kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание в семье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация адресована классным руководителям среднего звена  и составлена с учётом требований ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание в семье»

Духовно-нравственное воспитание в семье Составила: учитель русского языка и литературы Воеводина В.В.

Духовно-нравственное

воспитание в семье

Составила:

учитель русского языка

и литературы

Воеводина В.В.

«Богатство  духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»   В.А. Сухомлинский

«Богатство  духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»

  В.А. Сухомлинский

Воспитание духовной личности  Положительное  воздействие семьи на  личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых  близких   для  него   людей – матери, отца, бабушки, дедушки не  относятся  к  ребёнку  лучше,  не любят его так и не заботятся о нём столько.  Но нигде ему и не нанесут большего вреда воспитанием, как в семье.

Воспитание духовной личности

Положительное  воздействие семьи на  личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых  близких   для  него   людей – матери, отца, бабушки, дедушки не  относятся  к  ребёнку  лучше,  не любят его так и не заботятся о нём столько.

Но нигде ему и не нанесут большего вреда воспитанием, как в семье.

Воспитание нравственной личности   Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.  Начинать формировать совесть нужно  с  воспитания  у  ребёнка чувства стыда.  Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Воспитание нравственной личности

Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно  с  воспитания  у  ребёнка чувства стыда.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Цель духовно-нравственного развития Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие. В современных условиях ситуация складывается так, что семья и  школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Цель духовно-нравственного развития

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие.

В современных условиях ситуация складывается так, что семья и  школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания  Как семья и школа  могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для  родителей?  В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка  ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания

Как семья и школа  могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для  родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка  ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Никогда нельзя терять из поля зрения психическое  состояние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады»  у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отчего?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не должно быть  вероломным , оно должно быть  осторожным, чтобы не навредить.

Никогда нельзя терять из поля зрения психическое  состояние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады»  у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отчего?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не должно быть  вероломным , оно должно быть  осторожным, чтобы не навредить.

Данные независимого исследования «Семья и общество» (НИИ Семьи и воспитания 2021г) Проблемы, типичные для семьи в воспитании детей % Ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей 80,2% Значительные различия во взглядах на жизнь членов семьи 55,4% Недостаточное знание членами семьи друг друга 53% Отсутствие возможностей контролировать поведение детей 53,3% Отсутствие взаимопонимания с детьми 45,7%

Данные независимого исследования

«Семья и общество»

(НИИ Семьи и воспитания 2021г)

Проблемы, типичные для семьи в воспитании детей

%

Ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей

80,2%

Значительные различия во взглядах на жизнь членов семьи

55,4%

Недостаточное знание членами семьи друг друга

53%

Отсутствие возможностей контролировать поведение детей

53,3%

Отсутствие взаимопонимания с детьми

45,7%

Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствие (или  причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания.

Следствие (или  причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Методы и условия воспитания ребёнка в семье  1) Атмосфера  любви .  Лишённый  этого  чувства человек  не  способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на  детскую психику, даёт широкий простор для проявления  чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Методы и условия

воспитания ребёнка в семье

1) Атмосфера  любви .  Лишённый  этого  чувства человек  не  способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на  детскую психику, даёт широкий простор для проявления  чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

2) Атмосфера искренности.  «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни.  Всякую  ложь,  всякий обман, всякую симуляцию ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и  прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью.

2) Атмосфера искренности.  «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни.  Всякую  ложь,  всякий обман, всякую симуляцию ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и  прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью.

3) Разъяснение. Воздействие словом . Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть  содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы  слово  воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на  эмоциональное  воздействие.

3) Разъяснение. Воздействие словом .

Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть  содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.

Чтобы  слово  воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на  эмоциональное  воздействие.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.   Одни  упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.  

Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха.

5) Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считал наказание. Наказание имеет воспитательную силу  в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

5) Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считал наказание.

Наказание имеет воспитательную силу  в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6 ) Порицание. Воспитательная  сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство  порицания  состоит   в   мудром   сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

6 ) Порицание. Воспитательная  сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство  порицания  состоит   в   мудром   сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом  в  воспитании В.А. Сухомлинский считает  запрещение.  Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо,  раб  прихотей  и   тиран ближних. Воспитание  желаний–тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого   и безжалостного».

7) Очень важным методом  в  воспитании В.А. Сухомлинский считает запрещение.  Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо,  раб  прихотей  и   тиран ближних. Воспитание  желаний–тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого   и безжалостного».

8) Необходимо воспитывать  чувства.    Это  значит  и  словом  и  делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку. Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи  с  каким-либо  событием,  поступком  человек  ощущает тончайшие  переживания  другого   и   отвечает   на   них   своими собственными. чувства.   Это  значит  и  словом  и   делом вызывать  переживания,  пробуждать  чувства,  умышленно   создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

8) Необходимо воспитывать  чувства.  

Это  значит  и  словом  и  делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи  с  каким-либо  событием,  поступком  человек  ощущает тончайшие  переживания  другого   и   отвечает   на   них   своими собственными. чувства.   Это  значит  и  словом  и   делом вызывать  переживания,  пробуждать  чувства,  умышленно   создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка . Постоянно  наблюдая  за работой взрослых, ребёнок начинает,  имитировать  это  в  игре,  а затем и сам включается в процесс труда как помощник,  и,  наконец, как самостоятельный исполнитель.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка .

Постоянно  наблюдая  за работой взрослых, ребёнок начинает,  имитировать  это  в  игре,  а затем и сам включается в процесс труда как помощник,  и,  наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка:  роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной   еды, табака, алкоголя.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка:  роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной   еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми .   Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Значительно позже ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и  может оценивать поведение  и  поступки окружающих людей.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми .

  Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил.

Значительно позже ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и  может оценивать поведение  и  поступки окружающих людей.

12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных  отношений и в связи этим: а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к  ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками; б) контролировать проявление взаимной любви в  присутствии детей. «Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто»,  - писал И. А. Ильин.

12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к  ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в  присутствии детей. «Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто»,  - писал И. А. Ильин.

Социальные институты, формирующие  духовно-нравственную личность ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СЕМЬЯ КУЛЬТУРА РЕЛИГИЯ

Социальные институты, формирующие духовно-нравственную личность

ОБРАЗОВАНИЕ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СЕМЬЯ

КУЛЬТУРА

РЕЛИГИЯ

Факторы, влияющие на развитие и воспитание ребёнка

Факторы, влияющие на развитие и воспитание ребёнка

Главные институты воспитания: взаимодействие Школа Семья Духовно-нравственное развитие ребенка Для достижения общей цели эффект дает только совместное воздействие педагогов школы и родителей на ребенка.

Главные институты воспитания:

взаимодействие

Школа

Семья

Духовно-нравственное развитие ребенка

Для достижения общей цели эффект дает только

совместное воздействие педагогов школы и родителей на ребенка.

В условиях семейного и школьного воспитания на становление духовно-нравственной личности влияют:  1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения); 2. традиции (переходящие из поколения в поколение способы передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и школы); 3. отношения (сердечные, душевные чувствования и настроения); 4. правила (образ мыслей, нормы поведения, привычки) доброй и благочестивой жизни; 5. распорядок (установленный порядок течения дел) дня, недели, года.

В условиях семейного и школьного воспитания на становление духовно-нравственной личности влияют:

1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);

2. традиции (переходящие из поколения в поколение способы передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и школы);

3. отношения (сердечные, душевные чувствования и настроения);

4. правила (образ мыслей, нормы поведения, привычки) доброй и благочестивой жизни;

5. распорядок (установленный порядок течения дел) дня, недели, года.

Взаимодействие предполагает создание условий:

Взаимодействие предполагает создание условий:

  • для духовно-нравственного становления личности и саморазвития;
  • для формирования ценностных ориентаций на основе единых требований к ребенку;
  • для подготовки к жизненному самоопределению;
  • для позитивной социальной адаптации.
Выводы Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья  воспринимает  и  передаёт  своим  воспитанникам  культурные   и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно  человеческой  духовности;  а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины». Родители  составляют  первую  общественную  среду   ребёнка.   Родители являются образцами, на которые  ребёнок  ориентируется  ежедневно, важно это помнить.

Выводы

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья  воспринимает  и  передаёт  своим  воспитанникам  культурные   и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно  человеческой  духовности;  а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители  составляют  первую  общественную  среду  

ребёнка.   Родители являются образцами, на которые  ребёнок  ориентируется  ежедневно, важно это помнить.

Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей семейной жизни.

Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей семейной жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Духовно-нравственное воспитание в семье

Автор: Воеводина Вера Витальевна

Дата: 26.12.2021

Номер свидетельства: 596198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Презентация для родительского собрания "Добродетели""
    ["seo_title"] => string(53) "prezentatsiia_dlia_roditelskogo_sobraniia_dobrodeteli"
    ["file_id"] => string(6) "524978"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1572463748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства