kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методические аспекты ведения урока ОРКСЭ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ –народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Методические аспекты ведения урока ОРКСЭ"»

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ –народной философии, мудрости традиционного мировоззрения.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающих готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем. Курс имеет познавательный культурологический характер, в нем много внимания уделяется патриотическому воспитанию, воспитанию терпимости к людям разных взглядов.

Сегодня никто не сомневается, что преподавание знаний о религиозных культурах призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» был включен в учебный план нашей  школы в 2011-2012 учебном году в соответствии с Поручением Президента РФ от 2.08.2009г. (Пр-2009

ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства РФ от 11.08.2009г. (ВП-П44-4632). Для определения модуля курса было проведено анкетирование родителей, родительское  собрание «Что такое ОРКСЭ? Дерево Дружбы», с целью учета интересов обучающихся и их семей.

В школе создана необходимая нормативно-правовая и организационная база апробации курса ОРКСЭ. Обеспечены условия для свободного выбора родителями при согласии детей модулей курса. Целесообразность преподавания данного учебного курса волновала не только педагогов, но и родителей. Эта тема стала основным предметом обсуждения на родительских собраниях. Была проведена большая разъяснительная работа, цель которой обеспечить свободу и осознанный выбор для изучения одного из модулей курса. И по мнению родителей выбран модуль «Основы Православной культуры» (А.Кураев). В процессе разъяснительной работы каждый из родителей понял, что у всех модулей единая методическая и методологическая основа. Каждый выбранный модуль  преследует единую цель: дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.

Школа обеспечена учебно-методическими комплектами  в соответствии с выбором родителей, и учителя, преподающие данный курс, своевременно прошли курсы повышения квалификации при ИПК ПРО в г.Тула.     

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом модуль ОПК изучался  в объеме 34 часов: 17 часов во 2 полугодии 4 класса, 17 часов в 1 полугодии 5 класса.О большом воспитательном потенциале данного курса говорят итоги анкетирования среди родителей в мае  2013 г.. На вопрос «В чем Вы видите положительное значение введение курса?» получены следующие ответы: воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России, духовное и культурное развитие детей, повышение нравственности детей, формирование патриотизма и гражданской солидарности, формирование ценности здорового образа жизни, снижение уровня преступности, наркомании, формирование уважительного отношения к старшим

Было отмечено, что очень важно, что данный курс является связующим звеном между начальной школой и основной школой, и предваряет изучение такого учебного предмета как история. Родители положительно относятся к введению нового курса, регулярно обсуждают темы, изучаемые на уроках выбранного предмета. Родители уверены, что изучаемый предмет курса нравится ребенку. Поэтому по завершению  модуля ОПК в 5 классе, во 2 полугодии прошлого учебного года, было принято решение ознакомить учащихся с остальными мировыми религиями.   

На уроках  были использованы  различные формы и виды организации учебной деятельности, сочетание  различных методов обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, метод самостоятельной работы. Систематически проводилась работа в парах, группах, учитывая личностные характеристики школьников, степень развития их умений, степень заинтересованности, уровень самостоятельности. Работа в группе позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, способствует включённости в работу всего класса.

Почти на каждом уроке   используются  презентации, т.к.  иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную  память и учебный материал лучше усваивается.  Систематически используются толковые словари. Для проверки домашних  заданий, закрепления изученного на уроке используются задания тестового характера, викторины. Опыт детей не богат, а выполнение домашних заданий часто требуют знаний и творческого подхода и без помощи родителей или других взрослых школьники  не могут обойтись.  Например, такие задания: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или «Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи», «Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье», составить викторину или кроссворд по пройденной на уроке теме и другие задания. Поэтому родители становятся непосредственными участниками учебного процесса. Никого не оставили равнодушными праздники и открытые уроки «Святая Троица», Международный день толерантности, «Священные книги религий мира», участие в областном конкурсе  «История семьи в истории России» в номинации  «Путешествие по линиям родословной»,  по словам родителей, очень сблизило не только родителей и детей, но и многочисленных родственников, при подготовке генеалогического древа и оставлению книги родословной,    В рамках курса ОРКСЭ  в системе осуществлялась внеклассная работа, стимулирующая познавательную активность школьников в учебной деятельности. Использовались  следующие виды внеурочной деятельности:  заочные путешествия, просмотр кинофильмов, викторины, экскурсии по святым местам: Оптина пустынь, источник св.Давида в Талеж,  мужской монастырь г.Серпухов.

Родители выразили надежду на положительные результаты преподавания истории и культуры религий, считая, что изучение данного курса необходимо для общего развития,  расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа. Родители  хотят видеть своего ребенка духовно-нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, более образованным, терпимым к людям различных вероисповеданий, надеются, что их дети будут более заботливыми по отношению к родителям, старикам и инвалидам, в ходе изучения данного курса задумаются о смысле жизни, усвоят понятия «добро», «зло», «грех», «наказание», надеются, что данные знания улучшат обстановку в молодежной среде, помогут воспитанию толерантности в обществе.

 В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. Именно школа должна решить проблему духовно-нравственного развития и воспитания личности, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.

 Таким образом,  очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Методические аспекты ведения урока ОРКСЭ"

Автор: Лямова Сафият Каплановна

Дата: 13.10.2025

Номер свидетельства: 675346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Из опыта работы учителя ОРКСЭ (модуль Основы Православной культуры) "
    ["seo_title"] => string(67) "iz-opyta-raboty-uchitielia-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "101957"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402469828"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Из опыта работы "Методические аспекты ведения урока ОРКСЭ""
    ["seo_title"] => string(58) "iz_opyta_raboty_metodicheskie_aspekty_vedeniia_uroka_orkse"
    ["file_id"] => string(6) "675345"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1760350233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства