kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока" Поучение Владимира Мономаха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Владимир Мономах" для уроков истории, литературы и православия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока" Поучение Владимира Мономаха"»

Учитель

Неведомская Татьяна Алексеевна, учитель ОДНКНР МБОУ СОШ №5 г. Торжка

Тема

«Поучение» Владимира Мономаха»

Класс

5

Базовый учебник

Основы духовно – нравственной культуры народов России

Педагогическая цель

Содействовать формированию представлений о прошлом, истории православия на Руси; представления о «Поучении» Владимира Мономаха, как древнерусском памятнике культуры; знакомство с личностью Мономаха; воспитание самостоятельности и ответственности, приобщение к ценностям православной культуры, воспитание гражданственности и патриотизма.

Задачи урока

Обучающие:

_- познакомить учащихся с «Поучением» Владимира Мономаха»

обеспечить развитие мотивации к изучению обозначенной на урок темы.

Развивающие:

- формировать представление учащихся о развитии Древнерусского государства,

через знакомство с древнерусской литературой;

- развивать мышление, память; формировать коммуникативные навыки,

- развививать познавательный интерес к предмету;

Воспитательные:

пробудить у учащихся интерес к изучению древнерусской литературы, как к Православному культурному наследию, формирующему высоконравственное сознание и поведение, через образ Владимира Мономаха.

Тип урока

Изложение нового материала.

Методы обучения

Иллюстративно-словесный, практический

Формы работы

Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос); Индивидуальная;

Работа в парах.

Эпиграф к уроку:

"Имеющий уши, да услышит…” (из "Евангелия” от Матфея).

Планируемые результаты


Предметные: систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.

Личностные: осознавать ценность произведений древнерусской литературы; значение семейных традиций в жизни человека; осваивать новые виды деятельности; использовать для решения познавательных задач различные источники информации.

Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя задачи; выделять главное в прочитанном; выразительно читать текст; самостоятельно формулировать выводы; готовить слайдовую презентацию

Образовательные ресурсы

Учебное пособие А. Н. Сахаров «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Презентация к уроку. Раздаточный материал - «краткие «поучения» В. Мономаха


Оборудование

Мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска, компьютер)






















Этап

Обучающие и развивающие компоненты и задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация

(самоопределе-ние)

к учебной

деятельности:

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке, создание комфортной обстановки начала урока

Эмоциональная,

психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала


Проблемный вопрос

- Ежедневно каждый из вас сталкивается со своего рода советами от родителей, бабушек и дедушек, учителей. Можете вы вспомнить, какие советы Вам дают родители, когда вы идете в школу?

(Хорошо веди себя»,

«Слушай внимательно учителя», «Обязательно записывай домашнее задание» и т.д.)

подберите к слову «совет» синонимы (наставление, указание).


Давайте рассмотрим значение слова «наставление». От какого слова оно может происходить? Правильно, от слова «наставить» т.е. научить кого-нибудь чему-нибудь хорошему, правильно действовать, поступать.


Какой совет или указание я вам давала на прошлом уроке? Правильно. Познакомиться с литературным трудом Владимира Мономаха «Поучение»

Слушают учителя, участвуют в диалоге









подбирают синонимы, используя свой словарный запас



Отвечают на вопрос, высказывая свои мысли.









Л: положительно относятся к учению; желают приобретать новые знания, умения






П: осознают познавательную задачу





Р: планируют необходимые действия



Актуализация

и проблемное учебное действие:

организовать актуализацию знаний;

мотивировать к пробному учебному действию, определению темы урока

Воспроизведение ранее прочитанного, установление связи старого и нового знания

Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт разговор? Попробуйте сформулировать тему урока.

Прочитайте 1 абзац «Поучения» и выберите слова, которыми можно было бы записать тему урока

«Дети мои или иной кто… пусть примет её в сердце своё…»

Учитель предлагает записать тему урока словами (из "Евангелия” от Матфея).

"Имеющий уши, да услышит…”


Ребята, давайте вспомним, в каком году произошло крещение Руси? (988)

Благодаря крещению, в 10- 11 веках на Русь пришли книги, появилась первая азбука, стала зарождаться и древнерусская литература, в которой мы встречаем первые наставления и поучения в письменном виде.

Слайд 1

Даже в то далекое время, когда христианство только утверждалось на бескрайних просторах просторах нашей Родины, искра христианской любви уже проникла в сердца многих русских людей. Одним из них был замечательный правитель Руси – князь Владимир Мономах.

Он оставил для нас свой литературный труд « Поучения» написанный им на склоне лет.

Слайд 2

Чтобы говорить о произведении и о его авторе, мы должны себе представлять, в какую эпоху он жил и творил. Перенестись в то далекое прошлое, нам помогут литератор, историк и представитель духовенства.



Отвечают на вопрос


Формулируют тему урока

(Родительские советы

Наставления Владимира Мономаха

Доброе слово родителей

Наказы родителей)


Находят слова в тексте и зачитываю их.

Записывают тему урока в тетрадь











Смотрят презентацию




К: самостоятельно формулируют свои мысли








Л: имеют мотивацию к учебной деятельности




Р: принимают учебную задачу



Сообщение нового материала







Литератор: как вы сможете охарактеризовать то время?







Историк даёт задание:

Прослушайте моё сообщение, и назовите

важнейшие

заслуги

Владимира Мономаха


















































Представитель духовенства даёт задание:

Прослушайте моё сообщение, и определите

в чем смысл поучений Владимира Мономаха?
































Физкультминутка





Слайд 3

Слово литератору: (читает ученик)

стихотворение Жуковского «Русская слава»

Была пора: губительный раздор

Везде летал с хоругвию кровавой,

За ним вослед летали глад и мор;

Разбой, грабеж и мщенье были славой.

От русских русских кровь текла.

Губил половчанин без страха.

Лежали грады кучей праха,

И Русь бедою поросла.

Но Русь в беде крепка была

Душой великой Мономаха.

Окунемся немного с историю Руси XII века.

И предоставим слово историку.

Слайд 4

Русский князь Владимир Мономах на царский престол вступил в 1113 году, когда ему было уже шестьдесят лет. Однако телом и духом он был очень крепок и здоров. При нем половецкие войска не смели вступать на Русскую землю. Он примирил враждующие княжества и прекратил междоусобные войны. Это был набожный, правдолюбивый, добродетельный, но при этом достаточно воинственный и мудрый правитель.

Слайд 5

На фоне злобы, насилия и вероломства Мономах был светлым человеком. Князья боялись и в то же время сильно уважали его, для них он был милостивым и справедливым государем. Правление Владимира Мономаха в удельное время было самым счастливым для всего народа. Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха рассказывает, что с его правлением исполнилась заветная мечта его деда Ярослава Мудрого, который хотел, чтобы на царском престоле был человек, который для удельных князей был строгим и в то же время любящим отцом.

Слайд 6


Таким стал Владимир Мономах, который всех судил сам на княжеском дворе и никогда не давал сильным обижать слабых.

Слайд 7

Владимир Мономах дополнил свод российских законов – знаменитую Русскую Правду своего деда Ярослава Мудрого. Мономах был мудрым политиком, заботился о единстве Руси.


Учитель: Необычность этого произведения состоит в том, что написал его человек светский, не носивший сана священника. Однако после смерти Владимир Мономах русской православной церковью был причислен к лику святых, поэтому у нас в гостях присутствует представитель духовенства, ему слово:

Слайд 8

Владимир Мономах был сильно проникнут учениями святого Евангелия. Он чтил и любил духовенство. Потомкам осталось его наследие – «Поучение детям» Владимира Мономаха. Главным для детей, он считал образование "Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь»

Слайд 9

Краткое содержание его начинается со слов: «Дети мои или кто иной…». А дальше в послании написано, что тот, кто прочитает эту грамоту, да не посмеется, а примет в самое сердце.

Слайд 10

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;

Слайд 11

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.

Не забывайте подавать бедному на пропитание. Если кто болен из близких, надо его посетить. При встрече с любым человеком нужно вести себя приветливо и не жалеть добрых слов. Всякое полезное не стоит забывать, а чего не знаешь, тому надо учиться. Нужно торопиться и не лениться делать хорошие дела.


Слайд 12

Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.


Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою два кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.



.

Слушают сообщение литератора





Смотрят презентацию




Отвечают на вопрос литератора.






Смотрят презентацию








































Слушают сообщение историка и отвечают на заданный предварительно вопрос











































Смотрят презентацию




Отвечают на вопрос духовника:

(Примерный ответ: научить правильно жить, поделиться своим жизненным опытом, мировоззрением, мудростью, учить жить по-христиански)






Зарядку проводит ученик



Учащиеся выполняют простые физические упражнения.







К: слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения















Л: желают приобретать новые знания



























П: систематизируют собственные знания















































К:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения






Закрепление изученного материала


























Работа с текстом






Класс разбивается на четыре группы

(работаем в тетрадях с «Поучениями)

Вопросы на столах (раздаточный материал)




























































Представление речевой ситуации

Учитель: Произведение было написано в 12 веке, а мы его изучаем в 21 веке. Это вам о чём-нибудь говорит? Выскажите свои предположения. Какова же цель нашего урока?


Цель проговариваем: воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, желание их сохранять и приумножать. 

Учитель:

Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха показывает, как правильно и мудро Великий русский князь относился к учению Христову, как он заботился, чтобы все было по правде, по добру и справедливости. Он своим примером показал все это, чтобы его потомкам не было за него стыдно. Свои княжеские обязанности он старался исполнять не на страх, а на совесть.


Слайд 13

К кому обращено «Поучение»? (к детям)

- Об этом как-то сказано в тексте?

-Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь».

Групповые задания

1 группа.

Какова основная идея «Поучения»? (Идея мира в душе человека и мира и согласия во всех землях русских).

Какие нравственные ценности восхваляет Владимир Мономах? (стремление к добру, к миру, любви и уважении к родителям, к людям)

2 группа

Какие советы дает автор? Как вы их понимаете? Посмотрите текст «Поучений» (Учащиеся приводят цитаты в подтверждение своих мыслей: «…Не ленитесь, но за всем наблюдайте…усердно трудитесь… лжи остерегайтесь и пьянства, от него душа погибает и тело… напоите и накормите просящего… убогих не забывайте и подавайте сироте… ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его… соблюдайте слово свое… не уклоняйтесь учить увлекающихся властью…» и т.д.)

3 группа

Каким словом можно назвать заботу о тех, кто нуждается? (милосердие)

- Как вы думаете, люди в наше время проявляют милосердие?

4 группа

Какие советы, как вам кажется, могли быть обращены и к вам? Аргументируйте свой ответ. (Примерный ответ: «…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети и внуки будут относиться к нам и т.д.)

Учитель:

Почему этим советам, по вашему мнению, необходимо следовать и сегодня? (Когда читаешь «Поучение», складывается впечатление, что они написаны сегодня.


Слайд 14


Запись в тетради

- Не ленитесь, но трудитесь;

- Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело;

- Гордости не имейте в сердце и в уме;

- Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;

- Не пропустите человека, не приветив его;

- Чего не умеете, тому учитесь;

- Творите добро.


Разыграйте речевую ситуацию в парах один из вас – родитель – даёт совет, другой – ребёнок – должен сказать что-либо в ответ.



-Всегда ли вы следуете родительским советам? От чего это зависит?


Учитель

Родительские советы идут от самого сердца, только родители любят вас сильно и искренне. Они хотят вам добра, счастья, успехов.


Высказывают свои предположения


Формулируют цель урока








Слушают сообщение учителя.
















Читают выразительно и комментируют







Выполняют групповые задания, обсуждая в группах








Доказывают словами текста

















Приводят примеры милосердия






Доказывают словами текста







Отвечают на поставленный вопрос, демонстрируя умение правильно строить предложения.







Работа в тетрадях.














Разыгрывают ситуацию в парах (родитель – ребёнок,

даёт совет – говорит что-либо в ответ)

Формулируют самостоятельно ответ на вопрос.


Л: желают совершенствовать свои знания


П: выполняют учебно-познавательные действия


Р: адекватно оценивают свои достижения


























Л: понимают значение приобретённых знаний для человека, способны оценивать ценность семейных традиций







К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

























П: приобретают умения использовать приобретённые знания в повседневной жизни







К:правильно строят монологическую речь










Подведение итогов


Слайд 15.

Обобщающее слово учителя (Всё «Поучение» Владимира Мономаха пронизано светлым, добрым, прямым христианским взглядом на мир.

Проходят века, а мы живем по тем же нравственным принципам, о которых говорил князь Владимир.

Заветы Владимира Мономаха живы, актуальны. «Потщитесь делать всякие добрые дела». К кому обращался Владимир Мономах? (К нам – современникам).

Вам понравился наш урок? Поаплодируйте, кому урок понравился. А теперь похлопайте в ладоши те, кому урок не понравился. Итак, мы поблагодарим друг друга за работу на уроке.













Отвечают на вопрос учителя.













Р: оценивают свою деятельность, достигнутый результат



Домашнее задание

Комментирование домашнего задания

Составить «Поучение» сверстникам.

Найти пословицы на тему советов







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока" Поучение Владимира Мономаха"

Автор: Неведомская Татьяна Алексеевна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Технологическая карта: "Культура Древней Руси" "
    ["seo_title"] => string(51) "tiekhnologhichieskaia-karta-kul-tura-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "231140"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442400761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства