Программа факультативных занятий "Основы православной культуры"
Программа факультативных занятий "Основы православной культуры"
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Содержание, формы и методы реализации духовно-нравственного образования в рамках предлагаемых факультативных занятий соответствуют принципам государственной политики в сфере образования. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям культурообразующей религии не противоречит принципу национально-культурной основы образования и его светскому характеру. Содержание предлагаемых факультативных занятий в значительной степени может востребовать имеющийся в учащихся нравственный и гражданский потенциал, необходимый для их дальнейшего личностного самоопределения и жизнеустройства.
Цель проведения факультативных занятий заключается в воспитании высоконравственной личности на основе ценностей отечественной православной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативных занятий "Основы православной культуры" »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТПИ – филиал ДГТУ)
ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Составила преподаватель
общественных дисциплин
Чернова Н.Г.
г. Таганрог
2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Содержание, формы и методы реализации духовно-нравственного образования в рамках предлагаемых факультативных занятий соответствуют принципам государственной политики в сфере образования. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям культурообразующей религии не противоречит принципу национально-культурной основы образования и его светскому характеру. Содержание предлагаемых факультативных занятий в значительной степени может востребовать имеющийся в учащихся нравственный и гражданский потенциал, необходимый для их дальнейшего личностного самоопределения и жизнеустройства.
Цель проведения факультативных занятий заключается в воспитании высоконравственной личности на основе ценностей отечественной православной культуры.
Исходя из цели, задачами факультатива являются:
раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций;
формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;
создание условий для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение.
Духовный смысл мировой истории. Библейское учение об Иисусе Христе как Спасителе мира. Эсхатология – учение о конце света.
Основные понятия: эсхатология.
Учение Православной Церкви о человеке
Учение о человеке как об образе и подобии Божием. Тело, душа и дух человека. Особенности жизни человеческого тела. Православный взгляд на болезни и медицину.
Душа человека. Свобода нравственного выбора. Основные добродетели человека. Покаяние как средство свободного выбора правильного пути. Притча о блудном сыне. Понятие страха Божия. Совесть. Апостол Павел о природе совести.
Православный взгляд на смерть. Смерть праведника и смерть грешника. Смерть мученика. Проблемы эвтаназии.
Основные понятия:смерть, эвтаназия.
Библия – книга истории Ветхого и Нового Заветов
История создания и авторство. Книги в составе Библии. История Ветхого Завета о сотворении мира (и человека).
Основные понятия: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет.
История Ветхого Завета
Представление об ангелах. Противостояние добра и зла: зависть и гордость Денницы. Ангел-Хранитель. Тема Ангела Хранителя в живописи, поэзии и фольклоре. Иконописные традиции изображения ангелов. Основные мифы.
Основные понятия: ангелы, духовный мир, Ангел Хранитель. всемирный потоп, ковчег.: икона, Бог-Троица.
Главный символ православной культуры
Символ креста как знак победы. Изображения креста и крестного знамения. Нательный крестик.
Основные понятия: символ, крест, крестное знамение.
Символика православной иконы
Мир православной иконы. Предание о возникновении первой иконы. Особенности написания и почитания икон. Нимб – символ святости.
Основные понятия: икона, святой, иконописец.
Евангельская история о Рождестве Христовом (1 ч.)
История праздника Рождества Христова. Начало современного летоисчисления от Рождества Христова. Икона Рождества. Русские поэты о Рождестве.
Основные понятия: Рождество Христово, колядка
Евангельская история о детстве Иисуса и его Крещении
Бегство святого семейства в Египет. Возвращение и жизнь в Назарете. Учение в Иерусалимском храме. История праздника Крещения Иисуса Христа. Святой Иоанн Креститель. Икона Крещения. Традиции праздника Крещения (Богоявления).Таинство Крещения.
Основные понятия: святое семейство, храм., Богоявление..
Православный храм
Церковь – дом Божий.Особенности внешнего и внутреннего устроения храма. Символика. Свечи и их назначение. Колокольный звон.Правила поведения в храме.
Основные понятия: притвор, иконостас, алтарь.
Церковная музыка
Церковное пение. Знаменный, путевой, столповой распевы. Запись музыки с помощью соответствующих знаков.
Партесное пение, многоголосие. Традиции церковного пения. Духовные произведения в творчестве великих композиторов.
Колокола на Руси. Появление колоколов на Руси. Царь-колокол. Знаменитые русские колокола. Виды колокольного звона и их названия: благовест и звон (трезвон, двузвон, перезвон, перебор).
Основные понятия: знаменный распев, путевой распев, столповой распев, партесное пение, многоголосие, постовые песни, кант, песнопение.
Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян
Жизнь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – пример беззаветного служения на благо просвещения. Юность при императорском дворе в Салониках. Постриг в монахи. Проповедь Евангелия у хазар, болгар, в Моравии. Составление славянской азбуки, перевод Евангелия и литургии.
Основные понятия: постриг, литургия, буквица.
Покров Божией Матери
История спасения столицы Византии от нападения сарацинов. Святой Роман Сладкопевец. Заочная экскурсия в Храм Покрова на Нерли. .
Основные понятия:сарацины, Византия, блаженный, Покров, зодчие
Нагорная проповедь
Нагорная проповедь — закон любви, данный Богом. Первоначальное понятие о заповедях блаженства: о духовной нищете, плаче, кротости; о милостивых, о жаждущих правды, о сердечной чистоте, о миротворцах, о страждущих за правду и Бога. Добродетель милосердия. Обещание блаженств. Призыв радоваться. Примеры исполнения заповедей блаженств из жизни святых.
Основные понятия:заповеди блаженств, нищие духом, плачущие,
чистые сердцем.
Крестный путь Христа
Заочная экскурсия в Иерусалим по крестному пути. (Via Doloroza- скорбный путь, путь печали от Претории до Голгофы). 14 остановок крестного пути: Гефсиманские ворота, Часовня Бичевания, Лифостротон, темница, место первого падения, место встречи с Богородицей, место встречи с Симоном Киринейским, дом святой Вероники, место второго падения, Порог Судных Врат, место обращения к иудейским женам, место третьего падения, тюрьма и Голгофа.
Терновый венец и гвозди. Табличка с надписью И.Н.Ц.И. Создание карты «Via Doloroza».
Основные понятия: крестный путь, Голгофа, порог судных врат, терновый венец.
Храм Воскресения в Иерусалиме
Заочная экскурсия в храм Воскресения в Иерусалиме. Колонны Святых врат. Камень помазания. Место жен-мироносиц. Гроб Господень (Кувуклия). Колонна бичевания. Темница Христа. Часовня тернового венца. Пещера обретения креста. Часовня Адама. Голгофа. Составление схемы храма Воскресения.
Основные понятия: гроб Господень, камень помазания, бичевание, Голгофа.
Ученики Христа – распространители учения Христа и создатели христианской церкви. Подвиг апостольского служения.Труды и послания первых апостолов
Кто такие апостолы. Подвиг апостольского служения. Радости и скорби апостольского пути.
Христианское отношение к жизни, к людям, к больным, к рабам. Катакомбы – христианские некрополи, где совершались богослужения и таинства. Изображения на фресках. Святые пещеры – традиция катакомб у славян (Киево-Печерский, Псково-Печерский монастыри). Житие семи отроков Эфесских.
Основные понятия:некрополь, катакомба, фреска.
Священство в Церкви
Священнослужители — священники и дьяконы, епископы. Благословение священника. Таинство священства. Возложение рук Христа на апостолов. Правила обращения к священнослужителям.
Основные понятия:епископ, дьякон, священник, иерей, возложение рук, благословение.
Монашество
Смысл монашества. Возникновение монашества. Развитие монашества в 1-ом тысячелетии от Рождества Христова.
Святая гора Афон и ее святые подвижники. История, содержание, особенности иконографии афонских икон Богородицы («Млекопитательница», «Ватопедская», «Скоропослушница»)
Значение монашества и монастырей для человечества.
Основные понятия: монашество, столпничество, отшельничество, общих житий начальник.
Символика и обряды таинств Покаяния и Причащения.
Подготовка и смысл таинства. Значение креста и Евангелия. Роль священника. Совершаемые обряды. Тайна исповеди. Воспоминание о Тайной вечери. Преломление хлеба и вино. Особенности причащения младенцев и больных.
Основные понятия:причащение, преломление, Тайная вечеря, литургия.
Вифлеем – город Рождества Христова
Базилика Рождества Христова – место рождения Иисуса. Пещера Рождества, святые ясли. Пещера Вифлеемских младенцев. Поле пастухов. Откровения волхвов в монастыре св. Феодосия. Дары волхвов.
Основные понятия: крещение, миропомазание, миро, крестные родители.
Крещение Руси
Жизнь святого равноапостольного великого князя Владимира. Выбор веры. Крещение князя и его дружины в г. Корсуни. Крещение киевлян в водах Днепра. Строительство Десятинной церкви. Князь «Красное Солнышко».
Основные понятия:равноапостольный.
Новомученики последних времен
Царь Николай Второй и его семья. Крепкая любовь супругов и детей. Болезнь наследника. Революция и отречение от престола. Арест и жестокое убийство царской семьи. Чудеса святых.
Житие великой княгини преподобной мученицы Елисаветы. Детство и
Замужество. Выбор веры. Террор и гибель супруга. Создание Марфо-Мариинской обители милосердия. Мучения за веру. Гефсимания – место упокоения святой.
Основные понятия:новомученики, наследник, революция, отречение,
преподобномученица, обитель милосердия.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЙ
В результате проведение факультативных занятий предполагается, что учащиеся:
– имеют представление о точке зрения православных христиан на происхождение мира и человека, о нравственных правилах жизни людей, сформулированных в Библии, об особой роли человека в природе, о его ответственности за все живое, о православной вере в Бога-Творца, проявляют интерес к чтению Библии;
– дают оценку поступкам человека в соответствии с усвоенными нравственными правилами, стараются прощать и просить прощения, стремятся проявлять дружелюбие и терпимость по отношению к сверстникам и окружающим людям;
– знают имена святых, православные святыни и основные традиции русского народа.
– стремятся к выполнению нравственных правил в повседневной жизни, стараются строить свои отношения со сверстниками и взрослыми в соответствии с нравственными нормами, дружелюбием и терпимостью, проявляют стремление к покаянию и миролюбию, уважительно относятся к представителям различных конфессий;
– умеют выделять систему христианских духовных ценностей в мировой культуре;
– имеют систематизированные знания о нравственных заповедях, нормах и правилах, изложенных в библейских сюжетах;
– извлекают нравственные уроки из прочитанных сюжетов, сравнивают свои поступки с нормами поведения, которые следуют из заповедей;
– умеют характеризовать существенные черты православной духовной культуры и оценивать ее роль в формировании и развитии русского народа;
– строят свои отношения с представителями различных конфессий с позиций веротерпимости и взаимного уважения;
– могут выбирать и обосновывать собственную линию поведения на основе усвоенных знаний, имеют желание внести свой посильный вклад в общий труд на благо своей семьи, общества и государства.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
* Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское библейское общество,1997.
* Бычков В.В. Русская средневековая эстетика ХV–ХVII вв. – М.: Мысль, 1992.
* Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. – М.: Искусство, 1993.
* Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. – М.: Sam & Sam, 1995.
* Воскобойников В. Кирилл и Мефодий. – М.: Росмэн, 2004.
* Владимир Свешников, протоиерей. Очерки христианской этики. – М.: Паломник, 2001.
* Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. - М.: 2000.
* Глянц В.М. Гоголь и апокалипсис. – М.: Элекс-КМ, 2004.
*. Горячева И.А. Путь к родному слову: обучение детей чтению по книгам К.Д. Ушинского. – М.: Братство Святителя Филарета Московского, 2002.
* Дунаев М.М. Православие и русская литература: Ф.М.Достоевский. – М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2002.
* Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология: программа и конспект лекций. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2000.
* Духанин В.Н. Сокровенный мир православия М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.
* Журавлёв В.К. Церковнославянский язык в современной русской национальной школе. – Вятка, 1994.
*. Жития святых славных и всехвальных апостолов.- М.: Артос – Медиа, 2006.
* Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
* Ильин А.А. Русская литература в контексте отечественных православных традиций. – Ярославль, 2000.
* Карташев А.В. История русской церкви (любое издание).
* Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе: икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. – М.: Отчий дом, 2002.
* Лебедев Лев, протоиерей. Крещение Руси. – М.: Русский хронограф, 2003.
* Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. – СПб.: Царское дело, 2004.
* Муравьёв А.Н. История Российской Церкви. – М.: Паломник, 2002.
* Осень золотая: праздничные инсценировки, материалы к урокам, песнопения, поэзия, рукоделие. – М.: Еженедельник «Воскресная школа», 2000.
*. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М.: «Владос», 2003.
* Праздники Православной Церкви с подробным объяснением. – М.: Храм иконы Казанской Божией матери в Ясенево, 2000.
* Праздник Воскресения Христова: Пасхальные сценарии, песнопения, поэзия, подарки. – М.: Еженедельник «Воскресная школа», 2000.
* Рогодзянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. – СПб.: Знаки, 2001.
* Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе: методическое пособие. М.: Самшит, 2000.
* Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети – М.: «Мартис», 1994.
* Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.
* Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., 1987.
*. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Дух, душа и тело. – М.: Троицкое слово, 2001.
* Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – М.: Братство Св. Александра Невского,1997.
* Феофан Затворник, святитель. Православие и наука. – М.: Даниловский благовестник, 2005.
* Флоренский Павел, священник. Избранные труды по искусству. – М.: Изобразительное искусство, 1996.
* Шестун Г., игумен. Православная школа. – М.: Воскресная школа, 2004.
* Шорыгина Т. Венок святости: сборник сценариев православных праздников. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2005.
* Я иду на урок в начальную школу: книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
* Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское библейское общество,1997.
* Детская Библия (любое издание).
* Артемий Владимиров, протоиерей. Учебник жизни: книга для чтения в семье и школе. – М.: Братство святителя Филарета Московского, 2003.
* Бахметева А.И. История церкви для детей. В 2 т. – М.: Псково-Печерский монастырь, 1994.
* Баранов А.Г. Наше родное. – М.: Паломник, 2002.
*. Библия в пословицах и поговорках. – М.: Троицкое слово, 2000.