Изучение нового материала | 1. История происхождения слова «семья» - Почему слово семья состоит из 7 – Я? В слове семья много поучительных загадок и открытий. - Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. - Прочитаем стихотворение «Как появилось слово «семья?» Слайд 7. Как появилось слово «семья»? Когда- то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам; Сейчас я тебе семь вопросов задам: - Кто деток родит мне богиня моя? И Ева тихонько ответила «Я». - Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: "Я". - Кто пищу сготовит, о радость моя? И Ева все также ответила: "Я". Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопрос подруга моя..? - «Я, я, я» - Ева молвила «Я». Сказала она знаменитых семь «Я». И так на земле появилась семья. (Слайд 4) - Ребята, а кто такие Адам и Ева? Узнаем о них больше. Чтение текста «Сотворение Адама и Евы» Зачем Бог создал женщину? Какой должна быть семья, чтобы соответствовать замыслу Бога? Кем для человечества являются Адам и Ева? -Но есть ещё одна тайна у этого слова. - От какого слова оно происходит? (от слова «семя») - Как вы думаете, почему? Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Ребята, значит у семьи давние корни. Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья». 2. Углубление знаний о понятии «семья» 1)Работа с пословицей –На каждой парте я приготовила материал для работы – русскую народную пословицу. Однако у вас только первая часть народной мудрости, а вторую вы сейчас постараетесь дописать. Пословица: «Семья без детей, что… Слайд 8. – В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица? – Правильно. Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. (На магнитной доске – «Семья», «Радость».) – Ребята, произнося слово «семья», что или кого вы представляете в первые секунды? – Молодцы! Уже сейчас вы увидели емкость данного слова. 2)Работа с толковым словарём. Предложить обратиться к толковому словарю Ожегова. (Семья - группа живущих вместе близких родственников. Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – это связь поколений. (Слайд 9). 3)Работа с текстом учебника – А сейчас откройте страницу учебного пособия 86. Прочитайте шепотом первое предложение. - С чем сравнивает семью автор учебного пособия? Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется? Слайд 10. 4) Практическая работа Слайд 11-12. Открываю 11-й слайд презентации, прошу составить синквейн к понятию «семья» Прошу зачитать синквейны 5) Работа в парах с текстом учебника по алгоритму. Организую парную работу с текстом (1-я и 2-я микротемы текста учебника): «Семья - это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта. Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому. Другой радуется - и я счастлив. Но если он болеет - и мне плохо». Прошу озвучить результаты работы от пары. О ком или о чем говорится в тексте? Что об этом говорится? Выскажитесь по очереди 3. Знакомство с понятиями «венчание», «обручальное кольцо» 1)Фронтальная работа Слайд 13.- Христианская семья начинается с таинства брака. Об этом мы уже упоминали на уроке, когда знакомились с церковными таинствами. Организую фронтальную работу с тексом учебника (3 и 4 микротемы) Слайд 14. Задаю вопросы на понимание текста, используя прием «Ромашка» Слайды 15 - 21 Как в православии называется вступление в брак? Что возлагают жениху и невесте на головы во время венчания? Какие значения имеет венец? О чём напоминает «мученический венец»? На что готовы по-настоящему любящие друг друга жених и невеста? Что означает форма венца - круг? 2)Работа в парах Слайд 22. Организую парную работу по понятию «обручальное кольцо» - Почему кольцо является символом вечности? 3)Слайд 23. Исторический факт. 4)Слайд 24. Работа с таблицей. Символы брака | Что означают? (стр.86) | венец
| знак, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи | кольца | знак вечности и неразрывности брачного союза | Выводы: в чём отличие православной семьи? 2. Знакомство с составляющими компонентами (категориями), необходимыми для создания семьи 1) Работа с категориями«Труд каждого», «Общее дело», «Братская любовь», «Нравственный долг» На партах у вас лежат карточки с текстами по вариантам. Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно). 1 вариант Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились. Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают. Если крутятся колеса у телеги – это дело, Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело, Э-ге-гей, не ленись, Э-ге-гей, улыбнись! Если крутятся колеса, то не стоит горевать, Если трудная работа, нужно дружно напевать, Э-ге-гей, не ленись, Э-ге-гей, улыбнись! Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье? (На магнитной доске – «Труд каждого»; «Общее дело».) 2 вариант Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую. Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря: – Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб. Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря: – Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему. Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях. Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата? (На магнитной доске – «Братская любовь», «Нравственный долг».) – Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух. – Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой. 2) Категория «Общие события и праздники» А если вы прочитаете четвертую микротему на странице 87, то сможете назвать мне еще несколько составляющих. – На какие праздники обращают внимание авторы учебного пособия? Почему? Слайд 25.- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы) - Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. – В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. К сожалению, сейчас не все помнят об этой прекрасной и доброй истории и о связанном с ней празднике. Но для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония.(Слайд 26) Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века Ермолай-Еразм. – Эта легенда похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых. 8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии. (Слайд 27) С 8 июля 2008 года в России отмечается День любви и верности. Специально к этому дню была учреждена медаль «За любовь и верность». После рассказа, учитель предлагает поработать с тетрадью, вставить пропущенные слова в текст «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Проверка. Слайд 29. 3) Категория «Семейные традиции» – Ребята, а кто пояснит нам значение слова «традиция»? (Если дети затрудняются, учитель объясняет сам.) Слайд 30. - Назовите по иллюстрациям какие традиции существуют в семье? Слайд 31. Показ иллюстраций «Семейные традиции» 4) Работа с категориями тактичность, прощение, терпение, любовь – Прочитаем вслух предпоследнюю микротему («по цепочке). – О каких понятиях узнали мы из содержания. (Выносится на магнитную доску) (Чтение учебника на стр. 87, пример про сыновей). - Подумайте, как вы можете оценить поступок Ноя? По ответам детей задать еще 2-3 вопроса, затем перейти к объяснению того, что имя Хама стала нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям и в том числе к родителям. - Вы знаете, вам посчастливилось узнать о том, что в истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать. В России была семья, которая стремилась к идеалу настоящей христианской семьи. Это Семья последнего Императора Николая Второго. Слайд 33. Эта семья стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи. -Какая самая важная заповедь? Слайд 34. (Чти отца своего и мать свою.) Человек, который любит своих родителей, никогда не может быть плохим человеком. Подробнее с этой семьёй мы ознакомимся на других уроках ОПК, а сейчас прочитаем стихотворение, из дневники Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. (чтение стиха «Дарите любовь») Слайд 35. Дарите любовь. Взгляните кругом. Помогайте Тем, с кем рядом вам выпало в жизни идти, Дни их, как можете, украшайте, Чтоб свой жизненный крест было им легче нести. Дарите любовь. Взгляните — поодаль ваш брат, Отчаявшись, грех уж готов совершить. Вы руку ему протяните, и рад Он будет чистою, новою жизнию жить. Слайд 36. Живым примером семейной святости стала для русского народа царская семья мучеников Николая II и Александры с их святыми детьми: наследником Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией. В императорской семье царила атмосфера благоговейной любви, трогательной заботы друг о друге. Царская семья — это пример истинно православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характер как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность Слайд 37. – Ребята, вот теперь наша опорная запись представлена широко, емко. Посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы Семья была счастлива, дружна, крепка. – Скажите, пожалуйста, какую ценность нам необходимо поставить первой в понятии «семья»? - А сейчас мы подошли к нашему главному понятию «Христианская семья». Чья семья в истории России стала идеалом настоящей христианской семьи. Слайд 38. - Прочитайте по составленным нами опорным словам, какие компоненты включает в себя понятие «Христианская семья? Слайды 39-40. Практическая работа Прошу составить синквейн на тему «Христианская семья» Прошу зачитать синквейн | Дети пытаются определить значение. Чтение текста «Сотворение Адама и Евы» Дописывают самостоятельно, после выполнения учитель просит 3–4 учащихся зачитать свои варианты. - Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть. - Свой дом, маму, любимые игрушки, бабушку и дедушку, посаженное мной деревце… - Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод. Обучающиеся составляют синквейн, пользуясь алгоритмом Зачитывают желающие. Пример: Семья Родная, любимая Любит, поддерживает, воспитывает. Семья - это самое родное для меня. Ребята работают в паре, используя алгоритм: 1.Прочитайте текст. 2.Что узнали из этой части? 3.Объясните непонятные слова, используя словарь. 4.Какие слова считаете главными? Объясните их. 5.Задайте вопросы друг другу. Отвечают желающие. Чтение текста учебника 3-4 микротем самостоятельно Учащиеся выбирают вопросы и отвечают на них. Обучающиеся объясняют друг другу, что обозначает «обручальное кольцо» Нет начала и конца Дети заполняют таблицу на карточках в тетрадях. Символы брака | Что означают? (стр.86) | | знак, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи | | знак вечности и неразрывности брачного союза | Обучающие объясняют понимание новых понятий, делают вывод: « Отличие православной семьи состоит в том, что по-настоящему любящие друг друга жених и невеста, готовы все претерпеть ради сохранения семьи, даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе». Учащиеся читают тексты и отвечают на вопросы. - В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети. - Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате. - Общие события и праздники. (Выносятся на магнитную доску) - Рождество Христово, Пасха. В эти дни люди становятся ближе друг к другу. Работа в тетради. Дети работают в тетрадях с текстом. -Семейные традиции. (Выносятся на магнитную доску) - То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. - Тактичность, постоянное прощение и терпение, любовь 1 ученик читает строки стихотворения - Любовь Ответы учащихся: семья последнего русского императора Николая II. Дети работают с опорными словами на доске или в тетрадях. Составляют синквейн, используя алгоритм Читают желающие. Пример: Христианская семья Самоотверженная, благословенная. Венчает, любит, преодолевает Любовь является основой для создания семьи. Венец |