Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке, создание комфортной обстановки начала урока | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проблемный вопрос - Ежедневно каждый из вас сталкивается со своего рода советами от родителей, бабушек и дедушек, учителей. Можете вы вспомнить, какие советы Вам дают родители, когда вы идете в школу? (Хорошо веди себя», «Слушай внимательно учителя», «Обязательно записывай домашнее задание» и т.д.) подберите к слову «совет» синонимы (наставление, указание). Давайте рассмотрим значение слова «наставление». От какого слова оно может происходить? Правильно, от слова «наставить» т.е. научить кого-нибудь чему-нибудь хорошему, правильно действовать, поступать. Какой совет или указание я вам давала на прошлом уроке? Правильно. Познакомиться с литературным трудом Владимира Мономаха «Поучение» | Слушают учителя, участвуют в диалоге подбирают синонимы, используя свой словарный запас Отвечают на вопрос, высказывая свои мысли. | Л: положительно относятся к учению; желают приобретать новые знания, умения П: осознают познавательную задачу Р: планируют необходимые действия |
Актуализация и проблемное учебное действие: организовать актуализацию знаний; мотивировать к пробному учебному действию, определению темы урока | Воспроизведение ранее прочитанного, установление связи старого и нового знания | Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт разговор? Попробуйте сформулировать тему урока. Прочитайте 1 абзац «Поучения» и выберите слова, которыми можно было бы записать тему урока «Дети мои или иной кто… пусть примет её в сердце своё…» Учитель предлагает записать тему урока словами (из "Евангелия” от Матфея). "Имеющий уши, да услышит…” Ребята, давайте вспомним, в каком году произошло крещение Руси? (988) Благодаря крещению, в 10- 11 веках на Русь пришли книги, появилась первая азбука, стала зарождаться и древнерусская литература, в которой мы встречаем первые наставления и поучения в письменном виде. Слайд 1 Даже в то далекое время, когда христианство только утверждалось на бескрайних просторах просторах нашей Родины, искра христианской любви уже проникла в сердца многих русских людей. Одним из них был замечательный правитель Руси – князь Владимир Мономах. Он оставил для нас свой литературный труд « Поучения» написанный им на склоне лет. Слайд 2 Чтобы говорить о произведении и о его авторе, мы должны себе представлять, в какую эпоху он жил и творил. Перенестись в то далекое прошлое, нам помогут литератор, историк и представитель духовенства. | Отвечают на вопрос Формулируют тему урока (Родительские советы Наставления Владимира Мономаха Доброе слово родителей Наказы родителей) Находят слова в тексте и зачитываю их. Записывают тему урока в тетрадь Смотрят презентацию | К: самостоятельно формулируют свои мысли Л: имеют мотивацию к учебной деятельности Р: принимают учебную задачу |
Сообщение нового материала | Литератор: как вы сможете охарактеризовать то время? Историк даёт задание: Прослушайте моё сообщение, и назовите важнейшие заслуги Владимира Мономаха Представитель духовенства даёт задание: Прослушайте моё сообщение, и определите в чем смысл поучений Владимира Мономаха? Физкультминутка | Слайд 3 Слово литератору: (читает ученик) стихотворение Жуковского «Русская слава» Была пора: губительный раздор Везде летал с хоругвию кровавой, За ним вослед летали глад и мор; Разбой, грабеж и мщенье были славой. От русских русских кровь текла. Губил половчанин без страха. Лежали грады кучей праха, И Русь бедою поросла. Но Русь в беде крепка была Душой великой Мономаха. Окунемся немного с историю Руси XII века. И предоставим слово историку. Слайд 4 Русский князь Владимир Мономах на царский престол вступил в 1113 году, когда ему было уже шестьдесят лет. Однако телом и духом он был очень крепок и здоров. При нем половецкие войска не смели вступать на Русскую землю. Он примирил враждующие княжества и прекратил междоусобные войны. Это был набожный, правдолюбивый, добродетельный, но при этом достаточно воинственный и мудрый правитель. Слайд 5 На фоне злобы, насилия и вероломства Мономах был светлым человеком. Князья боялись и в то же время сильно уважали его, для них он был милостивым и справедливым государем. Правление Владимира Мономаха в удельное время было самым счастливым для всего народа. Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха рассказывает, что с его правлением исполнилась заветная мечта его деда Ярослава Мудрого, который хотел, чтобы на царском престоле был человек, который для удельных князей был строгим и в то же время любящим отцом. Слайд 6 Таким стал Владимир Мономах, который всех судил сам на княжеском дворе и никогда не давал сильным обижать слабых. Слайд 7 Владимир Мономах дополнил свод российских законов – знаменитую Русскую Правду своего деда Ярослава Мудрого. Мономах был мудрым политиком, заботился о единстве Руси. Учитель: Необычность этого произведения состоит в том, что написал его человек светский, не носивший сана священника. Однако после смерти Владимир Мономах русской православной церковью был причислен к лику святых, поэтому у нас в гостях присутствует представитель духовенства, ему слово: Слайд 8 Владимир Мономах был сильно проникнут учениями святого Евангелия. Он чтил и любил духовенство. Потомкам осталось его наследие – «Поучение детям» Владимира Мономаха. Главным для детей, он считал образование "Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь» Слайд 9 Краткое содержание его начинается со слов: «Дети мои или кто иной…». А дальше в послании написано, что тот, кто прочитает эту грамоту, да не посмеется, а примет в самое сердце. Слайд 10 Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; Слайд 11 Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Не забывайте подавать бедному на пропитание. Если кто болен из близких, надо его посетить. При встрече с любым человеком нужно вести себя приветливо и не жалеть добрых слов. Всякое полезное не стоит забывать, а чего не знаешь, тому надо учиться. Нужно торопиться и не лениться делать хорошие дела. Слайд 12 Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо. Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою два кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | . Слушают сообщение литератора Смотрят презентацию Отвечают на вопрос литератора. Смотрят презентацию Слушают сообщение историка и отвечают на заданный предварительно вопрос Смотрят презентацию Отвечают на вопрос духовника: (Примерный ответ: научить правильно жить, поделиться своим жизненным опытом, мировоззрением, мудростью, учить жить по-христиански) Зарядку проводит ученик Учащиеся выполняют простые физические упражнения. | К: слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Л: желают приобретать новые знания П: систематизируют собственные знания К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Закрепление изученного материала | Работа с текстом Класс разбивается на четыре группы (работаем в тетрадях с «Поучениями) Вопросы на столах (раздаточный материал) Представление речевой ситуации | Учитель: Произведение было написано в 12 веке, а мы его изучаем в 21 веке. Это вам о чём-нибудь говорит? Выскажите свои предположения. Какова же цель нашего урока? Цель проговариваем: воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, желание их сохранять и приумножать.
Учитель: Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха показывает, как правильно и мудро Великий русский князь относился к учению Христову, как он заботился, чтобы все было по правде, по добру и справедливости. Он своим примером показал все это, чтобы его потомкам не было за него стыдно. Свои княжеские обязанности он старался исполнять не на страх, а на совесть. Слайд 13 К кому обращено «Поучение»? (к детям) - Об этом как-то сказано в тексте? -Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». Групповые задания 1 группа. Какова основная идея «Поучения»? (Идея мира в душе человека и мира и согласия во всех землях русских). Какие нравственные ценности восхваляет Владимир Мономах? (стремление к добру, к миру, любви и уважении к родителям, к людям) 2 группа Какие советы дает автор? Как вы их понимаете? Посмотрите текст «Поучений» (Учащиеся приводят цитаты в подтверждение своих мыслей: «…Не ленитесь, но за всем наблюдайте…усердно трудитесь… лжи остерегайтесь и пьянства, от него душа погибает и тело… напоите и накормите просящего… убогих не забывайте и подавайте сироте… ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его… соблюдайте слово свое… не уклоняйтесь учить увлекающихся властью…» и т.д.) 3 группа Каким словом можно назвать заботу о тех, кто нуждается? (милосердие) - Как вы думаете, люди в наше время проявляют милосердие? 4 группа Какие советы, как вам кажется, могли быть обращены и к вам? Аргументируйте свой ответ. (Примерный ответ: «…Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…» Как мы будем относиться к своим родителям, бабушкам и дедушкам, так и наши дети и внуки будут относиться к нам и т.д.) Учитель: Почему этим советам, по вашему мнению, необходимо следовать и сегодня? (Когда читаешь «Поучение», складывается впечатление, что они написаны сегодня. Слайд 14 Запись в тетради - Не ленитесь, но трудитесь; - Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело; - Гордости не имейте в сердце и в уме; - Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев; - Не пропустите человека, не приветив его; - Чего не умеете, тому учитесь; - Творите добро. Разыграйте речевую ситуацию в парах один из вас – родитель – даёт совет, другой – ребёнок – должен сказать что-либо в ответ. -Всегда ли вы следуете родительским советам? От чего это зависит? Учитель Родительские советы идут от самого сердца, только родители любят вас сильно и искренне. Они хотят вам добра, счастья, успехов. | Высказывают свои предположения Формулируют цель урока Слушают сообщение учителя. Читают выразительно и комментируют Выполняют групповые задания, обсуждая в группах Доказывают словами текста Приводят примеры милосердия Доказывают словами текста Отвечают на поставленный вопрос, демонстрируя умение правильно строить предложения. Работа в тетрадях. Разыгрывают ситуацию в парах (родитель – ребёнок, даёт совет – говорит что-либо в ответ) Формулируют самостоятельно ответ на вопрос. | Л: желают совершенствовать свои знания П: выполняют учебно-познавательные действия Р: адекватно оценивают свои достижения Л: понимают значение приобретённых знаний для человека, способны оценивать ценность семейных традиций К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации П: приобретают умения использовать приобретённые знания в повседневной жизни К:правильно строят монологическую речь |