Цели деятельности учителя. | Формирование представления о нравственных критериях, заключенных в десяти заповедях православной культуры. |
Цель урока. | Познакомить учащихся с содержанием десяти заповедей; сформировать у учащихся представления о законах и ценностях христианской морали; расширить кругозор; способствовать развитию речи , живого образного мышления, самостоятельности суждений. |
Тип урока. | Открытие новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты. | Предметные: учащийся познакомится с понятиями «Заповеди», «Моисей», «скрижали»; научится понимать важнейшие правила отношений людей между собой, на которых основана православная культура; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и ответов. Метапредметные: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить ее; овладевает понятиями; учится работать в группах: слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения; расширять кругозор. |
УУД | Личностные результаты: 1. положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 2. эстетические чувства; 3 осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура. Регулятивные результаты (способность организовать свою деятельность): 1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2. адекватно оценивать свои достижения; 3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. Познавательные результаты (искать, получать и использовать информацию): 1. осознавать познавательную информацию; 2. читать и слушать, извлекая нужную информацию; 3. структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4. понимать информацию, представленную в виде таблицы; 5. переводить её в словесную форму; 6. обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения; 7. проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение. Коммуникативные результаты: 1. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 2. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. |
Методы и формы обучения. | Беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с материалом учебника, ИКТ. Индивидуальная, фронтальная , групповая. |
Оборудование. | Компьютер, проектор, презентация; учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев— М: Просвещение, 2012; раздаточный материал: карточки, таблицы, кроссворды. |
Элементы содержания образования | Основные понятия: «Заповедь», «скрижали», «пророк Моисей» , «гора Синай». |
Элементы урока | Деятельность учителя | Выводы детей (ключевые смыслы, которые они проговаривают) |
1.Мобилизующее начало | Я рада видеть вас, друзья! И пусть в окно прохлада дышит, Нам здесь уютно: весь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. - Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. | Л1. положительное отношение к учению, учащиеся настраиваются на работу. |
2. Проверка домашнего задания |
Фронтальная работа. -Связаны ли между собой два выражения «мертвая душа» и «бессовестный человек»? - Зачем человеку дана совесть? -Почему покаяние – лекарство для души? Как оно лечит? | Л1; Р1;П1; К1. - Совесть подсказывает, как должен поступить. «Так нельзя! Исправь!». Совесть напомнит о грехе. - Забыть о плохом поступке. - Нужно исправлять ошибки.
|
3. Актуализация знаний. | Фронтальная работа - Давайте, вспомним сказки. Кто помнит сказку А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне». Как вы думаете, какое чувство заставило мачеху юной царевны, выгнать девушку из родного дома? Слайд №2 - Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» каждый раз старику выдвигает новые требования? Что двигало старухой? Слайд №3 -А сегодня в жизни современного человека есть поводы для зависти? -Как вы думаете, к чему может привести зависть? - А почему вы решили, что все вами перечисленное – это плохо? - А кто им рассказал, что это плохие поступки? - Этот вопрос можно задавать до бесконечности. А можете ли вы сказать , кто первый сказал об этом. А хотели бы узнать? - Сегодня мы поговорим, о том, что помогает человеку не совершать плохие поступки.. Работая в парах -Попробуйте из карточек сложить слово.( «ЗА», «ПО», «ВЕ», «ДИ»).Слайды № 4,5 -Это тема нашего урока. | Л1; Р1;П1; К1.
- Зависть
- Зависть
-Да. - К обману, К воровству, к убийству, к одиночеству и осуждению. - Рассказывали родители. Учителя. - Рассказывали их родители и их учителя.
- Да.
-Заповеди. |
4. Целеполагание | - Давайте подумаем, что бы вы хотели узнать про заповеди?
| Л1,2; Р1; П3; К1,2. - Что такое заповеди? - Кто дал их человеку? -Какие заповеди? - Нужны ли они человеку? |
5. Изучение нового материала. | -Я предлагаю вам несколько определений этого слова. Слайд №6 Заповедь – Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание. Заповедь — Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов) -А какое определение вы можете дать сами? Слайд №7 -- Где, когда и кому были даны заповеди? Слайды № 8-11 Работа с текстом с. 40. - Бог дал Моисею 10 заповедей. Слайд №12 Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих шести заповедях мы и поговорим с вами подробней. -Предлагаю вам создать копилку «Заповеди», которая поможет понять, как человеку нужно жить, чтобы быть счастливым и не быть несчастным. Работа в группах. -Впишите свои аргументы. Работа с текстом с. 40-41. № | Содержание | Что означают? | Аргументы | 5 | Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле | Дети должны помогать родителям, поддерживать их | Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни | 6 | Не убивай | | | 7 | Не прелюбодействуй | | | 8 | Не кради | | | 9 | Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего | | | 10 | Не желай… ничего, что у ближнего твоего | | |
-Давайте проверим ваши работы. Слайды № 13-18
| Л 3, Р1,3,П 2,4,6,7, К2.
- Заповедь – строго обязательное религиозное предписание, которое создал Бог. - На горе Синай пророку Моисею.
Копилка «Заповеди» № | Содержание | Что означают? | Аргументы | 5 | Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле | Дети должны помогать родителям, поддерживать их | Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни | 6 | Не убивай | Нельзя уби-вать другого человека и желать ему смерти | Не ты дал жизнь, значит, не тебе её отнимать! | 7 | Не прелюбодействуй | Нельзя предавать тех, кого любишь | Выполнение заповеди – залог сохранения семьи | 8 | Не кради | Нельзя брать чужое без разрешения | Это бесчеловечно, так как приносит страдания другому человеку | 9 | Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего | Нельзя лгать, обманывать | Любой обман откроется. Бог видит обман | 10 | Не желай… ничего, что у ближнего твоего | Не надо завидовать другим людям | Зависть мешает радости, она не знает границ |
|
6. Первичное осмысление. | Фронтальная работа. - Давайте представим : Если бы..., то... Если бы человек позавидовал, то…. Если бы человек захотел иметь то, что есть у другого, то…. Если бы человек украл, убил, то…. Если бы человек испортил имя своей семьи…. -Вывод: для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Слайд №19 На слайде № 19 предложены ответы на выбор учащихся: -Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны. Да, потому что нравственные законы важны для любого времени. - Итак, заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать НИКОГДА!
| Л3,Р1,П4,5,7;К1,2
- он бы захотел иметь то, что есть у другого - он бы украл, мог бы убить - он расстроил своих родных, и испортил о них доброе мнение -он может остаться один
- Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
|
7. Первичное закрепление знаний.
Блиц-турнир | -Работа в группах Слайд № 20 . Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд. КРОССВОРД: 1Д | | | 2М | | | | | Е | | | О | | 3З | | 4С | 5С | К | Р | И | Ж | А | Л | И | Я | | | С | | П | | Н | Т | | | Е | | О | | А | Ь | | | Й | | В | | Й | | | | | | Е | | | | | | | | Д | | | | 6Б | И | Б | Л | И | Я | | По вертикали: 1.Сколько всего заповедей дал Бог человеку? 2.Имя пророка, получившего заповеди 3.Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло 4.Гора, на которой Моисею были даны заповеди По горизонтали: 5.Каменные доски, на которых были записаны заповеди 6.Книга, в которой записаны заповеди. - За выполнение какой заповеди Бог обещает земную награду? ( Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.) - Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам? - Верность какой заповеди — залог сохранения семьи? - Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»? -Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью? - Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»? — Как выдумаете, нужны ли современному человеку заповеди?
| Р1,П7,К1. Самопроверка |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир. Слайд №21 -Мы пришли прожить на этом свете, Чтоб законы Божьи выполнять. Мы за все, что делаем в ответе, И за все придется отвечать. - О каких заповедях вы узнали на этом уроке? - Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем? Наиболее трудным мне показалось ……………….. Самым интересным было …………………………. Я бы хотел попросить своего учителя………………… | Л2,3;Р1,2,3;П7;К1,2.
|
12. Домашнее задание ( по желанию) | с. 40-41, учебника прочитать, ответить на вопросы, собрать пословицы, поговорки, касающиеся заповедей; обсудить с родителями вопросы из учебника. | Л1,3, Р3, П6, 7 , К2. |