kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуальность изучения основ православной культуры в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность изучения основ православной культуры в школе обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Содержание, формы и методы реализации духовно-нравственного образования в рамках моей внеурочной деятельности со второклассниками соответствуют принципам государственной политики в сфере образования, изложенным в Конституции РФ, Законах РФ «О свободе совести и религиозных организациях», «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О правах ребенка».

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям культурообразующей религии не противоречит принципу национально-культурной основы образования и его светскому характеру, который, в соответствии с общепризнанными международными принципами означает, что каждый обучающийся имеет право на изучение или отказ от изучения основ религиозного мировоззрения, а деятельность учреждений образования не преследует цели формирования у учащихся того или иного отношения к религии. В данном контексте изучение основ православной культуры является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, которое призвано обеспечить духовное становление личности, способствовать воспитанию гражданина РФ, формированию глубоких нравственных убеждений. Содержание предлагаемых занятий в значительной степени может востребовать имеющийся в учащихся нравственный и гражданский потенциал, необходимый для их дальнейшего личностного самоопределения и жизнеустройства.

Просмотр содержимого документа
«Актуальность изучения основ православной культуры в школе »


Отдел образования администрации г. Гуково Ростовской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

имени В.А.Шеболдаева

(МБОУ СОШ № 23)

ИНН 6144006163, ОГРН 1026102024190, ОКПО 51577793,

индекс 347879 Россия, г. Гуково, Ростовской обл., ул. Молодежная 17,

тел.8 (863 61) 3-25-80, тел\факс 8 (863 61) 5-01-75

www.gukovo-school23.ucoz.ru е-mail: 832580@mail.ru








ПУБЛИКАЦИЯ



«Актуальность изучения основ православной культуры в школе».





Малахова Ольга Алексеевна,

учитель русского языка

и литературы первой квалификационной

категории МБОУ СОШ №23

г. Гуково





г. Гуково

2014


Малахова Ольга Алексеевна,

учитель русского языка

и литературы первой квалификационной

категории МБОУ СОШ №23

г. Гуково



Актуальность изучения основ православной культуры в школе.

Актуальность изучения основ православной культуры в школе обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Содержание, формы и методы реализации духовно-нравственного образования в рамках моей внеурочной деятельности со второклассниками соответствуют принципам государственной политики в сфере образования, изложенным в Конституции РФ, Законах РФ «О свободе совести и религиозных организациях», «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О правах ребенка».

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям культурообразующей религии не противоречит принципу национально-культурной основы образования и его светскому характеру, который, в соответствии с общепризнанными международными принципами означает, что каждый обучающийся имеет право на изучение или отказ от изучения основ религиозного мировоззрения, а деятельность учреждений образования не преследует цели формирования у учащихся того или иного отношения к религии. В данном контексте изучение основ православной культуры является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, которое призвано обеспечить духовное становление личности, способствовать воспитанию гражданина РФ, формированию глубоких нравственных убеждений. Содержание предлагаемых занятий в значительной степени может востребовать имеющийся в учащихся нравственный и гражданский потенциал, необходимый для их дальнейшего личностного самоопределения и жизнеустройства.

Цель проведения занятий заключается в воспитании высоконравственной личности на основе ценностей отечественной православной культуры.

Исходя из цели, задачами факультатива являются:

  • раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций русского народа;

  • формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;

  • создание условий для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.

Содержание программы занятий построено в соответствии с концентрическим принципом и учитывает возрастные особенности учащихся. Во втором классе происходит знакомство учащихся с библейским учением о картине мира, нравственными заповедями и житиями святых, а также с православным образом жизни. Именно этот возрастной период педагог может наиболее эффективно использовать для закладки прочного духовно-нравственного фундамента личности школьника. В третьем классе учащиеся будут знакомиться с историей православной религии и культуры. Темы занятий, изучаемых в четвёртом классе, посвящены истории православия в русских землях. Через знакомство с содержанием житий святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира, святых благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святой преподобной Евфросинии; святой праведной княгини Софии Слуцкой у учащихся воспитывается потребность в собственном духовном росте и пробуждается желание следовать нравственному идеалу.

Знакомство младших школьников со Священным Писанием может осуществляться по текстам адаптированной детской Библии. Чтение и обсуждение с учащимися библейских сюжетов углубляет восприятие описываемых событий, помогая понять, почему церковь на протяжении тысячелетий сохраняла память о нем, и какой нравственный урок каждый человек может извлечь из него. Знакомство с основами православной нравственности продолжается чтением Нагорной проповеди и подкрепляется доступными для детей притчами Иисуса Христа или иллюстрируется евангельскими историями. Все это позволит перейти от эмоционального восприятия евангельских текстов к размышлению, рассуждению и выходу на самостоятельный духовно-нравственный выбор в определенной жизненной ситуации.

Большое внимание в содержании программы в I–IV классах уделяется теме семьи. На примере историй о рождестве Богородицы, рождестве Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, их младенчестве и отрочестве ученик получает представление о благочестивой семье и благословенном роде.

