Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:
Элементы урока | Деятельность учителя | Выводы детей (ключевые смыслы, которые они проговаривают) |
1.Мобилизующее начало | Проверка готовности к уроку | Л1. положительное отношение к учению, учащиеся настраиваются на работу. |
2. Проверка домашнего задания | Фронтальная работа. Слайд 1. - Поделитесь своими мыслями, о том, как работает совесть человека? Как человек исправляет ошибки? Как нужно просить прощение, чтобы получить радость души? | Л1; Р1;П1; К1. Дети могут воспользоваться опорным словам для текста в своих тетрадях. - Совесть подсказывает, как должен поступить. - Тревога: «Так нельзя! Исправь!» - Забыть о плохом поступке. - Совесть напомнит о грехе. - Нужно исправлять ошибки. - «Лекарство» – «раскаяние». |
3. Актуализация знаний. | Фронтальная работа. Слайд 2,3,4. - Давайте, вспомним сказки. Кто помнит сказку А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне». Как вы думаете, какое чувство заставило мачеху юной царевны, выгнать девушку из родного дома? - В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» злостный гном и карлик Черномор похищает Людмилу в день её свадьбы. Что двигало Черномором? - Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» каждый раз старику выдвигает новые требования? Что двигало старухой? - Как вы догадались, наш урок мы посвятим рассуждениям о зависти. - Прочитайте высказывания к нашему уроку. Слайд 5. «Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло. Бион - О чем эти высказывания? У. - Сегодня мы поговорим, о том, что делает человека несчастным. | Л1; Р1;П1; К1. - Зависть - Зависть - Зависть - Как влияет зависть на человека. |
3.1. Мотивация: (учебный интерес). | Фронтальная работа. - Как часто человек нуждается быть счастливым? - Как часто человек нуждается, чтобы ему дарили счастье другие люди? - Как вы думаете, а сам человек готов также часто дарить счастье другим? -Давайте начнём наше исследование. Составим план нашей работы. | Л1,Р1,П1,К1 - Всегда - Иногда. - Готов, когда ему хочется. |
4. Целеполагание | Работа в группах - Построение проекта реализации цели: - Что мы составили? Слайд 6. | Л1,2; Р1; П3; К1,2. План. - Где можно узнать о том, как человек может получить возможность быть счастливым? - Как человек понимает, что он счастлив? - Как человек может ощутить счастье? - Что нам могут дать знания о том как найти счастье? - Алгоритм достижения цели. |
5. Работа с понятием «счастье». «Мозговая атака» (элемент критического мышления) (использование метода, предлагает возможность учащимся высказывать как можно большее количество вариантов понятия «счастье») | Фронтальная работа. Цитаты о счастье: Счастье – это хочется идти вперёд, не смотря не на какие преграды. Счастье - это когда не надо врать, что тебе хорошо. Счастье — это шар, за которым мы гоняемся, пока он катится, и который мы толкаем ногой, когда он останавливается. (Пьер Буаст) Счастье - это когда тебя понимают (х/ф "Доживем до понедельника") Сча́стье - состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения (Википедия) - Как вы понимаете слово счастье, запишите. Слайд 7. - Тогда, подумайте, что значит быть несчастным? Слайд 8. - Долго ли человек может находиться в таком состоянии? - Как вы думаете, что можно ожидать от несчастного человека? Вывод: Тема урока: Заповеди. Слайд 9. | Л2,Р1, П1, 2, К2. Возможные варианты ответов «Мозговой атаки»: Счастье — это праздник в душе, семья, здоровье, удача, песня, хорошее настроение, вкуснятина, интересная книга, кино, много друзей, букет цветов, мой дом, цветущий сад, улыбки, подарки, любовь, котёнок, … - Счастье – это состояние, в котором человек ощущает всю полноту жизни, ему радостно на душе. - Когда не хочется видеть окружающих людей, тебе плохо - Нет - Дурных поступков - Человек хочет быть счастливым. Он может воспользоваться разными путями. |
6. Ознакомление с понятием «Заповеди». | Групповая работа. Работа с текстом с. 40. Слайд 10. - Где можно узнать о том, как человек может получить возможность быть счастливым? - Какие заповеди получил человек, чтобы не допустить несчастье в своей душе? - Где, когда и кому были даны заповеди? Слайд 11,12,13. Предлагаю вам создать копилку «Заповеди», которая поможет понять, как человеку нужно жить, чтобы быть счастливым и не быть несчастным. Приложение 1. Слайд 14,15. № | Содержание | Что означают? | Аргументы | 5 | Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле | Дети должны помогать родителям, поддерживать их | Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни | 6 | Не убивай | | | 7 | Не прелюбодействуй | | | 8 | Не кради | | | 9 | Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего | | | 10 | Не желай… ничего, что у ближнего твоего | | | | Л 3, Р1,3,П 2,4, К2,7 - В Библии, написаны заповеди, данные Богом. Если их исполнять, то будешь счастлив. - Почитай мать и отца, Не убивай, не прелюбодействуй, не лги, не завидуй. - На горе Синай пророку Моисею. Копилка «Заповеди» № | Содержание | Что означают? | Аргументы | 5 | Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле | Дети должны помогать родителям, поддерживать их | Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни | 6 | Не убивай | Нельзя убивать другого человека и желать ему смерти | Не ты дал жизнь, значит, не тебе её отнимать! | 7 | Не прелюбодействуй | Нельзя предавать тех, кого любишь | Выполнение заповеди – залог сохранения семьи | 8 | Не кради | Нельзя брать чужое без разрешения | Это бесчеловечно, так как приносит страдания другому человеку | 9 | Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего | Нельзя лгать, обманывать | Любой обман откроется. Бог видит обман | 10 | Не желай… ничего, что у ближнего твоего | Не надо завидовать другим людям | Зависть мешает радости, она не знает границ | |
7. Обсуждение результатов самостоятельной работы. | Фронтальная работа. - Как вы думаете, можно хоть одну из этих заповедей не исполнять? - Какую заповедь вы поставили на 1 место? Почему? - Какая из заповедей может привести к нарушениям ещё нескольких? (10) | Л1,Р 2,П4,5,К 2 - Нет Возможные варианты: - «Почитай отца твоего и матерь твою». Уважать родителей может только человек с честью. А честь дана от Бога. Эта заповедь о почитание Бога. - 10 – не завидуй. Я думаю эта заповедь может повести нарушение других заповедей. От зависти человек может убить, лишить себя чести, лишиться уважения родителей, может убить, соврать. А стоит она последней, потому что самое главное, итог всегда в конце (произведения, урока,…) |
8. Цепочка событий. (элемент ТРИЗ) | Фронтальная работа. Слайд 16. - Давайте представим 10 заповедь. Если бы..., то... Если бы человек позавидовал, то…. Если бы человек захотел иметь то, что есть у другого, то…. Если бы человек украл, убил, то…. Если бы человек испортил имя своей семьи…. - Вернёмся к высказыванию урока: «Завистник печален или потому, что его самого постигло несчастье, или потому, что кому-то другому повезло» Вывод: | Л3,Р1,П4,5,7;К1,2 - он захотел иметь то, что есть у другого - он бы украл, мог убить - он расстроил своих родных, и испортил о них доброе мнение -он может остаться один Зависть – грех, который ведёт к несчастью |
9. Противоречие. (элемент ТРИЗ) | Фронтальная работа. Слайд 17. - Какая проблема возникает перед людьми? - Как решается эта проблема? - С каким противоречием сталкиваются люди? -если бы не было у тебя, например, красивого пенала - если бы ты родился в небогатой семье - Каков идеальный конечный результат в решении этого противоречия? | Л3,Р1,П4,5,7;К1,2 - Понять, как относится, если у другого есть лучше, чем у тебя. + то никто бы мне не завидовал и не хотел забрать (версии детей) - пришлось бы носить всё в старом (версии детей) + то ты не был избалованным и ценил, то, что у тебя есть - не хватало денег на личные расходы - Нужно не завидовать, беречь то, что есть и добиваться всего самому. |
10. Включение в систему знаний. | Фронтальная работа. - Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем? - Что было дано людям, чтобы они жили счастливо? - Вернемся к плану нашего урока. На все ли вопросы мы получили ответы? - Какое задание, по вашему мнению, можно выполнить, чтобы проверить усвоили ли вы правило | Л 1,3; Р3;П3,4;К2 - Как человеку быть счастливым. - - - Заповеди - Да. Можно узнать о случаях, прочитать книги о том, когда человека терзала зависть, злоба. Узнать, какие последствия ожидали завистника. Стал ли он счастливым. |
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Фронтальная работа. - Какое открытие сделали сегодня на уроке? -Каков алгоритм действий использовали, чтобы раскрыть понятия заповеди? -Какая была цель? -Какие были трудности? -Справились мы с затруднением? -Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Определите свой уровень работы по теме урока. Приложение 2. Слайд 18. | Л2,3;Р1,2,3;П7;К1 - Моисею были даны для людей заповеди, по которым должны жить люди. |
12. Домашнее задание | Индивидуальная работа. Слайд 19,20. Узнайте о случаях, прочитайте книги о том, когда человека терзала зависть, злоба. Узнайте, какие последствия ожидали завистника. Проработайте вопросы на с. 41 вместе с родителями. | Л1,3, Р3, П6, 7 , К2. |