Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ –народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Методические аспекты ведения урока ОРКСЭ"»
Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ –народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.
Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающих готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем. Курс имеет познавательный культурологический характер, в нем много внимания уделяется патриотическому воспитанию, воспитанию терпимости к людям разных взглядов.
Сегодня никто не сомневается, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» был включен в учебный план нашей школы в 2011-2012 учебном году в соответствии с Поручением Президента РФ от 2.08.2009г. (Пр-2009
ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства РФ от 11.08.2009г. (ВП-П44-4632). Для определения модуля курса было проведено анкетирование родителей, родительское собрание «Что такое ОРКСЭ? Дерево Дружбы», с целью учета интересов обучающихся и их семей.
В школе создана необходимая нормативно-правовая и организационная база апробации курса ОРКСЭ. Обеспечены условия для свободного выбора родителями при согласии детей модулей курса. Целесообразность преподавания данного учебного курса волновала не только педагогов, но и родителей. Эта тема стала основным предметом обсуждения на родительских собраниях. Была проведена большая разъяснительная работа, цель которой обеспечить свободу и осознанный выбор для изучения одного из модулей курса. И по мнению родителей выбран модуль «Основы Православной культуры» (А.Кураев). В процессе разъяснительной работы каждый из родителей понял, что у всех модулей единая методическая и методологическая основа. Каждый выбранный модуль преследует единую цель: дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.
Школа обеспечена учебно-методическими комплектами в соответствии с выбором родителей, и учителя, преподающие данный курс, своевременно прошли курсы повышения квалификации при ИПК ПРО в г.Тула.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом модуль ОПК изучался в объеме 34 часов: 17 часов во 2 полугодии 4 класса, 17 часов в 1 полугодии 5 класса.О большом воспитательном потенциале данного курса говорят итоги анкетирования среди родителей в мае 2013 г.. На вопрос «В чем Вы видите положительное значение введение курса?» получены следующие ответы: воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России, духовное и культурное развитие детей, повышение нравственности детей, формирование патриотизма и гражданской солидарности, формирование ценности здорового образа жизни, снижение уровня преступности, наркомании, формирование уважительного отношения к старшим
Было отмечено, что очень важно, что данный курс является связующим звеном между начальной школой и основной школой, и предваряет изучение такого учебного предмета как история.Родители положительно относятся к введению нового курса, регулярно обсуждают темы, изучаемые на уроках выбранного предмета. Родители уверены, что изучаемый предмет курса нравится ребенку. Поэтому по завершению модуля ОПК в 5 классе, во 2 полугодии прошлого учебного года, было принято решение ознакомить учащихся с остальными мировыми религиями.
На уроках были использованы различные формы и виды организации учебной деятельности, сочетание различных методов обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы. Систематически проводилась работа в парах, группах, учитывая личностные характеристики школьников, степень развития их умений, степень заинтересованности, уровень самостоятельности. Работа в группе позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, способствует включённости в работу всего класса.
Почти на каждом уроке используются презентации, т.к. иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается. Систематически используются толковые словари. Для проверки домашних заданий, закрепления изученного на уроке используются задания тестового характера, викторины. Опыт детей не богат, а выполнение домашних заданий часто требуют знаний и творческого подхода и без помощи родителей или других взрослых школьники не могут обойтись. Например, такие задания: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или «Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи», «Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье», составить викторину или кроссворд по пройденной на уроке теме и другие задания. Поэтому родители становятся непосредственными участниками учебного процесса. Никого не оставили равнодушными праздники и открытые уроки «Святая Троица», Международный день толерантности, «Священные книги религий мира», участие в областном конкурсе «История семьи в истории России» в номинации «Путешествие по линиям родословной», по словам родителей, очень сблизило не только родителей и детей, но и многочисленных родственников, при подготовке генеалогического древа и оставлению книги родословной, В рамках курса ОРКСЭ в системе осуществлялась внеклассная работа, стимулирующая познавательную активность школьников в учебной деятельности. Использовались следующие виды внеурочной деятельности: заочные путешествия, просмотр кинофильмов, викторины, экскурсии по святым местам: Оптина пустынь, источник св.Давида в Талеж, мужской монастырь г.Серпухов.
Родители выразили надежду на положительные результаты преподавания истории и культуры религий, считая, что изучение данного курса необходимо для общего развития, расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа. Родители хотят видеть своего ребенка духовно-нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, более образованным, терпимым к людям различных вероисповеданий, надеются, что их дети будут более заботливыми по отношению к родителям, старикам и инвалидам, в ходе изучения данного курса задумаются о смысле жизни, усвоят понятия «добро», «зло», «грех», «наказание», надеются, что данные знания улучшат обстановку в молодежной среде, помогут воспитанию толерантности в обществе.
В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. Именно школа должна решить проблему духовно-нравственного развития и воспитания личности, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.
Таким образом, очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.