Внеклассное мероприятие для 7-9 классов "Есенинские чтения"
Внеклассное мероприятие для 7-9 классов "Есенинские чтения"
Данное мероприятие прошло в октябре 2024 г. Учащиеся подготовили литературную композицию на стихи С.А.Есенина. Выступление было приурочено ко дню рождения поэта. Также была подготовлена презентация к данному мероприятию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для 7-9 классов "Есенинские чтения"»
С.А. Есенин. Православные мотивы в творчестве поэта.
Цель работы:
Проанализировать влияние православия на поэзию Сергея Есенина,
Задачи:
Выявить истоки православных мотивов его поэзии,
Проследить отражение православных традиций в книге «Радуница»
Проследить связь поэзии поэта с православными праздниками.
В этом году исполнится 130 лет со дня рождения русского поэта, нашего замечательного земляка Сергея Александровича Есенина!
Время творчества Есенина пришлось на время, когда осквернялись и разрушались храмы Господни, варварски уничтожались иконы, но страшнее всего, вся Россия стремилась вытравить в сердцах новых поколений не только само Слово Христово, но даже память о Нём. Само имя Христа ставится под запретом.
Но дар Божий - Совесть неугасима в человеческой душе. Она – предостережение от наползающего на сердце зла. И Сергей Александрович Есенин сохранил совесть, эту последнюю искру Божию в своей душе, сохранил её вместе с верой в «Светлого Спаса и Пречистую Матерь Его». Именно в силу этой сохранности веры в глубинах своей души он молит в своих предсмертных стихах:
«Чтоб за все, за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать».
Митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков)писал:
«Сегодня нет необходимости говорить об его жизни, со страстями и ошибками, грехами и падениями. Этой жизнью, конечно, страдала и изнывала душа поэта. Но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина».
Священник Сергий Рыбаков в статье «Сергей Есенин и русская революция» заметил: «Русский народ во всех, выпавших на его долю испытаниях сохранил в себе образ Божий, свет иного бытия. И одним из тех, кто раскрыл устремленность русской души к небесному, горнему миру, был народный поэт Сергей Есенин»
Творчество С.А. Есенина проникнуто христианскими темами и мотивами, начиная с его ранних произведений.
В семье Есениных искренняя вера являлась неоспоримым образом жизни, дед Федор Андреевич читал по праздникам маленькому Сереже Евангелие и Священную историю, в пять лет мальчик уже освоил церковную грамоту и читал православные книги самостоятельно. С бабушкой Натальей Евтихеевной ходили пешком ко всем монастырям Рязанской губернии.
Поэт вспоминал впоследствии: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было 3-4 года. Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, ягодка, Бог счастья даст». Чтобы забыть об усталости, бабушка рассказывала сказки, легенды и жития святых – устных сказаний она знала великое множество. Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого…Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю».
Есенин рос не просто в религиозной среде. Всё детство его было пропитано этим на уровне быта. Обрядовая сторона веры в есенинском детстве соблюдалась неукоснительно. В автобиографии 1922 года Есенин сообщает: «По воскресеньям меня всегда посылали к обедне».
Православие – основа есенинского мировоззрения. Библия формировала не просто его представления о бытии – это вообще были первые его знания о мире. Дед по материнской линии Фёдор Андреевич Титов читал – внук внимал. Так строился есенинский мир, где есть Создатель, его пророки и апостолы, где есть рай и ад. Своему лучшему другу, Григорию Панфилову, с которым вместе учились в учительской школе в Спас-Клепиках, Есенин адресовал такие строки: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство. Но я не так верую в Него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как образец в последовании любви к ближнему».
Биограф Есенина Юрий Прокушев писал: «Красота родных рязанских раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников... способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина». Заведующая кафедрой педагогики РГУ имени С.А. Есенина, руководитель Центра Православной педагогической культуры, профессор Валентина Александровна Беляева, считает, что «Сергей Есенин, его творчество и православие неразделимы».
При должном внимании выясняется: Есенин – автор внушительного религиозного наследия. Многие произведения поэта проникнуты именно христианской духовной тематикой. Работая над данным исследованием творчества Есенина мы с удивлением отметили, что по количеству наименований христианских стихов у него в разы больше, чем лирических, обращенных к женщине!
Первый сборник поэта, вышедший в 1916 году и сделавший Есенина знаменитым, объединяет впечатления детских, отроческих и юношеских лет. Он назывался "Радуница".
Сборник вышел в Петрограде 1 февраля 1916 г. в издательстве М. В. Аверьянова при участии Николая Клюева. «Первая «Радуница» (1916) — не просто сборник из 33 произведений (возраст Христа), не просто отсылка ко дню поминовения усопших, к «Пасхе мёртвых». Это прапамять Руси. Это и собственное крохотное Евангелие, и заветная ладанка, которую он всю жизнь носил на своей груди. Это гимн Руси-Приснодеве, Богородице, Пречистой Мати. Не Христос-Солнце, а Богородица-Луна простирают над Русью свою небесную благодать.» (Есенин. Радуница. Первый сборник Руслан Богатырев)
Ра́дони́ца (Ра́дуница) — в России, на востоке Белоруссии и северо-востоке Украины поминальный день, приходящийся на вторник, реже — понедельник Фоминой (Радоницкой) недели
Крестьянский мир, открытый окружающей природе, живет по законам, продиктованным православными канонами. Чтобы передать патриархальную гармонию деревенского уклада, Есенин включает в художественное пространство ранних творений образы Спасителя, Богоматери и святых. Их присутствие, которое чаще всего недоступно зрению, преображает скромный пейзаж в великолепный храм.
Современник Есенина профессор П.Н. Сакулин отмечал: «Весенним, но грустным лиризмом веет от “Радуницы”... мила, бесконечно мила поэту-крестьянину деревенская хата. Он превращает в золото поэзии всё — и сажу над заслонками, и кота, который крадётся к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи». Критики обращали внимание на близость поэтики сборника к фольклору, на насыщенный народный язык.
Основное место в «Радунице» занимает образ крестьянской России, задумчивой и удалой, грустной и радостной, озарённой «радужным» светом. Она — богомольная, странническая, монастырская. Крестьяне жили по православному календарю, который в сознании людей был неразрывно связан с законами природы. Лес становится у Есенина храмом, деревья облачаются в монашескую ризу, синева укрывает Россию, словно Богородица своим омофором.
Сборник Радуница состоит из 33 стихотворений, в книге 2 части: «Русь» и «Маковые побаски». Книга начинается с пословицы: «На радуницу до обеда пашут, по обеде плачут, а вечером скачут»
Автобиография Есенина (в записи И. Н. Розанова от 26 февраля 1921 г.) содержит краткие сведения о замысле поэмы: «…в детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Очень рано узнал я стих о Миколе. Потом я и сам захотел по-своему изобразить Миколу».
МИКОЛА В шапке облачного скола, В лапоточках, словно тень, Ходит милостник Микола Мимо сёл и деревень.
На плечах его котомка, Стягловица в две тесьмы, Он идёт, поёт негромко Иорданские псалмы.
Злые скорби, злое горе Даль холодная впила; Загораются, как зори, В синем небе купола.
Наклонивши лик свой кроткий, Дремлет ряд плакучих ив, И, как шёлковые чётки, Веток бисерный извив.
Ходит странник по дорогам, Где зовут его в беде, И с земли гуторит с Богом В белой туче-бороде.
Говорит Господь с престола, Приоткрыв окно за рай: «О мой верный раб, Микола, Обойди ты русский край.
Защити там в чёрных бедах Скорбью вытерзанный люд. Помолись с ним о победах И за нищий их уют».
Религиозность начального этапа есенинского творчества словно бы гласит: русские – православные по природе. Более того, сама русская природа преисполнена православным чувством. Православное сознание для него в то время обыденно, как дыхание. Проникновенная, тёплая, сердечная религиозность, пахнущая простором, полем, хлебом, трудом и богомольной дорогой русского человека,
Церковные праздники, христианская символика являются предметом вдохновления в сборнике. Стихи сборника показывают, что поэт прекрасно знал православные праздники, традиции проведения праздников, а также молитвы и церковные песнопения. В своих стихах Есенин использует христианскую символику, тексты молитв. Это проявляется и в названиях стихотворений: «Богомолки», «Поминки», «Инок», «Троица», «Чую радуницу божью»... и др. В стихах такого типа даже природа окрашена в религиозно-христианские тона: березы — «большие свечки», ели — «монашки», ветер — «схимник», дождь стучит «молитвой ранней», «У лесного аналоя воробей псалтырь читает».
В сборнике «Радуница» Есенин упоминает церковные праздники Троицу и Радоницу. День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Светлой Пасхи. Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой, в церкви все заставлено букетами, все благоухает. После Литургии сразу же читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Следует отметить, что верующие в этот момент впервые после Пасхи встают на колени. Молитвы коленопреклонения имеют огромное символическое значение. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и укрепить верующих в смиренном состоянии.
Троица Троицыно утро, утренний канон, В роще по берёзкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон. В роще по берёзкам белый перезвон.
В стихотворении «Чую радуницу Божью» автор повествует о празднике Радуница — дне поминовения усопших. Есенин воспринимает этот праздник без скорби, без горечи, наоборот смерть для Есенина — должное. Праздник поминовения усопших заставляет задуматься о том, что наша жизнь тоже имеет свой срок, Есенин осознает это, но не отчаивается, наоборот, указывает, что жизнь продолжится. Именно такое отношение к смерти должен иметь каждый православный христианин, ведь умирает только физическая часть, а именно, наше тело, душа же продолжает существовать.
Чую радуницу Божью Чую радуницу божью — Не напрасно я живу, Поклоняюсь придорожью, Припадаю на траву.
Между сосен, между ёлок, Меж берёз кудрявых бус, Под венком, в кольце иголок, Мне мерещится Исус.
Он зовёт меня в дубровы, Как во царствие небес, И горит в парче лиловой Облаками крытый лес.
Голубиный пух от бога, Словно огненный язык, Завладел моей дорогой, Заглушил мой слабый крик.
Льётся пламя в бездну зренья, В сердце радость детских снов, Я поверил от рожденья В Богородицын покров.
В последней строке стихотворения упоминается Богородица: Я поверил от рожденья В Богородицын покров. В этой строчке Есенин говорит о покровительстве Пресвятой Богородицы, видит в этом Ее заступничество. В православии существует праздник Покров Пресвятой Богородицы, который празднуется осенью 14 октября. Этот праздник характеризует собой защиту Богородицы от врагов.
Главный христианский праздник на Руси - Пасха. Этому священному для всех верующих дню посвящено стихотворение " Пасхальный благовест"(Колокол дремавший...) Поэт нежно и лирично запечатлел миг, буквально секунду, одно мгновение звона колокола. После удара в одно и то же мгновение происходят все события в стихотворении – и сонная земля улыбнулась восходящему солнцу, и белая луна скрылась за рекою, прошло её время, и тихая долина отгоняет сон. А колокольный звон утих где-то далеко за дорогой. Всё оживилось, проснулось, воспряло – начался новый день в деревне.
Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздается Голос по лесам.
Скрылась за рекою Белая луна, Звонко побежала Резвая волна.
Тихая долина Отгоняет сон, Где-то за дорогой Замирает звон.
Анализ произведений С.А. Есенина позволяют сделать вывод, что христианские образы и символы занимают значительное место в лирике поэта. Среди наиболее часто встречающихся образов можно выделить церковь, икону (образ), крест. Кроме того, поэт часто использует названия христианских праздников, христианских ритуальных действий и предметов. Христианские мотивы реализуются также через цветопись Есенина, излюбленные цвета которого (красный, синий, золотой) близки к основным цветам русской иконографии. В формировании образа христианской Руси принимают участие как детали обыденной жизни православного христианина, так и элементы описаний природы, использующиеся для более поэтичного изображения символов. Но особое значение имеют библейские мотивы. Именно используя библейскую тематику, автор добивается столь яркого и глубокого образа. Одному только образу Христа уделяется огромное внимание. Религиозное воспитание, которое получил поэт в детстве, отложило отпечаток на его поэзию. Сергей Александрович Есенин — гениальный выразитель настроения русской души. Сергею Есенину удалось в своих стихах сохранить целостность Руси, славянской культуры и самое главное - любовь к Богу и Отечеству по пословице “где родился, там и пригодился”.
Литература:
Есенин С. А. Избранные сочинения/Сост., вступ. статья и примеч. А. Козловского. — М.: Худож. лит., 1983.- 432 с., 16 л. Ил., порт. — (Б-ка классики. Сов. лит.).
Иванчина Е. Никола летний [Электронный ресурс] URL: http://foma.ru/nikola-letniy.html.
Кошечкин С. П. Сергей Есенин. Раздумья о поэте. М., «Советская Россия», 1974.
Круглый год. Русский земледельческий календарь/Сост., вступ. ст. и прим. А. Ф. Некрыловой; Ил. Е. М. Белоусовой.М.: Правда, 1989., ил. Наумов Е. И.
Сергей Есенин. Жизнь и творчество.- Изд. 2-ое. — М.- Л.: Просвещение, 1965.