kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Духовно - нравственное воспитание младших школьников средствами курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)

 В настоящее время особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие таких качеств, как толерантность, коммуникативность, компетентность наличие умения использовать приобретенные из различных источников знания для успешного разрешения типичных жизненных проблем. Духовно-нравственное воспитание направленно усвоение подрастающим поколением умений, обеспечивающих самоорганизацию, 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Духовно - нравственное воспитание младших школьников средствами курса «Основы религиозных культур и светской этики» »

Статья «Духовно - нравственное воспитание младших школьников средствами курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Из опыта работы

Сухарева Светлана Владимировна

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, МБОУ «СОШ №12» город Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская обл.

Е-mail: [email protected]

“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)

 В настоящее время особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие таких качеств, как толерантность, коммуникативность, компетентность наличие умения использовать приобретенные из различных источников знания для успешного разрешения типичных жизненных проблем. Духовно-нравственное воспитание направленно усвоение подрастающим поколением умений, обеспечивающих самоорганизацию, самоопределение, саморазвитие личности во всех сферах жизнедеятельности.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в МБОУ «СОШ №12» был введён в апреле 2012 года в 4 классе и продолжился в 5 классах с сентября 2012г. На сегодняшний день уже можно подвести первые итоги.

Сотрудничество семьи  и  школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного  и  интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной  и  этической поддержки со стороны семьи изучение предмета « Основы   религиозных   культур   и   светской   этики » было бы неполноценным  и  недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь стало для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отразилось на желании детей учиться, преодолевать трудности  и  стремиться к успеху. Включение родителей  и  членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагало прежде всего нахождение общего языка, общих интересов  и  общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни - это прежде всего поиск согласия с семьей по всем вопросам образования  и  развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так  и  внеурочной деятельности.

Привлечение родителей  и  членов семей школьников к учебной  и  внеурочной деятельности в рамках  курса  « Основы   религиозных   культур   и   светской   этики » было направлено на:

- создание условий для понимания родителями целей, задач  и  путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;

- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой  и  расширение их представлений о современной школе, ее задачах  и  возможностях;

- углубление  и  расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного  и  житейского опыта.

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс был рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.

Введению  курса  « Основы   религиозных   культур   и   светской   этики » предшествовала подготовительная  работа  с родителями. На родительском собрании был выбран модуль, по которому началось преподавание в классе. Главной задачей последующих родительских собраний стало создание установки на сотрудничество, предполагаемым результатом – мотивация  и  стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания  курса  их детьми. Для родителей были подготовлены практические советы «Как можно помочь ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Приложение 1)

Деятельность детей была направлена на решение одной из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения  курса  и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения было проведено совместное родительское собрание с детьми: «Нравственные уроки моей семьи».  Ученики, выступали с творческими работами: «Россия – Родина моя» (Корякина Э.), «Добро и зло в русских народных сказках» (Михайлич Н.), «Вот что значит настоящий, верный друг» (видеорлик Минаева О., Семёнова А., Зиннурова Е.), «За что я ценю друга» (Панарина В.), «Добродетельные герои сказок» (Черненко А., Павлов М., Бахмет Н.). В своих работах обучающиеся делились впечатлениями об изучаемом предмете, о том какие моральные поступки нужно совершать человеку, чтобы сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше, приводили примеры из жизни своих близких.

Панарина В. «За что я ценю друга» Семёнова А. «В мире русских былин»

        У всех членов семьи есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и

религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание было задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителя, ученика и родителей, других взрослых позволило, с одной стороны, существенно расширить содержание курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, сделало общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким, и в конечном счёте продуктивным. Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» трудно переоценить. На уроках школьники получали домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых

происходило на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволили мне определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже было недостаточно знать

материал учебника. Система творческих вопросов-заданий выстраивалась так, что для их подготовки ребёнок обращался к опыту своих родителей, других взрослых, узнавал их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомился с традициями семейной жизни. Например: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», «Какие ценности лежат в основе традиций в вашей семье», «Вместе со взрослыми найдите в литературе примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи», «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примером для подражания», «Вместе с родителями найдите и разучите песенки и дружбе», «Вместе с родителями составьте свою родословную. Нарисуйте своё родословное дерево», «Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик», «Какие события отмечает ваша семья».

Родители оказывали большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Рассказ Журавлёвой Даши о паломничестве её семьи по святым местам Черногории, познакомил одноклассников с православными святынями, с культовыми местами христиан в Черногории. Побывав в Екатеринбурге, поделилась впечатлениями о посещении Православного Храма – на- крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших. Показала фотографии и видеофильм.

При изучении  тем , связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников выступали с рассказами о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других

интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Были подготовлены следующие презентации по православным праздникам: «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» (Плиева П.). «Рождество Христово» (Черненко А.)

Творческие работы учащихся.


Рассказы о семье и праздниках, прозвучавшие в классе, стали еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Дети подготовили задания к семейной викторине «Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны». Отвечая на вопросы викторины, был дан ответ на проблемный вопрос «Что такое культурные традиции и для чего они существуют?»

В рамках  курса  были затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Была продолжена работа с мини – проектами «Моя книжная полка». Ребята делились читательским опытом, давали рекомендации по выбору книг, высказывали впечатления о прочитанном. В рубрике «Я рекомендую!» представили книги: Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей; «Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии.

Темами  итоговых творческо-исследовательских  работ  учащихся могут стать  и  семейные традиции,  и  семейные хроники,  и  рассказ о своих предках. Такую  работу  ученик не сможет выполнить без поддержки  и  помощи со стороны семьи.

Родители  учеников 5Б класса были приглашены на итоговое мероприятие, презентацию проектов, завершающее  курс  « Основы   религиозных   культур   и   светской   этики. После проведения мероприятий родители класса высказали суждения об итогах реализованного курс.

Список литературы:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный  ресурс]. – Режим доступа:  http://iro.sakha.ru/files/NEWS/2010/1kv/jon_sov/materialy/ulusy/Концепция%20духовно-нравственного%20воспитания%20 российских%20школьников.doc

  2. Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.niisv.ru/ newsection2448

  3. Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://www.spbda.ru/news/a-551.html

  4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М., 2009.

  5. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Начальное общее образование. – М., 2009.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Сухарева Светлана Владимировна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190094

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства