kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Православная литературная викторина «Казак без веры не казак»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание материала: Предлагаю вам Православную  литературную викторину «Казак без веры не казак». Материалом для составления литературной викторины послужили историческая литература, энциклопедии. Викторина может быть использована на уроках истории, на классных часах 7 – 8 классах. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. 

Цель: Познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма славного имени донских казаков.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представления детей о донских казаках.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: воспитывать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся.
Оборудование: Выставка книг 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Православная литературная викторина «Казак без веры не казак» »

Православная литературная викторина «Казак без веры не казак».

Автор: Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь, учитель Основ православной культуры МБОУ Тацинская СОШ № 3, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам Православную литературную викторину «Казак без веры не казак». Материалом для составления литературной викторины послужили историческая литература, энциклопедии. Викторина может быть использована на уроках истории, на классных часах 7 – 8 классах. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. 
Цель: Познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма славного имени донских казаков.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представления детей о донских казаках.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: воспитывать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся.
Оборудование: Выставка книг 


Широко, в приволье зеленых степей, течет дон. Зеркальною лентою блестящего серебра извивается он среди полей, меж белых мазанок станиц, меж зеленых садов. По широкому степному раздолью. И медленно и плавно его течение.

Тихий Дон!.. Тихо в могучем просторе его степей. Зацветут весною его берега пестрыми цветами, дивным запахом наполнится степь, а потом все сильней и сильней станет палить солнце, и выгорит, пожелтеет и почернеет степь... Понесется над нею знойный ветер, помчит сухое перекати-поле и принесет пряный запах полыни в станицу... Придет и мороз. Замерзнут стоячие воды озера, станет и Дон. Белым саваном снегового покрова оденется степь. Заревет над ней страшный буран и в хороводе снежинок закроет свет Божий, и станет темно и жутко...

По всему этому краю, по обоим берегам Тихого Дона, живут донские казаки. Из года в год кипит и волнуется жизнь по станицам: одни рождаются, другие умирают, там казаки вернулись из полков домой, а там, глядишь, старик отец запряг в телегу волов, привязал сзади боевого коня и везет уже сына на сборный пункт.

Ан память и изменила. Самые старые люди уже не помнят, не знают, путают события. Нужно искать по книгам, вдумываться в слова старых песен, изучать саму землю донскую, искать те следы, которые оставили на ней люди, когда-то жившие на нашем месте, нужно исследовать историю Донского войска. И вот, исследуя ее, встречаешь дивные картины былого. Удивляешься мужеству, стойкости, святой, непоколебимой вере в Христа наших дедов. Удивляешься -- и любишь их. Чем ближе узнаешь прошлое Тихого Дона -- тем крепче его любишь. Боже мой! Сколько людей раскидало свои кости по этой степи, сколько казаков сложило смелые головы по берегам Дона.

Кровавая битва, неустанная война шла здесь из года в год, изо дня в день, здесь спали не иначе, как с оружием в руках, здесь жили тревожною боевой жизнью, не зная покоя. Отсюда выходили герои, удивлявшие весь мир своими победами... Как же не полюбопытствовать узнать это прошлое, как не пожелать приподнять завесу веков и взглянуть, что же было здесь давно, давно, за много лет до нашей жизни...


Люди беглые на вольный Дон спешили,

Надоело в рабстве им стонать.

На Руси опричниной душили,

Крепостным нет смысла правды ждать.

А на Диком поле жизнь – приволье.

Можно сколько хочешь там гулять.

Бывшим подневольникам – раздолье,

Чтобы заново свой в жизни путь начать.

Отстоять свою свободу можно

В чистом поле с саблей наголо.

Жить не нужно больше осторожно,

Выбирай любое ремесло...

Воевать детей своих учили,

Пикой, саблей правду добывать.

Как хотели, так они и жили...


  1. Скажите, с какого года мы находим в русских летописях упоминание о донских казаках?

- Приблизительно в 1500 году после Рождества Христова, мы находим упоминание в русских летописях о донских казаках.


  1. Скажите, откуда произошло название атаман?

- Каждая станица, или ватага, выбирала себе старшего, которого, по образцу северных моряков, ходивших и по русским рекам, называли ват-маном; отсюда потом произошло и название атаман.


Исторический край бесконечной борьбы,

Край казачества, вольности, славы,

Подвергался не раз ты ударам судьбы,

Сын свободной великой державы…


  1. В казаки принимали всякого. Нужно было только одно непременное условие. Назовите это условие.

- Непременное условие было Вера во Христа.


  1. Скажите, почему казаки требовали от переселившихся на Дон принять веру казачью, веру в Истинного Бога?

- Казаки, требуя веры. Понимали, что только вера в Бога, глубокая и искренняя даст мужество новому казаку перенести тяжелую жизнь среди военных походов и вечной опасности.


  1. Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и ее ставили выше всего. В этой борьбе они забывали о всех радостях земных. В эти поры сложилась среди донцов одна из поговорок. Назовите эту поговорку

- Одной из поговорок, которых сложилась среди донцов, была поговорка «Хоть жизнь собачья. Так слава казачья». И гордились казаки этой славой.


  1. Скажите, какие качества славились у казаков на Дону выше всего?

- Доблесть воинской славы на Дону славилась выше всего. Храбрость, неутомимость. Меткая стрельба, умение владеть оружием ценилась больше и дороже богатства.


  1. Скажите, как складывались отношения в вольной ватаге казаков?

- В вольной ватаге казаков во время похода дисциплина и порядок были образцовые. Походный атаман мог казнить смертью за малейшее непослушание. Беспрекословно повиновались и выборным есаулам и сотникам. Но кончался поход, возвращались казаки к своим домам и опять все были равны.


  1. Скажите, кто среди казаков назывался охотником?

- тот, кто шел с атаманом промышлять зверя, на зверовую охоту, или шел воевать с татарами. Персами или турками, назывался охотником.


…По первому зову земли своих предков

бил врагов славянства казачий кулак.

Шёл грудью на смерть и падал нередко,

Но никогда не сдавался казак…

"Коловрат"


  1. Скажите, что делали казаки для морских походов?

- Для морских походов казаки строили себе большие, длинные лодки без палубы. На лодках были мачты, но парусом казаки пользовались только при попутном ветре, а против ветра шли на веслах. На каждую лодку садилось 60 – 100 человек, борта лодок обшивались камышом, для защиты от неприятельских пуль и для большой устойчивости лодок. На дно клали бочки с пресной водой, пшено, сушеную и соленую рыбу и смело с такими запасами пускались в неизвестные края. Водки в поход не брали. В походе, прежде всего, требовалась трезвость.


  1. Скажите, какая одежда была на казаках в походах? И почему?

- на казаках в походах одежда была самая бедная, чтобы неприятель не хотел поживиться ею, как добычей, чтобы легче было подходить к нему и укрываться в степи и на море.


  1. Расскажите, как вели себя казаки во время морских походов?

- Без компаса и без карт, по солнцу и по звездам узнавали они направление и без ошибки вели свои лодки к турецким берегам. Завидев вдали турецкие корабли, они рассыпались и уходили против ветра, а затем, перед закатом солнца, приближались к ним со стороны солнца, так, чтобы солнце светило прямо в глаза туркам, кидались на корабли с топорами и саблями и храбро рубились с турками. Захватив корабль, они брали на свои лодки оружие и наиболее ценные, но мелкие вещи, а затем, прорубив дно, топили корабли. В неравном бою казаки, благодаря своей смелости и ловкости, почти всегда выходили победителями.



  1. Скажите, что вам известно о первом донском казачьем атамане? Назовите его имя.

- О первом известном нам донском казачьем атамане мы знаем немногое. Им был атаман Сары – Азмане. Впервые его имя упоминается в исторических актах 1549 года. Н.М. Карамзин вы своей «Истории государства Российского», в частности, писал: «Казаки гнушались зависимостью от магометанского царства, … и в 1549 году вождь их Сары – Азман, именуясь подданным Иоанна (Ивана Грозного), строили крепости на Дону.


О казачестве всегда

Слава по Руси плыла.

На Дону и на Кубани

Казаки поныне славят

Свою волю, власть народа.

Соблюдают очень строго.

















6








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Православная литературная викторина «Казак без веры не казак»

Автор: : Соколовская Инна Владиславовна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Православная викторина «Казак без веры не казак» "
    ["seo_title"] => string(50) "pravoslavnaia-viktorina-kazak-biez-viery-nie-kazak"
    ["file_id"] => string(6) "185931"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426257435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства