kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие для 7-9 классов "Есенинские чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие прошло в октябре 2024 г. Учащиеся подготовили литературную композицию на стихи  С.А.Есенина. Выступление было приурочено ко дню рождения поэта. Также была подготовлена презентация к данному мероприятию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для 7-9 классов "Есенинские чтения"»

С.А. Есенин. Православные мотивы в творчестве поэта.

Цель работы:

 Проанализировать влияние православия на поэзию Сергея Есенина,

Задачи: 

Выявить истоки православных мотивов его поэзии,

 Проследить отражение православных традиций в книге «Радуница»

 Проследить связь поэзии поэта с православными праздниками.

В этом году исполнится 130 лет со дня рождения русского поэта, нашего замечательного земляка Сергея Александровича Есенина!

Время творчества Есенина пришлось на время, когда осквернялись и разрушались храмы Господни, варварски уничтожались иконы, но страшнее всего, вся Россия стремилась вытравить в сердцах новых поколений не только само Слово Христово, но даже память о Нём. Само имя Христа ставится под запретом.

Но дар Божий - Совесть неугасима в человеческой душе. Она – предостережение от наползающего на сердце зла. И Сергей Александрович Есенин сохранил совесть, эту последнюю искру Божию в своей душе, сохранил её вместе с верой в «Светлого Спаса и Пречистую Матерь Его». Именно в силу этой сохранности веры в глубинах своей души он молит в своих предсмертных стихах:

«Чтоб за все, за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать».

Митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков)писал:

«Сегодня нет необходимости говорить об его жизни, со страстями и ошибками, грехами и падениями. Этой жизнью, конечно, страдала и изнывала душа поэта. Но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина».

Священник Сергий Рыбаков в статье «Сергей Есенин и русская революция» заметил: «Русский народ во всех, выпавших на его долю испытаниях сохранил в себе образ Божий, свет иного бытия. И одним из тех, кто раскрыл устремленность русской души к небесному, горнему миру, был народный поэт Сергей Есенин»

Творчество С.А. Есенина проникнуто христианскими темами и мотивами, начиная с его ранних произведений.

В семье Есениных искренняя вера являлась неоспоримым образом жизни, дед Федор Андреевич читал по праздникам маленькому Сереже Евангелие и Священную историю, в пять лет мальчик уже освоил церковную грамоту и читал православные книги самостоятельно. С бабушкой Натальей Евтихеевной ходили пешком ко всем монастырям Рязанской губернии. 

Поэт вспоминал впоследствии: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было 3-4 года. Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, ягодка, Бог счастья даст». Чтобы забыть об усталости, бабушка рассказывала сказки, легенды и жития святых – устных сказаний она знала великое множество. Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого…Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю».

Есенин рос не просто в религиозной среде. Всё детство его было пропитано этим на уровне быта. Обрядовая сторона веры в есенинском детстве соблюдалась неукоснительно. В автобиографии 1922 года Есенин сообщает: «По воскресеньям меня всегда посылали к обедне».

Православие – основа есенинского мировоззрения. Библия формировала не просто его представления о бытии – это вообще были первые его знания о мире. Дед по материнской линии Фёдор Андреевич Титов читал – внук внимал. Так строился есенинский мир, где есть Создатель, его пророки и апостолы, где есть рай и ад. Своему лучшему другу, Григорию Панфилову, с которым вместе учились в учительской школе в Спас-Клепиках, Есенин адресовал такие строки: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство. Но я не так верую в Него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как образец в последовании любви к ближнему».

Биограф Есенина Юрий Прокушев писал: «Красота родных рязанских раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников... способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина». Заведующая кафедрой педагогики РГУ имени С.А. Есенина, руководитель Центра Православной педагогической культуры, профессор Валентина Александровна Беляева, считает, что «Сергей Есенин, его творчество и православие неразделимы».

При должном внимании выясняется: Есенин – автор внушительного религиозного наследия. Многие произведения поэта проникнуты именно христианской духовной тематикой. Работая над данным исследованием творчества Есенина мы с удивлением отметили, что по количеству наименований христианских стихов у него в разы больше, чем лирических, обращенных к женщине!

Первый сборник поэта, вышедший в 1916 году и сделавший Есенина знаменитым, объединяет впечатления детских, отроческих и юношеских лет. Он назывался "Радуница".

Сборник  вышел в Петрограде 1 февраля 1916 г. в издательстве М. В. Аверьянова при участии Николая Клюева.
«Первая «Радуница» (1916) — не просто сборник из 33 произведений (возраст Христа), не просто отсылка ко дню поминовения усопших, к «Пасхе мёртвых». Это прапамять Руси. Это и собственное крохотное Евангелие, и заветная ладанка, которую он всю жизнь носил на своей груди. Это гимн Руси-Приснодеве, Богородице, Пречистой Мати. Не Христос-Солнце, а Богородица-Луна простирают над Русью свою небесную благодать.» (Есенин. Радуница. Первый сборник Руслан Богатырев)

Ра́дони́ца (Ра́дуница) — в России, на востоке Белоруссии и северо-востоке Украины поминальный день, приходящийся на вторник, реже — понедельник Фоминой (Радоницкой) недели

Крестьянский мир, открытый окружающей природе, живет по законам, продиктованным православными канонами. Чтобы передать патриархальную гармонию деревенского уклада, Есенин включает в художественное пространство ранних творений образы Спасителя, Богоматери и святых. Их присутствие, которое чаще всего недоступно зрению, преображает скромный пейзаж в великолепный храм.

Современник Есенина профессор П.Н. Сакулин отмечал: «Весенним, но грустным лиризмом веет от “Радуницы”... мила, бесконечно мила поэту-крестьянину деревенская хата. Он превращает в золото поэзии всё — и сажу над заслонками, и кота, который крадётся к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи». Критики обращали внимание на близость поэтики сборника к фольклору, на насыщенный народный язык.

Основное место в «Радунице» занимает образ крестьянской России, задумчивой и удалой, грустной и радостной, озарённой «радужным» светом. Она — богомольная, странническая, монастырская. Крестьяне жили по православному календарю, который в сознании людей был неразрывно связан с законами природы. Лес становится у Есенина храмом, деревья облачаются в монашескую ризу, синева укрывает Россию, словно Богородица своим омофором.

Сборник Радуница состоит из 33 стихотворений, в книге 2 части: «Русь» и «Маковые побаски». Книга начинается с пословицы: «На радуницу до обеда пашут, по обеде плачут, а вечером скачут»

Автобиография Есенина (в записи И. Н. Розанова от 26 февраля 1921 г.) содержит краткие сведения о замысле поэмы: «…в детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Очень рано узнал я стих о Миколе. Потом я и сам захотел по-своему изобразить Миколу».

МИКОЛА
В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сёл и деревень.

На плечах его котомка,
Стягловица в две тесьмы,
Он идёт, поёт негромко
Иорданские псалмы.

Злые скорби, злое горе
Даль холодная впила;
Загораются, как зори,
В синем небе купола.

Наклонивши лик свой кроткий,
Дремлет ряд плакучих ив,
И, как шёлковые чётки,
Веток бисерный извив.

Ходит ласковый угодник,
Пот елейный льёт с лица:
«Ой ты, лес мой, хороводник,
Прибаюкай пришлеца».

Ходит странник по дорогам,
Где зовут его в беде,
И с земли гуторит с Богом
В белой туче-бороде.

Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.

Защити там в чёрных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».

Религиозность начального этапа есенинского творчества словно бы гласит: русские – православные по природе. Более того, сама русская природа преисполнена православным чувством. Православное сознание для него в то время обыденно, как дыхание. Проникновенная, тёплая, сердечная религиозность, пахнущая простором, полем, хлебом, трудом и богомольной дорогой русского человека,

Церковные праздники, христианская символика являются предметом вдохновления в сборнике. Стихи сборника показывают, что поэт прекрасно знал православные праздники, традиции проведения праздников, а также молитвы и церковные песнопения. В своих стихах Есенин использует христианскую символику, тексты молитв. Это проявляется и в названиях стихотворений: «Богомолки», «Поминки», «Инок», «Троица», «Чую радуницу божью»... и др. В стихах такого типа даже природа окрашена в религиозно-христианские тона: березы — «большие свечки», ели — «монашки», ветер — «схимник», дождь стучит «молитвой ранней», «У лесного аналоя воробей псалтырь читает».

В сборнике «Радуница» Есенин упоминает церковные праздники Троицу и Радоницу.
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Светлой Пасхи.
Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой, в церкви все заставлено букетами, все благоухает. После Литургии сразу же читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Следует отметить, что верующие в этот момент впервые после Пасхи встают на колени. Молитвы коленопреклонения имеют огромное символическое значение. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и укрепить верующих в смиренном состоянии.

Троица
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.

Троицыно утро, утренний канон.
В роще по берёзкам белый перезвон.

В стихотворении «Чую радуницу Божью» автор повествует о празднике Радуница — дне поминовения усопших. Есенин воспринимает этот праздник без скорби, без горечи, наоборот смерть для Есенина — должное. Праздник поминовения усопших заставляет задуматься о том, что наша жизнь тоже имеет свой срок, Есенин осознает это, но не отчаивается, наоборот, указывает, что жизнь продолжится. Именно такое отношение к смерти должен иметь каждый православный христианин, ведь умирает только физическая часть, а именно, наше тело, душа же продолжает существовать.

Чую радуницу Божью
Чую радуницу божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.

Между сосен, между ёлок,
Меж берёз кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.

Он зовёт меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.

Голубиный пух от бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.

Льётся пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.


В последней строке стихотворения упоминается Богородица:
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.
В этой строчке Есенин говорит о покровительстве Пресвятой Богородицы, видит в этом Ее заступничество. В православии существует праздник Покров Пресвятой Богородицы, который празднуется осенью 14 октября. Этот праздник характеризует собой защиту Богородицы от врагов.

Главный христианский праздник на Руси - Пасха. Этому священному для всех верующих дню посвящено стихотворение " Пасхальный благовест"(Колокол дремавший...) Поэт нежно и лирично запечатлел миг, буквально секунду, одно мгновение звона колокола. После удара в одно и то же мгновение происходят все события в стихотворении – и сонная земля улыбнулась восходящему солнцу, и белая луна скрылась за рекою, прошло её время, и тихая долина отгоняет сон. А колокольный звон утих где-то далеко за дорогой. Всё оживилось, проснулось, воспряло – начался новый день в деревне.

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.

Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.

Анализ произведений С.А. Есенина позволяют сделать вывод, что христианские образы и символы занимают значительное место в лирике поэта. Среди наиболее часто встречающихся образов можно выделить церковь, икону (образ), крест. Кроме того, поэт часто использует названия христианских праздников, христианских ритуальных действий и предметов. Христианские мотивы реализуются также через цветопись Есенина, излюбленные цвета которого (красный, синий, золотой) близки к основным цветам русской иконографии. В формировании образа христианской Руси принимают участие как детали обыденной жизни православного христианина, так и элементы описаний природы, использующиеся для более поэтичного изображения символов. Но особое значение имеют библейские мотивы. Именно используя библейскую тематику, автор добивается столь яркого и глубокого образа. Одному только образу Христа уделяется огромное внимание. Религиозное воспитание, которое получил поэт в детстве, отложило отпечаток на его поэзию. Сергей Александрович Есенин — гениальный выразитель настроения русской души. Сергею Есенину удалось в своих стихах сохранить целостность Руси, славянской культуры и самое главное - любовь к Богу и Отечеству по пословице “где родился, там и пригодился”.

 

Литература:

  1. Есенин С. А. Избранные сочинения/Сост., вступ. статья и примеч. А. Козловского. — М.: Худож. лит., 1983.- 432 с., 16 л. Ил., порт. — (Б-ка классики. Сов. лит.).

  2. Иванчина Е. Никола летний [Электронный ресурс] URL: http://foma.ru/nikola-letniy.html.

  3. Кошечкин С. П. Сергей Есенин. Раздумья о поэте. М., «Советская Россия», 1974.

  4. Круглый год. Русский земледельческий календарь/Сост., вступ. ст. и прим. А. Ф. Некрыловой; Ил. Е. М. Белоусовой.М.: Правда, 1989., ил. Наумов Е. И.

  5. Сергей Есенин. Жизнь и творчество.- Изд. 2-ое. — М.- Л.: Просвещение, 1965.

  6. Словарь церковных ееетерминов. — Sharon, Massachusetts: «Izograph Studio», 2002.

  7. Васяева, К. О. Церковные праздники в сборнике «Радуница» С. А. Есенина Молодой ученый. 2016. https://moluch.ru/archive/110/27256/

  8. Сергей Есенин. К 125-летию. Анатомия наследия: http://proza.ru/2020/01/22/161










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие для 7-9 классов "Есенинские чтения"

Автор: Сусленко Любовь Сергеевна

Дата: 15.01.2025

Номер свидетельства: 663606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Внеклассное мероприятие  по литературе по творчеству С.А. Есенина  для учащихся 9 класса ( в формате игры "Что? Где? Когда?")"
    ["seo_title"] => string(119) "vnieklassnoiemieropriiatiiepolitieraturiepotvorchiestvusaiesieninadliauchashchikhsia9klassavformatieighrychtogdiekoghda"
    ["file_id"] => string(6) "258789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448560103"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Игра " Что? Где? Когда?" ( по творчеству С,А, Есенина"
    ["seo_title"] => string(44) "ighrachtogdiekoghdapotvorchiestvusaiesienina"
    ["file_id"] => string(6) "258781"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448559469"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Игра " Что? Где? Когда?" ( по творчеству С,А, Есенина"
    ["seo_title"] => string(45) "ighrachtogdiekoghdapotvorchiestvusaiesienina1"
    ["file_id"] => string(6) "258782"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448559476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Интеллектуальная игра " Что? Где? Когда?" ( по творчеству С,А, Есенина)"
    ["seo_title"] => string(62) "intielliektualnaiaighrachtogdiekoghdapotvorchiestvusaiesienina"
    ["file_id"] => string(6) "258783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448559586"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства