kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта ОРКСЭ "Заповеди"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся познакомятся с понятиями «Заповеди», «Моисей», «скрижали».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта ОРКСЭ "Заповеди"»

Урок 11 курса «Основы Православной культуры». ________________ дата

Тема: Заповеди (с. 40-41)

Основные термины и понятия: пророк Моисей, гора Синай, 10 заповедей, заповеди касающиеся отношения людей между собой.

Тип урока:  изучение и первичное закрепление новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.

Используемое оборудование: Компьютер, проектор, презентация, таблица

Целевые установки урока:

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится с понятиями «Заповеди», «Моисей», «скрижали»; научится понимать важнейшие правила отношений людей между собой, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и ответов по учебнику Кураева А.В. «Основы православной культуры».

Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, овладевает базовыми предметными понятиями о заповедях, данных Богом Моисею; УУД обобщения, подведения под понятие при знакомстве с понятиями «скрижали» и «заповеди» знаково-символические средства представления информации (таблица), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты: 1. положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 2. эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова; 3 осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура.

Регулятивные результаты (способность организовать свою деятельность): 1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2. адекватно оценивать свои достижения; 3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Познавательные результаты (искать, получать и использовать информацию): 1. осознавать познавательную информацию; 2. читать и слушать, извлекая нужную информацию; 3. структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4. понимать информацию, представленную в виде таблицы; 5. переводить её в словесную форму; 6. обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения; 7. проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

Коммуникативные результаты: 1. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 2. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Нравственный вывод: научится бороться с завистью.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Организация пространства: индивидуальная и групповая работа.

Оборудование. У учителя: Используемое оборудование: Компьютер, проектор, презентация; у учащихся: учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев— М: Просвещение, 2012; тетрадь, листы самоанализа, компьютеры с выходом в интернет или раздаточный материал карточки - таблицы.

Элементы урока

Деятельность учителя

Выводы детей (ключевые смыслы, которые они проговаривают)

1.Мобилизующее начало

Проверка готовности к уроку

Л1. положительное отношение к учению, учащиеся настраиваются на работу.

2. Проверка домашнего задания

Фронтальная работа. Слайд 1.

- Поделитесь своими мыслями, о том, как работает совесть человека? Как человек исправляет ошибки? Как нужно просить прощение, чтобы получить радость души?

Л1; Р1;П1; К1.

Дети могут воспользоваться опорным словам для текста в своих тетрадях.

- Совесть подсказывает, как должен поступить.

- Тревога: «Так нельзя! Исправь!»

- Забыть о плохом поступке.

- Совесть напомнит о грехе.

- Нужно исправлять ошибки.

- «Лекарство» – «раскаяние».

3. Актуализация знаний.

Фронтальная работа. Слайд 2,3,4.

- Давайте, вспомним сказки. Кто помнит сказку А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне». Как вы думаете, какое чувство заставило мачеху юной царевны, выгнать девушку из родного дома?

- В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» злостный гном и карлик Черномор похищает Людмилу в день её свадьбы. Что двигало Черномором?

- Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» каждый раз старику выдвигает новые требования? Что двигало старухой?

- Как вы догадались, наш урок мы посвятим рассуждениям о зависти.

- Прочитайте высказывания к нашему уроку. Слайд 5.

«Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло.

Бион

- О чем эти высказывания?

У. - Сегодня мы поговорим, о том, что делает человека несчастным.

Л1; Р1;П1; К1.






- Зависть





- Зависть




- Зависть










- Как влияет зависть на человека.

3.1. Мотивация: (учебный интерес).

Фронтальная работа.

- Как часто человек нуждается быть счастливым?

- Как часто человек нуждается, чтобы ему дарили счастье другие люди?

- Как вы думаете, а сам человек готов также часто дарить счастье другим?

-Давайте начнём наше исследование.

Составим план нашей работы.

Л1,Р1,П1,К1


- Всегда



- Иногда.



- Готов, когда ему хочется.


4. Целеполагание


Работа в группах

- Построение проекта реализации цели:









- Что мы составили? Слайд 6.

Л1,2; Р1; П3; К1,2.

План.

- Где можно узнать о том, как человек может получить возможность быть счастливым?

- Как человек понимает, что он счастлив?

- Как человек может ощутить счастье?

- Что нам могут дать знания о том как найти счастье?

- Алгоритм достижения цели.

5. Работа с понятием «счастье».

«Мозговая атака» (элемент критического мышления) (использование метода, предлагает возможность учащимся высказывать как можно большее количество вариантов понятия «счастье»)

Фронтальная работа.

Цитаты о счастье:

Счастье – это хочется идти вперёд, не смотря не на какие преграды.

Счастье - это когда не надо врать, что тебе хорошо.

Счастье — это шар, за которым мы гоняемся, пока он катится, и который мы толкаем ногой, когда он останавливается. (Пьер Буаст)

Счастье - это когда тебя понимают (х/ф "Доживем до понедельника")

Сча́стье - состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения (Википедия)

- Как вы понимаете слово счастье, запишите. Слайд 7.



- Тогда, подумайте, что значит быть несчастным? Слайд 8.

- Долго ли человек может находиться в таком состоянии?

- Как вы думаете, что можно ожидать от несчастного человека?

Вывод:


Тема урока: Заповеди. Слайд 9.

Л2,Р1, П1, 2, К2.

Возможные варианты ответов «Мозговой атаки»:

Счастье — это праздник в душе, семья, здоровье, удача, песня, хорошее настроение, вкуснятина, интересная книга, кино, много друзей, букет цветов, мой дом, цветущий сад, улыбки, подарки, любовь, котёнок, …











- Счастье – это состояние, в котором человек ощущает всю полноту жизни, ему радостно на душе.

- Когда не хочется видеть окружающих людей, тебе плохо


- Нет


- Дурных поступков

- Человек хочет быть счастливым. Он может воспользоваться разными путями.

6. Ознакомление с понятием «Заповеди».

Групповая работа.

Работа с текстом с. 40. Слайд 10.

- Где можно узнать о том, как человек может получить возможность быть счастливым?

- Какие заповеди получил человек, чтобы не допустить несчастье в своей душе?

- Где, когда и кому были даны заповеди? Слайд 11,12,13.

Предлагаю вам создать копилку «Заповеди», которая поможет понять, как человеку нужно жить, чтобы быть счастливым и не быть несчастным. Приложение 1.

Слайд 14,15.

Содержание

Что означают?

Аргументы

5

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле

Дети должны

помогать родителям, поддерживать их

Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни

6

Не убивай



7

Не прелюбодействуй



8

Не кради



9

Не произноси
ложного свидетельства

на ближнего твоего



10

Не желай… ничего, что у ближнего твоего





Л 3, Р1,3,П 2,4, К2,7



- В Библии, написаны заповеди, данные Богом. Если их исполнять, то будешь счастлив.

- Почитай мать и отца, Не убивай, не прелюбодействуй, не лги, не завидуй.



- На горе Синай пророку Моисею.



Копилка «Заповеди»

Содержание

Что означают?

Аргументы

5

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле

Дети должны

помогать родителям, поддерживать их

Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни

6

Не убивай

Нельзя убивать другого человека и желать ему смерти

Не ты дал жизнь,

значит, не тебе

её отнимать!

7

Не прелюбодействуй

Нельзя предавать тех, кого любишь

Выполнение заповеди – залог сохранения семьи

8

Не кради

Нельзя брать чужое без разрешения

Это бесчеловечно, так как приносит страдания другому человеку

9

Не произноси
ложного

свидетельства

на ближнего твоего

Нельзя лгать,

обманывать

Любой обман
откроется.
Бог видит обман

10

Не желай… ничего, что у ближнего
твоего

Не надо завидовать другим людям

Зависть мешает
радости,
она не знает границ



7. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Фронтальная работа.