В пятом классе на более глубоком уровне продолжается знакомство школьников с евангельским учением о земной жизни Богородицы и её благочестивого рода, её иконописным изображением. Знакомство с богородичными праздниками рекомендуется проводить в соответствии с православным календарём.

Занятия в шестом классе освещают основные исторические события из истории христианской церкви в I тысячелетии и в определенной степени могут служить средством повторения, закрепления и углубления знаний, полученных в процессе изучения истории в V–VI классах.

В седьмом классе особое место отводится знакомству подростков с жизнью и духовным подвигом святых подвижников восточных славян, в том числе и русского народа, в исторический период с IX до первой половины XVI века. В содержании занятий в восьмом, девятом и десятом классах последовательно рассматривается история православия на восточнославянских землях соответственно во второй половине XVI – середине XIX веков, второй половине XIX века, XX веке.

Изучение истории христианства в VI–X классах позволяет устанавливать синхронные и перспективные межпредметные связи с историей, русской литературой, музыкой. Отдельные темы в содержании изучаемого материала в каждом классе посвящены истории Православной Церкви на Руси. При их изучении можнообращаться к краеведческому материалу. При изучении истории православия на Руси в Х классе особое место занимает знакомство с христианским подвигом новомучеников, которое имеет особое значение для развития высоких нравственных качеств личности учащихся.

В одиннадцатом классе в содержании раздела «Человек в современном мире» рассматриваются актуальные вопросы смысла жизни и смерти, любви, создания семьи и брака, воспитания детей, ответственности за свою и чужую жизнь.

Формы проведения занятий определяются возрастными особенностями учащихся и могут включать совместные чтения рассказов о святых и подвижниках благочестия русского народа, беседы, экскурсии и историко-краеведческие поездки по святым местам, практические занятия (в частности, участие в делах милосердия). Для чтения учащимся предлагаются тексты Библии, житий святых, акафистов, притч, сказок, произведений классической литературы и современных авторов. Важным аспектом проведения факультативных занятий является ознакомление учащихся с музыкально-певческой культурой, которое предусматривается в содержании ряда учебных тем. Все это обуславливает возможность установления и реализации межпредметных связей с содержанием таких учебных предметов, как «Человек и мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Русская литература», «Всемирная история. История Руси», «Обществоведение».

Содержание программы пронизано темой православного краеведения, которое предусматривает знакомство с историей создания древних и современных храмов, монастырей, часовен, исторических памятников, появления святых источников, а также с судьбами исторических лиц и простых граждан, связанных с изучаемыми местами. Поскольку многие православные храмы освящены в честь великих православных праздников (Свято-Троицкие, Свято-Воскресенские и т. д.), знакомство с историей их постройки будет логическим завершением цепи: евангельское событие – православный праздник – икона праздника – тропарь – традиции – соответствующие храмы на территории России. Включение в содержание занятий краеведческого материала предоставляет учителю широкие возможности для организации самостоятельного поиска и творческой работы учащихся, а также оформления и презентации результатов проведенного учебного исследования.

На проведение занятий в соответствии с учебным планом предусматривается: в I классе – 30 учебных часов, во II классе – 34 учебных часа, в III–XI классах – по 35 учебных часов (по одному часу в неделю).

В конце своей жизни Иоанн Богослов на все вопросы, с которыми к нему обращались, отвечал только одной фразой: «Дети, любите друг друга». В этом и состоит квинтэссенция православной культуры.

Главный её плод - это созданный ею человек. И задача нашего курса - понять и услышать друг друга, понять самих себя. Эти уроки интересны тем, что на них дети могут узнавать своих соседей по парте, по классу, по городу, по планете. Может ли быть более высокая радость, чем радость дискотеки? Как распределять свои оценки - что хорошо, что плохо в твоей жизни? Чем руководствуется христианин, ставя себе оценки за прожитый день? Это ключевые темы уроков.

Слушая чтение рассказов о сверстниках, обсуждая их и свои поступки, дети рисуют, раскрашивают картинки на Библейские темы, изготовляют поделки-подарки к Рождеству, Пасхе, к Дню Матери, разучивают и с удовольствием поют песни об этих праздниках. У нас есть и коллективные дела: создаём свой ковчег, готовим концерт для детей в приюте и для пожилых людей в центре реабилитации.

Ознакомление с иконами Богородицы, Иисуса, святых привело к неожиданному открытию: оказывается хорошо известные детям личности тоже святые и на их иконы можно посмотреть: Илья Муромец, А.В. Суворов, Фёдор Ушаков, последний Российский царь и его семья.

А мальчики с интересом изучают жизнеописания святых полководцев и понимают, что и сегодня есть место подвигу










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Актуальность изучения основ православной культуры в школе

Автор: Малахова Ольга Алексеевна

Дата: 26.08.2014

Номер свидетельства: 112952

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Программа по ОРКСЭ "
    ["seo_title"] => string(19) "proghramma-po-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "188913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426772635"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ПОКРОВ–БАТЮШКА  Методическая разработка внеклассного мероприятия  по краеведению "
    ["seo_title"] => string(93) "pokrov-batiushka-mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-kraieviedieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "124584"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414746056"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства