Данный материал будет полезен учителям преподающим курс ОРКСЭ, классным руководителям, студентам. Основной акцент работы: «Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по курсу ОРКСЭ.»
Обобщение опыта по курсу ОРКСЭ.
Описание материала: Предлагаю вам обобщение своего опыта по курсу ОРКСЭ.
Данный материал будет полезен учителям преподающим курс ОРКСЭ, классным руководителям, студентам. Основной акцент работы: «Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ»
С 1 апреля 2012 года я начала работать над проблемой: «Использования активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКС»
Актуальность, практическая значимость
В настоящее время государство при осуществлении реформы системы образования основной акцент делает на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Курс « Основы мировых религиозных культур и светской этики» как раз и направлен на приобщение к духовно-нравственным ценностям, на знакомство с основами различных мировоззрений. Данный курс опирается на духовные традиции народов, общечеловеческие ценности и гуманизм.
Я работаю с учащимися начальных классов, ведущими методами моей работы являются поисковая и исследовательская деятельность по добыванию знаний. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» имеет большие возможности для использования активных и интерактивных методов для выработки системы знаний, помогающих судить о том, что следует и чего не следует делать, отличать добро от зла, прекрасное от безобразного.
Источник возникновения опыта.
Интерес к этой проблеме обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, в условиях модернизации российского образования утвердился новый стиль педагогического мышления, ориентирующийся на интенсивное и эффективное решение образовательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование. Во-вторых, изменились цели образования. В- третьих, вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Идея и концепция изменений.
Характерными причинами этой ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, что ведет к табакокурению, алкоголизму, наркомании, аморальному поведению. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.
Разработка и внедрение в педагогическую практику активных и интерактивных методов обучения обеспечивает повышение качества учебного процесса, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей.
Сущность методической системы учителя, отражающей ведущие идеи опыта.
Процесс освоения программы построен на сочетании занятий в классе, основанных на активных и интерактивных формах освоения учебного содержания, а также
использовании примеров и ситуаций из собственного опыта обучающихся и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного опыта деятельности в реальную практику.
Активный методический подход:
Это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, где обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Учащиеся активные участники урока.
Например:
Урок №23 "Совесть"
Работа с пословицами: 5минут.
-В начале урока вы познакомили нас с теми пословицами о чести и достоинстве, которые приготовили дома.
- Как вы думаете, есть ли пословицы о понятии совесть?
Из слов на карточках соберите пословицу и объясните её смысл.
Работа детей в группах:
1 группа - худого, не, хорошего, из, сделаешь. / Из худого хорошего не сделаешь/.
2 группа – а, утаить, сказать, стыдно, грех / Стыдно сказать, а грех утаить./. ) Существуют не только пословицы о совести, но и высказывания знаменитых людей
Без совести и при большом уме не проживёшь. М. Горький.
Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. А. Пушкин.
Правда коротка; ложь всегда многословна. Л. Толстой.
Работа с притчей.5минут.
-Действительно,стыдно за свои поступки бывает не только детям, но и взрослым. Прочитайте притчу Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек».
Связана ли она с темой нашего урока?
Чтение притчи детьми вслух по частям.
Старый дед и внучек.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет: что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
-Бывает ли так, когда взрослые поступают не по совести?
Условия метода: учитель и учащиеся находятся на равных правах, и предполагает демократический стиль обучения.
Интерактивный методический подход.
Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог выступает в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращено к опыту самого учащегося, причем не, только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. В методическом сопровождении курса имеются задания, ориентированные на интерактивную работу.
Например:
Игра «Три задания». Урок №20 "Золотое правило нравственности"
К доске приглашаются 6 детей. Они встают в пары, лицом друг к другу. Первой тройке предлагается придумать задания для человека, стоящего напротив него (выбор заданий не ограничен). Задания проговариваются вслух. Затем предлагается выполнить эти задания тому, кто их и придумал. Вторая тройка садятся на свои места.
Детям задаётся вопрос: какое правило человеческих отношений демонстрирует эта игра? О нём и пойдёт сегодня речь на уроке.
Беседа с учащимися
Обращаемся к теме урока. Подберите существительное к прилагательному золотой. Что может быть золотым? Какие значения есть у этого слова?
Работа со сказкой братьев Бондаренко «Солнечный зайчик»
Читается первая часть сказки.
Жил на кургане Хомяк. Рядом с ним на том же кургане жил Суслик. И был у Суслика кусочек зеркальца. Суслик целыми днями сидел с ним у своего домика на крылечке и показывал Хомяку солнечного зайчика. Часто говорил он:
- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко и один солнечный зайчик.
Хомяку стало обидно, что у него нет зеркальца и нет своего солнечного зайчика. И однажды, когда Суслик побежал на поле один ужинать, Хомяк забрался к нему в дом и унёс зеркальце. Завернул его в тряпочку, спрятал к себе под подушку и сказал:
- Зеркальце теперь моё, и солнечный зайчик тоже мой.
Вопрос: как вы думаете, что стал делать Хомяк с зеркальцем? Принимаются все варианты ответов детей.
Читается вторая часть сказки.
Всю ночь ему снилось, будто сидит он у своего домика на крылечке и ловит в зеркальце солнышко. Просыпаясь, он говорил:
- Завтра будет так, как снится сегодня. Утром он достал из-под подушки зеркальце, и хотел было бежать с ним на улицу, но остановился. Нельзя ему показываться с ним на кургане. Увидит Суслик и скажет:
- Так это ты украл моё зеркальце? И Хомяк опять завернул зеркальце в тряпочку и сунул под подушку. Весь день сидел он скучный на крылечке своего домика, а Суслик – у себя на крылечке и говорил Хомяку:
- У нас с тобой, сосед, одно в небе на двоих солнышко, и нет ни одного солнечного зайчика, потому что кто-то украл у меня зеркальце.
Так было и на другой день и много, много дней. Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк…
Вопрос: что бы вы сделали на месте Хомяка? (ответы обучающихся)
Читается окончание сказки.
Тосковал о солнечном зайчике и Хомяк. И однажды не вытерпел, достал зеркальце и отнёс Суслику, когда его не было дома.
Утром прибежал к нему Суслик и забарабанил в окошко:
- Идём скорее: я нашёл своё зеркальце. Сейчас у нас с тобой опять будет солнечный зайчик.
И всё опять стало хорошо. По целым дням они сидят каждый возле своего домика. Суслик ловит в зеркальце солнышко и говорит Хомяку:
- У нас с тобой, сосед, на двоих одно солнышко в небе и на двоих один солнечный зайчик. А Хомяк говорит Суслику:
- Что ж, пусть лучше будет один солнечный зайчик на двоих, чем ни у тебя, ни у меня не будет.
Вот только не знает Суслик, почему он так говорит.
Обсуждение содержания сказки
Какие чувства вы испытываете к Хомяку? (варианты ответов: жалость, сопереживание, осуждение, уважение)
Зачем Хомяку понадобилось зеркальце?
О чём забыл Хомяк? Что не мог предугадать Хомяк, когда брал зеркальце?
В каждом уроке предусмотрена насыщенная и объёмная интерактивная работа, опирающаяся на предыдущие темы для отработки понятий до уровня навыка и новые, для сохранения интереса.
Помимо заданий учебника, в своей практике я применяю следующие методы:
1.Творческие задания.
Урок №6 "Добро и зло"
Творческая работа (составление коллажа)
Звучит песня «Дорогою добра»
На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.
- Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло»)
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно)
Урок №14 "Дружба"
Детям раздают карточки, со словами из пословиц. ( Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух.)
Группы формируем по составленной пословице.
Задание: Составьте памятку для тех, кто стремится стать хорошим другом «Правила дружбы». Выслушать мнение каждой группы. На экране появляется обобщённая памятка. Подарите памятку, кому бы вы хотели. Одна остаётся в классном уголке.
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощение, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Не жадничать
Помогать другу
Быть честным
Интерактивное упражнение «Скрепка» Урок №13 "Альтруизм и эгоизм"
Каждому дается канцелярская скрепка. Задание: разогните ее, а сейчас – сверните ее в исходное положение. Это не удается. Вывод: часто люди, руководствуясь только своими эгоистическими принципами, пытаются воздействовать на других, как считают нужным, нанося порой душевные раны и страдания другому. Мы должны помнить об этом и стараться быть терпимее к другим, уметь уступать и не обижать.
Творческое задание, особенно практическое, придает смысл обучению, мотивирует учащихся.
Работа в малых группах;
Работа в малых группах дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения: в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия.
Урок №2 "Что такое светская этика"
Проигрывание ситуаций. Работа в группах.
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?
- Какое поведение вы не одобряете?
Урок №6 "Добро и зло"
Работа в группах. Учитель. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
расстроенная подруга плачет;
приятель в компании беззастенчиво врёт;
родители несправедливо сердятся;
брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь
Работа в группах, опережающее задание «несуществующие диалоги» повышает познавательную мотивацию учащихся.Обучает навыкам успешного общения - умению слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание, повышает эффективность усвоения учебного материала, формирует в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний, методов, понятий, применяемых в данном предмете, воспитывает патриота и любовь к своей родине.
Обучающие игры: ролевые игры, имитации, деловые и образовательные игры.
1) Например: Урок по теме « Моральный долг» (с применением интерактивного метода – ролевой игры). Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной мини-лекции для обозначения двух точек зрения по проблеме с использованием опорного конспекта:
а) выполнение моральных обязанностей по зову души и исполнение, установленных в обществе моральных норм;
б) отклонение от моральных норм и нарушение своего долга, поведение, противоречащее моральным нормам и правам других людей.
Для нравственной рефлексии применяю « Дерево Добра», куда каждый ученик прикрепляет свое пожелание или пожелание своему близкому, другу. Есть свой почтовый ящик - каждый имеет возможность опустить анонимно или с подписью, свои проблемы, благодарности, даже жалобы.
Или же «Волшебные шляпы»
Дети делятся на группы, каждая группа получает шляпу, в зависимости от цвета шляпы получают задание. Белая шляпа – мыслим фактами. (отвечают на вопросы)
- Ч то нового вы узнали?
Желтая шляпа
- Что было хорошо?
- Полезно?
-Познавательно?
- Интересно?
Черная шляпа
- С чем вы не согласны?
- Что вы бы хотели изменить?
Красная шляпа
- Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке? (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, удивление)
Зелёная шляпа – творческая
Вспоминают или пользуются словарем пословиц и поговорок. Пословицы, поговорки, афоризмы
Синяя шляпа – создают письменно группой памятку «Как стать добрым человеком?».
Рефлексия.
(дома дети вырезали из цветной бумаги форму ладони и писали на ней свой добрый поступок, который они совершили и считают его действительно морально добрым)
-А сейчас мы с вами составим из ваших добрых поступков солнце , которое поможет нам и дальше делать только добрые дела.
По мнению родителей, педагогов, самих детей изучение курса имеет большое воспитательное значение - обучающиеся показали значительно более высокую воспитанность и положительную моральную мотивацию.
С учениками 4 «в» класса было проведено открытое внеклассное мероприятие «Светлое Христово Воскресение Пасха» для начальной школы. Ученики рассказали об истории возникновения Пасхи, как украшают дом к празднику. Познакомили детей с народными обрядами и обычаями, с играми и развлечениями на Пасху.
Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях.
Свой опыт я представила на МО начальных классов школы №15.
Результативность реализации методической системы.
Главным результатом реализации методической системы считаю формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению.
Адресная направленность опыта
Данный опыт будет интересен учителям преподающим курс ОРКСЭ, классным руководителям, студентам.