Православная литературная викторина «Казак без веры не казак»
Православная литературная викторина «Казак без веры не казак»
Описание материала: Предлагаю вам Православную литературную викторину «Казак без веры не казак». Материалом для составления литературной викторины послужили историческая литература, энциклопедии. Викторина может быть использована на уроках истории, на классных часах 7 – 8 классах. Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель: Познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма славного имени донских казаков. Задачи: 1. Образовательная: расширить представления детей о донских казаках. 2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно; 3. Воспитательная: воспитывать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся. Оборудование: Выставка книг
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Православная литературная викторина «Казак без веры не казак» »
Православная литературная викторина «Казак без веры не казак».
Автор:Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь, учитель Основ православной культуры МБОУ Тацинская СОШ № 3, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ростовская область Описание материала:Предлагаю вам Православную литературную викторину «Казак без веры не казак». Материалом для составления литературной викторины послужили историческая литература, энциклопедии. Викторина может быть использована на уроках истории, на классных часах 7 – 8 классах. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. Цель: Познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма славного имени донских казаков. Задачи: 1. Образовательная: расширить представления детей о донских казаках. 2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно; 3. Воспитательная: воспитывать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся. Оборудование: Выставка книг
Широко, в приволье зеленых степей, течет дон. Зеркальною лентою блестящего серебра извивается он среди полей, меж белых мазанок станиц, меж зеленых садов. По широкому степному раздолью. И медленно и плавно его течение.
Тихий Дон!.. Тихо в могучем просторе его степей. Зацветут весною его берега пестрыми цветами, дивным запахом наполнится степь, а потом все сильней и сильней станет палить солнце, и выгорит, пожелтеет и почернеет степь... Понесется над нею знойный ветер, помчит сухое перекати-поле и принесет пряный запах полыни в станицу... Придет и мороз. Замерзнут стоячие воды озера, станет и Дон. Белым саваном снегового покрова оденется степь. Заревет над ней страшный буран и в хороводе снежинок закроет свет Божий, и станет темно и жутко...
По всему этому краю, по обоим берегам Тихого Дона, живут донские казаки. Из года в год кипит и волнуется жизнь по станицам: одни рождаются, другие умирают, там казаки вернулись из полков домой, а там, глядишь, старик отец запряг в телегу волов, привязал сзади боевого коня и везет уже сына на сборный пункт.
Ан память и изменила. Самые старые люди уже не помнят, не знают, путают события. Нужно искать по книгам, вдумываться в слова старых песен, изучать саму землю донскую, искать те следы, которые оставили на ней люди, когда-то жившие на нашем месте, нужно исследовать историю Донского войска. И вот, исследуя ее, встречаешь дивные картины былого. Удивляешься мужеству, стойкости, святой, непоколебимой вере в Христа наших дедов. Удивляешься -- и любишь их. Чем ближе узнаешь прошлое Тихого Дона -- тем крепче его любишь. Боже мой! Сколько людей раскидало свои кости по этой степи, сколько казаков сложило смелые головы по берегам Дона.
Кровавая битва, неустанная война шла здесь из года в год, изо дня в день, здесь спали не иначе, как с оружием в руках, здесь жили тревожною боевой жизнью, не зная покоя. Отсюда выходили герои, удивлявшие весь мир своими победами... Как же не полюбопытствовать узнать это прошлое, как не пожелать приподнять завесу веков и взглянуть, что же было здесь давно, давно, за много лет до нашей жизни...
Люди беглые на вольный Дон спешили,
Надоело в рабстве им стонать.
На Руси опричниной душили,
Крепостным нет смысла правды ждать.
А на Диком поле жизнь – приволье.
Можно сколько хочешь там гулять.
Бывшим подневольникам – раздолье,
Чтобы заново свой в жизни путь начать.
Отстоять свою свободу можно
В чистом поле с саблей наголо.
Жить не нужно больше осторожно,
Выбирай любое ремесло...
Воевать детей своих учили,
Пикой, саблей правду добывать.
Как хотели, так они и жили...
Скажите, с какого года мы находим в русских летописях упоминание о донских казаках?
- Приблизительно в 1500 году после Рождества Христова, мы находим упоминание в русских летописях о донских казаках.
Скажите, откуда произошло название атаман?
- Каждая станица, или ватага, выбирала себе старшего, которого, по образцу северных моряков, ходивших и по русским рекам, называли ват-маном; отсюда потом произошло и название атаман.
Исторический край бесконечной борьбы,
Край казачества, вольности, славы,
Подвергался не раз ты ударам судьбы,
Сын свободной великой державы…
В казаки принимали всякого. Нужно было только одно непременное условие. Назовите это условие.
- Непременное условие было Вера во Христа.
Скажите, почему казаки требовали от переселившихся на Дон принять веру казачью, веру в Истинного Бога?
- Казаки, требуя веры. Понимали, что только вера в Бога, глубокая и искренняя даст мужество новому казаку перенести тяжелую жизнь среди военных походов и вечной опасности.
Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и ее ставили выше всего. В этой борьбе они забывали о всех радостях земных. В эти поры сложилась среди донцов одна из поговорок. Назовите эту поговорку
- Одной из поговорок, которых сложилась среди донцов, была поговорка «Хоть жизнь собачья. Так слава казачья». И гордились казаки этой славой.
Скажите, какие качества славились у казаков на Дону выше всего?
- Доблесть воинской славы на Дону славилась выше всего. Храбрость, неутомимость. Меткая стрельба, умение владеть оружием ценилась больше и дороже богатства.
Скажите, как складывались отношения в вольной ватаге казаков?
- В вольной ватаге казаков во время похода дисциплина и порядок были образцовые. Походный атаман мог казнить смертью за малейшее непослушание. Беспрекословно повиновались и выборным есаулам и сотникам. Но кончался поход, возвращались казаки к своим домам и опять все были равны.
Скажите, кто среди казаков назывался охотником?
- тот, кто шел с атаманом промышлять зверя, на зверовую охоту, или шел воевать с татарами. Персами или турками, назывался охотником.
…По первому зову земли своих предков
бил врагов славянства казачий кулак.
Шёл грудью на смерть и падал нередко,
Но никогда не сдавался казак…
"Коловрат"
Скажите, что делали казаки для морских походов?
- Для морских походов казаки строили себе большие, длинные лодки без палубы. На лодках были мачты, но парусом казаки пользовались только при попутном ветре, а против ветра шли на веслах. На каждую лодку садилось 60 – 100 человек, борта лодок обшивались камышом, для защиты от неприятельских пуль и для большой устойчивости лодок. На дно клали бочки с пресной водой, пшено, сушеную и соленую рыбу и смело с такими запасами пускались в неизвестные края. Водки в поход не брали. В походе, прежде всего, требовалась трезвость.
Скажите, какая одежда была на казаках в походах? И почему?
- на казаках в походах одежда была самая бедная, чтобы неприятель не хотел поживиться ею, как добычей, чтобы легче было подходить к нему и укрываться в степи и на море.
Расскажите, как вели себя казаки во время морских походов?
- Без компаса и без карт, по солнцу и по звездам узнавали они направление и без ошибки вели свои лодки к турецким берегам. Завидев вдали турецкие корабли, они рассыпались и уходили против ветра, а затем, перед закатом солнца, приближались к ним со стороны солнца, так, чтобы солнце светило прямо в глаза туркам, кидались на корабли с топорами и саблями и храбро рубились с турками. Захватив корабль, они брали на свои лодки оружие и наиболее ценные, но мелкие вещи, а затем, прорубив дно, топили корабли. В неравном бою казаки, благодаря своей смелости и ловкости, почти всегда выходили победителями.
Скажите, что вам известно о первом донском казачьем атамане? Назовите его имя.
- О первом известном нам донском казачьем атамане мы знаем немногое. Им был атаман Сары – Азмане. Впервые его имя упоминается в исторических актах 1549 года. Н.М. Карамзин вы своей «Истории государства Российского», в частности, писал: «Казаки гнушались зависимостью от магометанского царства, … и в 1549 году вождь их Сары – Азман, именуясь подданным Иоанна (Ивана Грозного), строили крепости на Дону.