- Как вы думаете, можно хоть одну из этих заповедей не исполнять?

- Какую заповедь вы поставили на 1 место? Почему?





- Какая из заповедей может привести к нарушениям ещё нескольких? (10)

Л1,Р 2,П4,5,К 2

- Нет


Возможные варианты:

- «Почитай отца твоего и матерь твою». Уважать родителей может только человек с честью. А честь дана от Бога. Эта заповедь о почитание Бога.

- 10 – не завидуй. Я думаю эта заповедь может повести нарушение других заповедей. От зависти человек может убить, лишить себя чести, лишиться уважения родителей, может убить, соврать.

А стоит она последней, потому что самое главное, итог всегда в конце (произведения, урока,…)

8. Цепочка событий.

(элемент ТРИЗ)

Фронтальная работа. Слайд 16.

- Давайте представим 10 заповедь. Если бы..., то...

Если бы человек позавидовал, то….

Если бы человек захотел иметь то, что есть у другого, то….

Если бы человек украл, убил, то….

Если бы человек испортил имя своей семьи….


- Вернёмся к высказыванию урока: «Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло»

Вывод:

Л3,Р1,П4,5,7;К1,2




- он захотел иметь то, что есть у другого

- он бы украл, мог убить

- он расстроил своих родных, и испортил о них доброе мнение


-он может остаться один







Зависть – грех, который ведёт к несчастью

9. Противоречие. (элемент ТРИЗ)

Фронтальная работа. Слайд 17.

- Какая проблема возникает перед людьми?

- Как решается эта проблема?

- С каким противоречием сталкиваются люди?


-если бы не было у тебя, например, красивого пенала





- если бы ты родился в небогатой семье



- Каков идеальный конечный результат в решении этого противоречия?

Л3,Р1,П4,5,7;К1,2

- Понять, как относится, если у другого есть лучше, чем у тебя.






+ то никто бы мне не завидовал и не хотел забрать (версии детей)



- пришлось бы носить всё в старом (версии детей)



+ то ты не был избалованным и ценил, то, что у тебя есть


- не хватало денег на личные расходы





- Нужно не завидовать, беречь то, что есть и добиваться всего самому.

10. Включение в систему знаний.

Фронтальная работа.

- Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?

- Что было дано людям, чтобы они жили счастливо?

- Вернемся к плану нашего урока. На все ли вопросы мы получили ответы?

- Какое задание, по вашему мнению, можно выполнить, чтобы проверить усвоили ли вы правило


Л 1,3; Р3;П3,4;К2


- Как человеку быть счастливым. - -

- Заповеди




- Да.

Можно узнать о случаях, прочитать книги о том, когда человека терзала зависть, злоба. Узнать, какие последствия ожидали завистника. Стал ли он счастливым.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Фронтальная работа.

- Какое открытие сделали сегодня на уроке?

-Каков алгоритм действий использовали, чтобы раскрыть понятия заповеди?

-Какая была цель?

-Какие были трудности?

-Справились мы с затруднением?

-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке.

Определите свой уровень работы по теме урока. Приложение 2.

Слайд 18.

Л2,3;Р1,2,3;П7;К1

- Моисею были даны для людей заповеди, по которым должны жить люди.

12. Домашнее задание

Индивидуальная работа.

Слайд 19,20.

Узнайте о случаях, прочитайте книги о том, когда человека терзала зависть, злоба. Узнайте, какие последствия ожидали завистника.

Проработайте вопросы на с. 41 вместе с родителями.

Л1,3, Р3, П6, 7 , К2.




4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта ОРКСЭ "Заповеди"

Автор: Хомякова Эллина Евгеньевна

Дата: 29.07.2016

Номер свидетельства: 338250

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "ОРКСЭ. Технологическая карта к уроку по теме: "Заповеди""
    ["seo_title"] => string(61) "orkse_tiekhnologhichieskaia_karta_k_uroku_po_tiemie_zapoviedi"
    ["file_id"] => string(6) "423361"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1498656114"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства