План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |
| Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
| 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | - Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга, прикоснитесь ладошками, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости. Кто загадки отгадает, Тот своих родных узнает: Кто-то маму, кто-то папу, Кто сестренку или брата, А узнать вам деда с бабой Вовсе думать-то не надо! Все родные, с кем живете, Даже дядя или тетя, Непременно вам друзья, Вместе вы — одна… (Семья) - Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». Итак, тема нашего урока «Христианская семья». | .Дети выполняют просьбу учителя, Дети отгадывают загадку | Коммуникативное УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
| 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Цитата В. Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» Как вы понимаете это высказывание? Выпишите на листочках ключевые слова | Учащиеся читают цитату, высказывают своё мнение. Фронтальная работа. На листочке с изображением солнышка пишут слова «семья», «добро». | 1.3. Познавательное УУД: умеют объяснить смысл понятий «семья». Регулятивное УУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывания. Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. |
| 3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Игра «Магнит». Какие слова притягивает слово «семья»? А можете ли вы дать ответ на вопросы: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? | Работа в группах | Коммуникативное УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью |
| 4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Где мы можем найти ответы на поставленные вопросы и проверить свои предположения? Работа с учебником. «Прочитайте контрольные вопросы урока в учебнике «Вы узнаете» | Учащиеся отвечают: в словарях, в учебнике | Познавательное УУД: поиски способов решения проблемы Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу |
| 5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | 1. Работа со словарями Даля и Ожегова. 2. Чтение текста в учебнике. Прием «Инсерт» (по модели «+» знал, «-» новое, «?» - думал иначе, удивлен). | Учащиеся читают определения слова «семья». Фронтальная работа. Самостоятельное чтение с пометами. | Познавательные: умение выделять существенную информацию из различных источников; |
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | 1.- Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? - Что показалось удивительным? 2.Иногда дети остаются сиротами Как вы думаете, какой должна быть семья, взявшая на воспитание чужого ребёнка. -Представьте себя директором детского дома. Что вы предприняли бы, чтобы вашим детям жилось у вас как в семье? 3. Учитель предлагает послушать сказку А.Исаакяна «У солнца» (приложение). 4. Беседа по сказке. -Какой должна быть семья, чтобы её можно было сравнить с солнцем? Перечислите «солнечные» качества приёмных родителей мальчика. | Фронтальная работа. Размышления, высказывания детей Слушание сказки. Участвуют в обсуждении вопроса. Дают ответ на вопрос в соответствии с полученной информацией | Коммуникативное УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | 1.Игра «На что похожи наши семьи» Учитель раздаёт детям карточки с рисунками солнца, звезды, огня жемчужины, родника и т. д. Один из детей назначается водящим. Он показывает всем свою карточку, например с рисунком огня. Дети поочерёдно должны сказать по одному эпитету, характеризующему семью, похожую на огонь (добрая, радушная, щедрая, сияющая). Затем водящий говорит, какой из эпитетов ему больше понравился. Автор этого эпитета становится водящим, и игра продолжается 2.Учитель вновь обращает внимание учащихся на цитату В. Сухомлинского: «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро». - Закройте глаза и подумайте, что доброго вы можете сделать для каждого члена своей семьи. Затем запишите свои добрые мысли на лучиках солнца семьи. | Дети встают в круг и активно включаются в игру. Индивидуальная работа. Учащиеся записывают добрые дела, которые они могут сделать для каждого члена своей семьи на лучиках солнца. | Регулятивные: понимать цель выполняемых действий |
| 8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | - Соберите пословицы о семье. В семье… … добро не бывает. Дом согревает не печь,.. … и каша гуще. В недружной семье… … а любовь и согласие. | Работа в парах. | Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. |
| 9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | 1. Учитель обращает внимание учащихся на слова, предложенные им в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли неразрешенные моменты. 2. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью «Поднимите руку, кто считает, что потрудился на уроке недостаточно. Подумайте, почему, что было не так?» Обратить внимание на учащихся и позитивно оценить их работу, отметить, что у них было продуктивно. 3. Домашнее задание: расспросите своих родителей о том, как они познакомились и почему решили создать семью. | 1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. 2. Оценивают своё участие в уроке. 3. Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательное УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. |
У ворот богатого дома сидел малыш – сирота, одетый в лохмотья. Он протягивал руку к прохожим. Весна только – только начиналась, но ближние горы уже зеленели, и доброе весеннее солнце ласково глядело на все вокруг.
Прохожие сновали по тротуару туда и обратно, и никто даже ни разу не посмотрел, не хотел посмотреть на бедного сироту. Когда солнце стало медленно клониться к вершине зеленой горы, подул холодный ветер, и бедного мальчонку забила дрожь.
Малыш беззвучно плакал, и слезы катились по его изможденному лицу. А люди расходились по домам, и никто не видел и не слышал его. Никто не хотел видеть и слышать…
Солнце скользнуло за гору и больше не показывалось.
И несчастный малыш, дрожа от холода, хватаясь за стены домов, все шел и шел, пока наконец не вышел из города. Вот он добрался до ближней горы. Подъем был для него очень трудным – все камни и камни. Ноги разбил до крови, и болели они нестерпимо, но мальчик, не останавливаясь, шел и шел вверх. Опустилась кромешная тьма и укрыла зеленую гору черным покрывалом. Над вершиной мерцали звезды. А ветер сильный все дул, завывал в ущельях и скалах.
Иногда вдруг проносились чернокрылые филины, промышляя в ночь добычу. Но малыш уверенно, без страха шел выше и выше. И вдруг он услышал лай собаки. А спустя мгновение чей – то голос спросил:
Ты, наверно, устал? И проголодался? Пойдем – ка ко мне. Как же родители отпустили тебя одного в такой холод и тьму?
Все домочадцы доброго незнакомца сидели вокруг очага – жена и трое детишек. В огромном дворе при хижине блеяли овцы. Человек этот был пастухом, пас отару в горах.
Первой обняла мальчика жена пастуха. Обняла и нежно, как мать, поцеловала. Затем подошли и дети, тоже обняли и поцеловали его, как брата.
А мальчик от счастья плакал. Но вот все сели за стол, веселые и счастливые. Потом мать постелила постель и всех рядком уложила возле себя. Мальчик за день очень устал и потому тотчас заснул. Спал и все улыбался во сне. Ему снилось, что он пришел наконец к солнцу, крепко – крепко обнял солнце и вот теперь спит, обнявшись с ним, согретый и обласканный. От радости мальчик проснулся.
Проснулся и видит: вовсе он не солнце обнимает, а братьев своих и крепко держится за руку матери. И мальчик вдруг понял, что солнце здесь, в этом доме. И он в объятиях солнца.