Просмотр содержимого документа
«Программа по дисциплине "Основа религиозных культур и светской этики"»
Приложение к основной образовательной программе с изменениями, утвержденными приказом от ____________
№ _________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры"
Класс: 4
Учитель:
Срок реализации программы -1 год
Количество часов по учебному плану:
всего – 34ч/год; 1 ч/неделю
Сургут, 2018 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
на основе Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Основной образовательной программы основного начального образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4;
Авторской программы для учащихся 4 класса А. В.Кураева М., Просвещение 2012 год.
Положение МБОУ СОШ №4 о рабочих программах.
Рабочая программа учебного предмета основы православной культуры содержит: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета основы светской этики; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета основы светской этики; описание места учебного предмета в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета основы светской этики»; содержание учебного предмета; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Приказом Министерства образования и науки № 69 от 31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования 2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с делением на соответствующие модули.
В 2009 г. Министерством образования и науки был утвержден новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Он, среди прочего, направлен на обеспечение:
• духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
• сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Системно - деятельностный подход, лежащий в основе стандарта нового поколения, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно- нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него включена специальная обязательная предметная область «Основы духовно - нравственной культуры народов России», состоящая из нескольких модулей, один из них — «Основа православной культуры».
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье». Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.
Курс ОРКСЭ носит светский характер. Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»:
-развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе;
-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
-об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
-осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Определение места и роли учебного курса
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» отводится в 4 классе – 1 час в неделю (всего 34 часа).
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
Описание ценностных ориентиров.
В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Информация об используемом учебнике
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», 4 – 5 классы (Кураев А. В.).
Содержание учебного материала.
Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса:
Знать/понимать:
-основные понятия религиозных культур;
-историю возникновения религиозных культур;
-историю развития различных религиозных культур в истории России;
-особенности и традиции религий;
-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
-описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2013 год
Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 год
« Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2013
Календарно-тематический план
по предмету «Основы православной культуры»
4 класс
(1час в неделю-34 часа в учебном году)
№ урока
Дата
Тема
Дом. задание
Вид контроля
Использ ИКТ
Вид деятельности
по плану
по факту
1
Россия – наша Родина
С. 4-5
Мультимедийная
установка
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
2
Культура и религия
С. 6-7
Мультимедийная
установка
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.
3
Человек и Бог в православии
С. 8-11
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.
4
Православная молитва
С. 12-15
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.
5
Библия и Евангелие
С 16-19
Мультимедийная
установка
Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.
6
Проповедь Христа
С 20-23
Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.
7
Христос и Его крест
С. 24-27
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.
8
Пасха
С. 28-31
Мультимедийная
установка
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.
Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.
9
Православное учение о человеке
С 32-35
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.
10
Совесть и раскаяние
С. 36-39
Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.
11
Заповеди
С. 40-41
Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
12
Милосердие и сострадание
С. 42-45
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.
13
Золотое правило этики
С. 46-47
Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.
14
Храм
С. 48-51
Мультимедийная
установка
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.
Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.
15
Икона
С. 52-55
подготовить творческую работу
Мультимедийная
установка
Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
16
Творческие работы учащихся
С. 56
Выступление учащихся со своими творческими работами
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.
Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).
17
Подведение итогов
С. 57
Выступление учащихся со своими творческими работами
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
18
Как христианство пришло на Русь
С. 58-61
Мультимедийная
установка
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.
Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.
19
Подвиг
С. 62-63
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.
20
Заповеди блаженств
С. 64-67
Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.
21
Зачем творить добро?
С. 68-69
Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.
22
Чудо в жизни христианина
С. 70-71
Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.
23
Православие о Божием суде
С. 72-75
Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.
24
Таинство Причастия
С. 76-79
Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
25
Монастырь
С. 80-83
Мультимедийная
установка
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.
26
Отношение христианина к природе
С. 84-85
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.
27
Христианская семья
С. 86-87
Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
28
Защита Отечества
С. 88-91
Мультимедийная
установка
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.
29
Христианин в труде
С. 92-93
Мультимедийная
установка
Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.
30
Любовь и уважение к Отечеству
С. 94-95
Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.
31
Подготовка творческих проектов учащихся
Разработка творческого проекта
Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
32
Выступление учащихся со своими творческими работами
Разработка творческого проекта
Выступление учащихся со своими творческими работами
Мультимедийная
установка
Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).
33
Выступление учащихся со своими творческими работами
Разработка творческого проекта
Выступление учащихся со своими творческими работами
Мультимедийная
установка
Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).
34
Презентация творческих проектов
Презентация творческих проектов
Мультимедийная
установка
Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).