kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ»

Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ



Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” - это “взаимный”, "act" — действовать. Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности обучения, прежде всего, диалогового, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Уроки ОРКСЭ позволяют в полной мере осуществлять применение интерактивных способов обучения. Целесообразно на уроках данного курса использовать технологии ТРКМ, «Кейс-метод», творческая мастерская, игровые технологии, а также отдельные методы данных технологий. Основы этих технологий - ориентация на развитие творческих способностей личности, здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, культуру, открывает новое.

В педагогической науке и практике сложилось устойчивое представление о необходимости активизировать «мыслительную деятельность обучаемых», формировать нестандартные подходы к решению проблем, развивать творческое мышление.

Кейс-метод, в отличие от многих традиционных методов обучения, позволяет учащемуся применить к практической ситуации полученные знания и понять, что они получены не зря. В процессе разбора кейсов развиваются аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире. При использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, осуществляется переход от ориентации образования на усредненного ученика к ориентации на индивидуализированный подход к каждому учащемуся.

Создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения в процессе обучения (проблемных ситуаций) и их разрешение считается эффективным средством при обучении различным дисциплинам. Особенно это актуально на уроках ОРКСЭ, где обсуждаются нравственные проблемы. Конкретная ситуация, включаемая в кейс-метод, — это описание определённых условий из жизни, ориентирующее учащихся на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения.

Существуют разные способы задания проблем в кейсе. Например, в кейсе отсутствует информация об одном элементе ситуации. Задача учащихся состоит в реконструкции недостающей информации, соотнесении её с заданной и выделении проблемы.

Работа с кейсом используется на этапе изучения нового материала - представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности.

Деятельность, в которою включаются учащиеся, учебные действия, типы учебных заданий, характер задаваемых учителем вопросов:

Задание 1. «Мозговой штурм», работа в группах.

Задание 2. Выявление проблем, презентации групп.

Задание 3.Дискуссии, персональные выступления.

Задание 4.Рефлексия, результат работы на уроке в соответствии с критериальной оценкой кейс-метода.

При работе с кейсом учащиеся должны сформулировать проблему; гипотезы о том, как могли бы повести себя в предложенной ситуации герои рассказа; какой способ решения проблемы является нравственным.

Далее учащиеся оценивают поведение героев и выбирают нравственного героя, который не оставил друга в беде и повел себя как настоящий друг. Учитель берет на себя роль «консультанта по процессу». Зная суть проблемы, он помогает диагностировать ситуацию и выбрать правильное решение проблемы.

При изучении темы урока метод case-study имеет следующие преимущества:

• Получение навыка решения реальных проблем, при этом процесс изучения имитирует механизм принятия решения в жизни;

• Получение навыков работы в команде;

• Выработка навыков простейших обобщений;

• Получение навыков пресс-конференции, умение формулировать вопрос, аргументировать ответ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ

Автор: Нефедова Валентина Викторовна

Дата: 29.03.2018

Номер свидетельства: 464130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Основы религиозных культур и светской этики.  Праздники народов России.  Приход весны "
    ["seo_title"] => string(87) "osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-prazdniki-narodov-rossii-prikhod-viesny"
    ["file_id"] => string(6) "194143"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427731157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства