Статья «Духовно - нравственное воспитание младших школьников средствами курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Статья «Духовно - нравственное воспитание младших школьников средствами курса «Основы религиозных культур и светской этики»
“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)
В настоящее время особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие таких качеств, как толерантность, коммуникативность, компетентность – наличие умения использовать приобретенные из различных источников знания для успешного разрешения типичных жизненных проблем. Духовно-нравственное воспитание направленно усвоение подрастающим поколением умений, обеспечивающих самоорганизацию,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Духовно - нравственное воспитание младших школьников средствами курса «Основы религиозных культур и светской этики» »
Статья «Духовно - нравственное воспитание младших школьников средствами курса «Основы религиозных культур и светской этики»
“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…” (В.А.Сухомлинский)
В настоящее время особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие таких качеств, как толерантность, коммуникативность, компетентность – наличие умения использовать приобретенные из различных источников знания для успешного разрешения типичных жизненных проблем. Духовно-нравственное воспитание направленно усвоение подрастающим поколением умений, обеспечивающих самоорганизацию, самоопределение, саморазвитиеличности во всех сферах жизнедеятельности.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» в МБОУ «СОШ №12» был введён в апреле 2012 года в 4 классе и продолжился в 5 классах с сентября 2012г. На сегодняшний день уже можно подвести первые итоги.
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета « Основы религиозных культур и светской этики » было бы неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь стало для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отразилось на желании детей учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагало прежде всего нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни - это прежде всего поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.
Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса « Основы религиозных культур и светской этики » было направлено на:
- создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
- углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс был рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.
Введению курса « Основы религиозных культур и светской этики » предшествовала подготовительная работа с родителями. На родительском собрании был выбран модуль, по которому началось преподавание в классе. Главной задачей последующих родительских собраний стало создание установки на сотрудничество, предполагаемым результатом – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми. Для родителей были подготовлены практические советы «Как можно помочь ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Приложение 1)
Деятельность детей была направлена на решение одной из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.
После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения было проведено совместное родительское собрание с детьми: «Нравственные уроки моей семьи». Ученики, выступали с творческими работами: «Россия – Родина моя» (Корякина Э.), «Добро и зло в русских народных сказках» (Михайлич Н.), «Вот что значит настоящий, верный друг» (видеорлик Минаева О., Семёнова А., Зиннурова Е.), «За что я ценю друга» (Панарина В.), «Добродетельные герои сказок» (Черненко А., Павлов М., Бахмет Н.). В своих работах обучающиеся делились впечатлениями об изучаемом предмете, о том какие моральные поступки нужно совершать человеку, чтобы сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше, приводили примеры из жизни своих близких.
Панарина В. «За что я ценю друга» Семёнова А. «В мире русских былин»
У всех членов семьи есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и
религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание было задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителя, ученика и родителей, других взрослых позволило, с одной стороны, существенно расширить содержание курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, сделало общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким, и в конечном счёте продуктивным. Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» трудно переоценить. На уроках школьники получали домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых
происходило на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволили мне определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже было недостаточно знать
материал учебника. Система творческих вопросов-заданий выстраивалась так, что для их подготовки ребёнок обращался к опыту своих родителей, других взрослых, узнавал их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомился с традициями семейной жизни. Например: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», «Какие ценности лежат в основе традиций в вашей семье», «Вместе со взрослыми найдите в литературе примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи», «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примером для подражания», «Вместе с родителями найдите и разучите песенки и дружбе», «Вместе с родителями составьте свою родословную. Нарисуйте своё родословное дерево», «Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик», «Какие события отмечает ваша семья».
Родители оказывали большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Рассказ Журавлёвой Даши о паломничестве её семьи по святым местам Черногории, познакомил одноклассников с православными святынями, с культовыми местами христиан в Черногории. Побывав в Екатеринбурге, поделилась впечатлениями о посещении Православного Храма – на- крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших. Показала фотографии и видеофильм.
При изучении тем , связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников выступали с рассказами о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других
интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Были подготовлены следующие презентации по православным праздникам:«Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» (Плиева П.). «Рождество Христово» (Черненко А.)
Творческие работы учащихся.
Рассказы о семье и праздниках, прозвучавшие в классе, стали еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Дети подготовили задания к семейной викторине «Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны». Отвечая на вопросы викторины, был дан ответ на проблемный вопрос «Что такое культурные традиции и для чего они существуют?»
В рамках курса были затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Была продолжена работа с мини – проектами «Моя книжная полка». Ребята делились читательским опытом, давали рекомендации по выбору книг, высказывали впечатления о прочитанном. В рубрике «Я рекомендую!» представили книги: Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей; «Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
Родители учеников 5Б класса были приглашены на итоговое мероприятие, презентацию проектов, завершающее курс « Основы религиозных культур и светской этики. После проведения мероприятий родители класса высказали суждения об итогах реализованного курс.
Список литературы:
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iro.sakha.ru/files/NEWS/2010/1kv/jon_sov/materialy/ulusy/Концепция%20духовно-нравственного%20воспитания%20 российских%20школьников.doc
Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.niisv.ru/ newsection2448
Захарченко М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spbda.ru/news/a-551.html
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М., 2009.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Начальное общее образование. – М., 2009.