Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ»
Применение интерактивных форм обучения на уроках ОРКСЭ
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” - это “взаимный”, "act" — действовать. Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности обучения, прежде всего, диалогового, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это период для формирования нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Уроки ОРКСЭ позволяют в полной мере осуществлять применение интерактивных способов обучения. Целесообразно на уроках данного курса использовать технологии ТРКМ, «Кейс-метод», творческая мастерская, игровые технологии, а также отдельные методы данных технологий. Основы этих технологий - ориентация на развитие творческих способностей личности, здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, культуру, открывает новое.
В педагогической науке и практике сложилось устойчивое представление о необходимости активизировать «мыслительную деятельность обучаемых», формировать нестандартные подходы к решению проблем, развивать творческое мышление.
Кейс-метод, в отличие от многих традиционных методов обучения, позволяет учащемуся применить к практической ситуации полученные знания и понять, что они получены не зря. В процессе разбора кейсов развиваются аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире. При использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, осуществляется переход от ориентации образования на усредненного ученика к ориентации на индивидуализированный подход к каждому учащемуся.
Создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения в процессе обучения (проблемных ситуаций) и их разрешение считается эффективным средством при обучении различным дисциплинам. Особенно это актуально на уроках ОРКСЭ, где обсуждаются нравственные проблемы. Конкретная ситуация, включаемая в кейс-метод, — это описание определённых условий из жизни, ориентирующее учащихся на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения.
Существуют разные способы задания проблем в кейсе. Например, в кейсе отсутствует информация об одном элементе ситуации. Задача учащихся состоит в реконструкции недостающей информации, соотнесении её с заданной и выделении проблемы.
Работа с кейсом используется на этапе изучения нового материала - представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности.
Деятельность, в которою включаются учащиеся, учебные действия, типы учебных заданий, характер задаваемых учителем вопросов:
Задание 1. «Мозговой штурм», работа в группах.
Задание 2. Выявление проблем, презентации групп.
Задание 3.Дискуссии, персональные выступления.
Задание 4.Рефлексия, результат работы на уроке в соответствии с критериальной оценкой кейс-метода.
При работе с кейсом учащиеся должны сформулировать проблему; гипотезы о том, как могли бы повести себя в предложенной ситуации герои рассказа; какой способ решения проблемы является нравственным.
Далее учащиеся оценивают поведение героев и выбирают нравственного героя, который не оставил друга в беде и повел себя как настоящий друг. Учитель берет на себя роль «консультанта по процессу». Зная суть проблемы, он помогает диагностировать ситуацию и выбрать правильное решение проблемы.
При изучении темы урока метод case-study имеет следующие преимущества:
• Получение навыка решения реальных проблем, при этом процесс изучения имитирует механизм принятия решения в жизни;