм, стимулирующих самостоятельную работу и мышление учащихся, лежит в основе практически каждой современной модели преподавания религии.
Прекрасным подспорьем для работы в группах может служить метод TASC и диалоговые методы работы, о которых пойдет речь ниже. Этот метод позволяет более четко организовать работу учащихся и облегчает учителю задачу оценки результатов образовательной и воспитательной деятельности на уроке. Среди других форм учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики. В своей практике я использую «Драматизацию» она школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы . Драматизация привлекательна еще и тем, что через текст героев, постановку и общее настроение учащиеся могут более глубоко передать суть изучаемых явлений и собственного осмысления материала. «Интервью» - эта форма учебной деятельности , которую использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, ветеранов и т.п.).
«Письменная творческая работа» она позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию Учащимся предлагаю темы творческих работ на выбор « Есть ли Бог» «Зачем надо изучать ОРКСЭ?» Важно, чтобы они были оригинальными, фантазию, образное мышление. Например, на одном из уроков группе учащихся было предложено представить себя журналистами, оказавшимися в древнем Египте с заданием написать газетную статью о Моисее . Это задание требует от учащихся переосмысление исторических и культурных событий. Использование информационно-коммуникационных технологий. В рамках преподавания курса ОРКСЭ широко использую игру, как вид учебной деятельности. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(258) "Современные подходы в преподавании религиозной культуры. Виды учебной деятельности, которые применяются в рамках преподавания курса ОРКСЭ."
["seo_title"] => string(80) "sovremennye_podkhody_v_prepodavanii_religioznoi_kultury_vidy_uchebnoi_deiatelnos"
["file_id"] => string(6) "569067"
["category_seo"] => string(6) "orkise"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1609308140"
}
}