Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОСЭ»
Пояснительная записка.
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основании:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики;
учебно-методического комплекта «Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение»,2016 г.
Описание места в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Парцинская ООШ» на 2021-2022 уч. г. на изучение курса в 4 классе отводится 34 часа годовых (1 час в неделю).
Внесённые изменения.
В учебную программу не внесены изменения и дополнения:
2. Содержание учебного предмета.
Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека (1 ч)
Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как основа воспитанности. Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека. Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.
Раздел 1. Этика общения (4 ч)
Добрым жить на белом свете веселей. Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики. Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики. Основные понятия: добро, зло.
Раздел 2. Этикет (4 ч)
Премудрости этикета. Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета. Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)
В развитии добрых чувств — творение души. Этическая основа понятия «душа», его определение и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души. Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (3 ч)
Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе. Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.
Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи… (1 ч)
Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Азбука простых норм нравственности. Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.
Раздел 1. Простые нравственные истины (4 ч)
Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий опыт о качестве жизни. Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 ч)
Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка в действиях человека. Её смысловая суть и содержание. Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековой опыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках. Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.
Раздел 3. Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч)
Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души? Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению. Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.
Раздел 4. Судьба и Родина едины (3 ч)
Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значение лада в семье. Простые правила его сохранения. Вековой опыт человечества. Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.
3. Тематическое планирование
№ п/п
Название темы
Кол – во часов
Введение
1
Раздел 1
Этика общения
4
Раздел 2
Этикет
4
Раздел 3
Этика человеческих отношений
4
Раздел 4
Этика отношений в коллективе
3
Итоговое творческое сочинение
1
Введение
1
Раздел 1
Простые нравственные истины
4
Раздел 2
Душа обязана трудиться.
4
Раздел 3
Посеешь поступок — пожнёшь характер
4
Раздел 4
Судьба и Родина едины
3
Итоговое творческое сочинение (1 ч)
1
Итого
34
4. Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Кол-во
часов
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Дата
План
Факт
1
1
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека.
Знакомство с общественными нормами нравственности и морали
Раздел 1 Этика общения
2
1
Добрым жить на свете веселей.
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.
3
1
Правила общения для всех.
Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
4
1
От добрых правил – добрые слова и поступки.
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия
5
1
Каждый интересен.
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
Раздел 2 Этикет
6
1
Премудрости этикета.
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
7
1
Красота этикета.
Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей.
8
1
Простые школьные и домашние правила этикета.
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
9
1
Чистый ручеёк нашей речи.
Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.
.
Раздел 3 Этика человеческих отношений
10
1
В развитие добрых чувств – творение души.
Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)
11
1
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.
12
1
Чувство Родины.
Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
13
1
Жизнь протекает среди людей.
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
Раздел 4 Этика отношений в коллективе
14
1
Чтобы быть коллективом.
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
15
1
Коллектив начинается с меня.
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
16
1
Мой класс – мои друзья.
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
17
1
Ежели душевны вы и к этике не глухи. Итоговое творческое сочинение
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
Простые нравственные истины
18
1
Введение
Золотое правило этики — его сущность
19
1
Жизнь священна.
Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)
20
1
Человек рождён для добра.
Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)
21
1
Милосердие – закон жизни.
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
22
1
Жить во благо себе и другим.
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
Душа обязана трудиться
23
1
Следовать нравственной установке.
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.
24
1
Достойно жить среди людей.
25
1
Уметь понять и простить.
Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.
26
1
Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер
27
1
Общение и источники преодоления обид.
Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей
28
1
Ростки нравственного опыта поведения.
29
1
Доброте сопутствует терпение.
30
1
Действия с приставкой «СО».
Судьба и Родина едины
31
1
С чего начинается Родина.
Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
32
1
В тебе рождается патриот и гражданин.
33
1
Человек – чело века.
Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм
34
1
Слово, обращённое к тебе.
Итоговое творческое сочинение (1 ч)
5. Планируемые результаты освоения учебной программы
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.