Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине "Охрана труда" по профессии 19727 "Штукатур" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛЕБЕЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
«Утверждаю»
И.о.директора ГБПОУ
Белебеевский индустриальный колледж
____________________А.А.Ружицкий
«____»_____________________2017 г.
Номер регистрации _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОХРАНА ТРУДА»
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
19727 «ШТУКАТУР»
г.Белебей-2017г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда» разработана в соответствии с требованиями ФГОС программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих 19727 «ШТУКАТУР» утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2014 г., N 360 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта 19727 «ШТУКАТУР»
Разработчик: Преподаватель спецдисциплин, высшей категории ГБПОУ Белебеевский индустриальный колледж
_________________________Абрамова Ирина Николаевна________________________
«Рассмотрено»
на методической кафедре общестроительных работ
протокол № ____
от «____»____________2017г.
________________Игнатьева В.И.
.
«Утверждено»
На методическом совете
ГБПОУ Белебеевский индустриальный
колледж
______________ Ружицкий А.А.
«_____» _______________2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
условия реализации программы учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих 19727 «Штукатур»
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения требований охраны труда учреждениях среднего специального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Дисциплина «Охрана труда» изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Охрана труда» входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин и предполагает знание и понимание студентами принципов соблюдения требований безопасности, знание техногенных опасностей и способам защиты от них, понимания того, что именно в процессе трудовой деятельности человек подвергается наибольшей опасности. Изучение курса «Охрана труда» помогает понять: как избежать или минимизировать риск опасностей в трудовой деятельности, причины возникновения рисков, методы и средства защиты от них.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся долженуметь:
:выполнять устройство временных ограждений и тротуаров на строительной площадке, правильно складировать материалы;
использовать цвета и знаки безопасности;
безопасно для жизни и здоровья выполнять столярно-монтажные и отделочные работы;
безопасно работать с электрифицированным инструментом и на станках;
обезопасить себя от поражения электрическим током;
обеспечит пожарную безопасность на производстве;
оказывать первую доврачебную помощь;
В результате освоения дисциплины обучающийся должензнать:
виды инструктажей;
нормативные документы по охране труда;
виды контроля над соблюдением законодательных нормативных актов по охране труда;
устройство ограждений, освещений, временных дорог, коммуникаций;
правила складирования материалов;
требования охраны труда при столярно-плотничных, монтажных и
отделочных работах;
правила безопасной эксплуатации строительных машин, механизмовэлектроинструментов и деревообрабатывающих станков;
основные меры защиты от поражения электрическим током;
основы пожарной безопасности;
несчастные случаи на производстве и их расследование.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –48 часов, в том числе:
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися соответствующих профессиональных компетенций (ПК)
Код
Наименование результат обучения
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовать собственную деятельность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1.
Выполнять операции по обработке древесины и конструкционных материалов.
ПК 1.2.
Изготавливать столярные детали и изделия.
ПК 1.3.
Выполнять антисептирование и огнезащиту древесины.
ПК 1.4.
Собирать и монтировать столярные изделия и конструкции.
ПК 1.5
Выполнять подготовительные работы для остекления.
ПК 1.6.
Выполнять остекление конструкций.
ПК 1.7.
Выполнять ремонт остекления.
ПК 2.1.
Выполнять подготовку поверхностей под оштукатуривание.
ПК 2.2.
Выполнять оштукатуривание поверхностей.
ПК 2.3.
Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей.
ПК 3.1.
Выполнять монтаж оконных, дверных блоков, встроенной мебели и лестниц.
ПК 3.2.
Устраивать подвесные и натяжные потолки.
ПК 3.3.
Выполнять обшивку поверхностей деревянными изделиями и крупноразмерными листами.
ПК 3.4.
Изготавливать каркасные перегородки.
ПК 3.5.
Выполнять ремонт столярно-плотничных изделий и конструкций.
ПК 4.1.
Выполнять облицовку поверхностей керамическими, бетонными плитками и каменными плитами.
ПК 4.2.
Выполнять паркетные покрытия полов.
ПК 4.3.
Выполнять настилку ковровых покрытий и линолеума.
ПК 4.4.
Выполнять оклеивание поверхностей обоями.
ПК 4.5.
Выполнять ремонт покрытий и облицовки поверхностей.
ПК 5.1.
Выполнять подготовку поверхностей под окрашивание.
ПК 5.2.
Выполнять окрашивание внутренних и наружных поверхностей.
ПК 5.3.
Выполнять ремонт окрашенных поверхностей.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лекций и уроков
16
практические занятия
16
контрольные работы
не предусмотрены
Самостоятельная работа студента (всего)
16
в том числе:
подготовка рефератов, сообщений;
6
составление словарей основных терминов, сравнительных и сводных таблиц;
2
Изучение законодательных и нормативных документов.
2
Итоговая аттестация
в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основные понятия безопасности труда
4
1
Тема 1.1.Охрана труда, понятие и сущность.
Охрана труда, понятие и сущность. Основная задача охраны труда.
1
1
Тема 1.2. Безопасность труда.
Содержание учебного материала
1
Безопасные условия труда. Производственная санитария.
1
Самостоятельная работа студентов №1:
1 Повторение и систематизация знаний, полученных на уроках – работа с конспектом учебных занятий
3. Подготовка к практическим работам
1
Практическая работа № 1:
1 Анализ опасных и вредных производственных факторов
1
Раздел 2. Организация охраны труда в строительстве
8
Тема 2.1. Обеспечение охраны труда
Ответственность за нарушение правил охраны труда. Виды ответственности.
1
Тема 2.2. Обязанности работников и работодателей по соблюдению требований охраны труда.
Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда. Обязанности работодателей по обеспечению безопасных и здоровых условий труда
1
Самостоятельная работа студентов №2:
1. Безопасность при эксплуатации зданий, помещений, сооружений, машин и оборудования.
2. Поиск информации по заданной теме из различных источников.
3.Тест: «опасные и вредные производственные факторы»
4
Практическая работа № 2:
1.Льготы и компенсации по охране труда в строительстве за тяжелые работы и работы во вредных и (или) опасных условиях, отклоняющихся от нормальных.
2. Виды инструктажей. Тестирование по 2 разделу.
2
Раздел 3. Производственный травматизм. Расследование несчастных случаев на производстве.
10
Тема 3.1. Несчастные случаи на производстве.
Определение «несчастный случай». Несчастные случаи на производстве, несчастные случаи вне производства, но связанные с работой, несчастные случаи не связанные с производством, но происшедшие на производстве, бытовые несчастные случаи.
1
Тема 3.2. Расследование несчастных случаев.
Расследование несчастных случаев на производстве.
1
Тема 3.3..Определение тяжести несчастных случаев на производстве.
Классификация тяжести несчастных случаев на производстве.
1
Тема 3.4. Средства индивидуальной защиты.
Средства индивидуальной и коллективной защиты. Классификация СИЗ. Бесплатная выдача СИЗ рабочим и служащим в индивидуальное пользование.
1
Самостоятельная работа студентов № 3:
1. Повторение и систематизация знаний, полученных на уроках – работа с конспектом учебных занятий
3. Подготовка к практическим работам
2
Практическая работа № 3: .
1.Общие положения, порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
2. Категории тяжести. Тяжелые несчастные случаи на производстве и их признаки.
3.Разработка и оформление акта по форме Н-1 о несчастном случае на производстве 4..Нормы выдачи спецодежды и спецобуви.
4
Раздел 4.
Безопасная организация строительной площадки.
6
Тема 4.1.
Требования безопасности к организации рабочих мест
Требования безопасности к подготовке и содержанию территории строительной площадки. Сигнальные цвета и знаки безопасности: запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные.
1
Тема 4.2
Обязанности учащихся на производственной практике
Инструкция по охране труда на производственной практике. Безопасность технологических процессов.
1
Самостоятельная работа студентов № 4:
1 . Повторение и систематизация знаний, полученных на уроках – работа с конспектом учебных занятий
3. Подготовка к практическим работам
2
Практическая работа № 4:
1.Изучение инструкции по безопасности организации строительной площадки. 2.Безопасность технологического оборудования и инструмента.
2
Раздел 5. Безопасная организация основных видов строительно-монтажных работ.
12
Тема 5.1.Требования безопасности при выполнении штукатурных, малярных работ.
Безопасное выполнение штукатурных и малярных работ. Безопасное использование лакокрасочных материалов.
Требования безопасности при эксплуатации лесов подмостей стремянок, лестниц. Техника безопасности при монтаже и креплении лесов.
1
Тема 5.3.
Обеспечение электробезопасности
Основные причины и виды электротравматизма. Факторы поражающего действия электрического тока.
1
Тема 5.4.
Обеспечение пожарной безопасности
Основные понятия о пожаре, горении и горючих, трудногорючих и трудногорючих веществ. Опасные (поражающие) факторы пожара и взрыва. Первичные средства пожаротушения.
1
Самостоятельная работа студентов № 5
1. Подготовка сообщений, по темам, предложенным преподавателем: «Безопасное выполнение строительно-монтажных работ».
2. Повторение и систематизация знаний, полученных на уроках – работа с конспектом учебных занятий
3. Подготовка к практическим работам
3
Практическая работа № 5:
1. Оценка состояния техники безопасности на производственном объекте.
2. Инструкции по видам выполняемых работ. Обеспечение безопасности работников в аварийных ситуациях.
3. Предельно допустимые нагрузки.
4. Средства оповещения и тушения пожаров. Эвакуация людей при пожаре.
5. Виды и типы огнетушителей и их использование.
5
Раздел 6. Оказание первой медицинской помощи.
6
Тема 6.1. Первая помощь при поражении электрическим током, ранении, переломах, ожогах.
1.Организация оказания первой и медицинской помощи. Основные принципы и этапы проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Оказание доврачебной помощи пострадавшему.
2.Виды перевязок и перевязочных материалов. Первая помощь при ожогах. Классификация ран по ранящему агенту. Вида и признаки ран
2
Самостоятельная работа студентов № 6:
1.Изучение видов повязок при различных видах ранений, переломов, ожогов.
2. .Повторение и систематизация знаний, полученных на уроках – работа с конспектом учебных занятий
3. Подготовка к практическим работам
2
Практическая работа № 6:
1.Применение различных видов перевязок. Приемы и правила наложение жгута.
2.Правила переноски и перевозки пострадавших
2
Самостоятельная работа
14
Практическая работа
16
Всего:
46
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Доска для письма
Комплект плакатов по охране труда
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением
Видеопроектор
Акустическая система
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники
Безопасность и охрана труда, Издательство: Омега-Л 2014 г.
Вольхин С. Н. Охрана труда на производстве и в учебном процессе Издательство: Альфа-Пресс 2015 г.
Дополнительные источники:
Изменения и дополнения в законодательстве об охране труда Издательство: Альфа-Пресс, 2016 г.
Кодификатор нормативных документов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Серия: Международная программа "Уличные дети Санкт-Петербурга. От эксплуатации к образованию" Издательство: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2015 г.
Охрана труда. Универсальный справочник (+ CD-ROM) Издательство: АБАК, 2014 г.
Охрана труда. Обеспечение прав работников. Серия: Закон и общество Издательство: Омега-Л2015 г
О. С. Ефремова Охрана труда в организации. Изд-во Питер-пресс2016 г
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (с приложениями). Серия:
СанПин 2.2.2.542-96 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.