kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативных занятий "Основы православной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Содержание, формы и методы реализации духовно-нравственного образования в рамках предлагаемых факультативных занятий соответствуют принципам государственной политики в сфере образования. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям культурообразующей религии не противоречит принципу национально-культурной основы образования и его светскому характеру. Содержание предлагаемых факультативных занятий в значительной степени может востребовать имеющийся в учащихся нравственный и гражданский потенциал, необходимый для их дальнейшего личностного самоопределения и жизнеустройства.

Цель проведения факультативных занятий заключается в воспитании высоконравственной личности на основе ценностей отечественной православной культуры. 

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативных занятий "Основы православной культуры" »





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТПИ – филиал ДГТУ)






ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»




Составила преподаватель

общественных дисциплин

Чернова Н.Г.










г. Таганрог

2012г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Содержание, формы и методы реализации духовно-нравственного образования в рамках предлагаемых факультативных занятий соответствуют принципам государственной политики в сфере образования. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям культурообразующей религии не противоречит принципу национально-культурной основы образования и его светскому характеру. Содержание предлагаемых факультативных занятий в значительной степени может востребовать имеющийся в учащихся нравственный и гражданский потенциал, необходимый для их дальнейшего личностного самоопределения и жизнеустройства.

Цель проведения факультативных занятий заключается в воспитании высоконравственной личности на основе ценностей отечественной православной культуры.

Исходя из цели, задачами факультатива являются:

  • раскрытие роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций;

  • формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;

  • создание условий для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  • Введение.

Духовный смысл мировой истории. Библейское учение об Иисусе Христе как Спасителе мира. Эсхатология – учение о конце света.

Основные понятия: эсхатология.


  • Учение Православной Церкви о человеке

Учение о человеке как об образе и подобии Божием. Тело, душа и дух человека. Особенности жизни человеческого тела. Православный взгляд на болезни и медицину.

Душа человека. Свобода нравственного выбора. Основные добродетели человека. Покаяние как средство свободного выбора правильного пути. Притча о блудном сыне. Понятие страха Божия. Совесть. Апостол Павел о природе совести.

Основные понятия: тело, душа, дух, страх Божий, нравственный выбор, добродетель, покаяние, совесть.


  • Что нужно знать о смерти

Православный взгляд на смерть. Смерть праведника и смерть грешника. Смерть мученика. Проблемы эвтаназии.

Основные понятия: смерть, эвтаназия.


  • Библия – книга истории Ветхого и Нового Заветов

История создания и авторство. Книги в составе Библии. История Ветхого Завета о сотворении мира (и человека).

Основные понятия: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет.


  • История Ветхого Завета

Представление об ангелах. Противостояние добра и зла: зависть и гордость Денницы. Ангел-Хранитель. Тема Ангела Хранителя в живописи, поэзии и фольклоре. Иконописные традиции изображения ангелов. Основные мифы.

Основные понятия: ангелы, духовный мир, Ангел Хранитель. всемирный потоп, ковчег.: икона, Бог-Троица.


  • Главный символ православной культуры

Символ креста как знак победы. Изображения креста и крестного знамения. Нательный крестик.

Основные понятия: символ, крест, крестное знамение.

  • Символика православной иконы

Мир православной иконы. Предание о возникновении первой иконы. Особенности написания и почитания икон. Нимб – символ святости.

Основные понятия: икона, святой, иконописец.


  • Евангельская история о Рождестве Христовом (1 ч.)

История праздника Рождества Христова. Начало современного летоисчисления от Рождества Христова. Икона Рождества. Русские поэты о Рождестве.

Основные понятия: Рождество Христово, колядка


  • Евангельская история о детстве Иисуса и его Крещении

Бегство святого семейства в Египет. Возвращение и жизнь в Назарете. Учение в Иерусалимском храме. История праздника Крещения Иисуса Христа. Святой Иоанн Креститель. Икона Крещения. Традиции праздника Крещения (Богоявления).Таинство Крещения.

Основные понятия: святое семейство, храм., Богоявление..


  • Православный храм

Церковь – дом Божий. Особенности внешнего и внутреннего устроения храма. Символика. Свечи и их назначение. Колокольный звон. Правила поведения в храме.

Основные понятия: притвор, иконостас, алтарь.


  • Церковная музыка

Церковное пение. Знаменный, путевой, столповой распевы. Запись музыки с помощью соответствующих знаков.

Партесное пение, многоголосие. Традиции церковного пения. Духовные произведения в творчестве великих композиторов.

Колокола на Руси. Появление колоколов на Руси. Царь-колокол. Знаменитые русские колокола. Виды колокольного звона и их названия: благовест и звон (трезвон, двузвон, перезвон, перебор).

Основные понятия: знаменный распев, путевой распев, столповой распев, партесное пение, многоголосие, постовые песни, кант, песнопение.


  • Святые Кирилл и Мефодий – просветители славян

Жизнь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – пример беззаветного служения на благо просвещения. Юность при императорском дворе в Салониках. Постриг в монахи. Проповедь Евангелия у хазар, болгар, в Моравии. Составление славянской азбуки, перевод Евангелия и литургии.

Основные понятия: постриг, литургия, буквица.


  • Покров Божией Матери

История спасения столицы Византии от нападения сарацинов. Святой Роман Сладкопевец. Заочная экскурсия в Храм Покрова на Нерли. .

Основные понятия: сарацины, Византия, блаженный, Покров, зодчие


  • Нагорная проповедь

Нагорная проповедь — закон любви, данный Богом. Первоначальное понятие о заповедях блаженства: о духовной нищете, плаче, кротости; о милостивых, о жаждущих правды, о сердечной чистоте, о миротворцах, о страждущих за правду и Бога. Добродетель милосердия. Обещание блаженств. Призыв радоваться. Примеры исполнения заповедей блаженств из жизни святых.

Основные понятия: заповеди блаженств, нищие духом, плачущие,

чистые сердцем.


  • Крестный путь Христа

Заочная экскурсия в Иерусалим по крестному пути. (Via Doloroza- скорбный путь, путь печали от Претории до Голгофы). 14 остановок крестного пути: Гефсиманские ворота, Часовня Бичевания, Лифостротон, темница, место первого падения, место встречи с Богородицей, место встречи с Симоном Киринейским, дом святой Вероники, место второго падения, Порог Судных Врат, место обращения к иудейским женам, место третьего падения, тюрьма и Голгофа.

Терновый венец и гвозди. Табличка с надписью И.Н.Ц.И. Создание карты «Via Doloroza».

Основные понятия: крестный путь, Голгофа, порог судных врат, терновый венец.

  • Храм Воскресения в Иерусалиме

Заочная экскурсия в храм Воскресения в Иерусалиме. Колонны Святых врат. Камень помазания. Место жен-мироносиц. Гроб Господень (Кувуклия). Колонна бичевания. Темница Христа. Часовня тернового венца. Пещера обретения креста. Часовня Адама. Голгофа. Составление схемы храма Воскресения.

Основные понятия: гроб Господень, камень помазания, бичевание, Голгофа.


  • Ученики Христа – распространители учения Христа и создатели христианской церкви. Подвиг апостольского служения. Труды и послания первых апостолов

Кто такие апостолы. Подвиг апостольского служения. Радости и скорби апостольского пути.

Основные понятия: первомученик, апостол, христианская община, антиминс, первоверховный, соборное послание, ересь.


  • Жизнь первых христиан

Христианское отношение к жизни, к людям, к больным, к рабам. Катакомбы – христианские некрополи, где совершались богослужения и таинства.  Изображения на фресках. Святые пещеры – традиция катакомб у славян  (Киево-Печерский, Псково-Печерский монастыри). Житие семи отроков Эфесских.

Основные понятия: некрополь, катакомба, фреска.

  • Священство в Церкви

Священнослужители — священники и дьяконы, епископы. Благословение священника. Таинство священства. Возложение рук Христа на апостолов. Правила обращения к священнослужителям.

Основные понятия: епископ, дьякон, священник, иерей, возложение рук, благословение.


  • Монашество

Смысл монашества. Возникновение монашества. Развитие монашества в 1-ом тысячелетии от Рождества Христова.

Святая гора Афон и ее святые подвижники. История, содержание, особенности иконографии афонских икон Богородицы («Млекопитательница», «Ватопедская», «Скоропослушница»)

Значение монашества и монастырей для человечества.

Основные понятия: монашество, столпничество, отшельничество, общих житий начальник.


  • Символика и обряды таинств Покаяния и Причащения.

Подготовка и смысл таинства. Значение креста и Евангелия. Роль священника. Совершаемые обряды. Тайна исповеди. Воспоминание о Тайной вечери. Преломление хлеба и вино. Особенности причащения младенцев и больных.

Основные понятия: причащение, преломление, Тайная вечеря, литургия.


  • Вифлеем – город Рождества Христова

Базилика Рождества Христова – место рождения Иисуса. Пещера Рождества, святые ясли. Пещера Вифлеемских младенцев. Поле пастухов. Откровения волхвов в монастыре св. Феодосия. Дары волхвов.

Основные понятия: базилика, пещера, волхвы.


  • Обряды и символика Крещения

Наречение имени. Смысл совершаемых обрядов. Таинство миропомазания.  Рассказы 

Основные понятия: крещение, миропомазание, миро, крестные родители.


  • Крещение Руси

Жизнь святого равноапостольного великого князя Владимира. Выбор веры. Крещение князя и его дружины в г. Корсуни. Крещение киевлян в водах Днепра. Строительство Десятинной церкви. Князь «Красное Солнышко».

Основные понятия: равноапостольный.


  • Новомученики последних времен

Царь Николай Второй и его семья. Крепкая любовь супругов и детей. Болезнь наследника. Революция и отречение от престола. Арест и жестокое убийство царской семьи. Чудеса святых.

Житие великой княгини преподобной мученицы Елисаветы. Детство и 

Замужество. Выбор веры. Террор и гибель супруга. Создание Марфо-Мариинской обители милосердия. Мучения за веру. Гефсимания – место упокоения святой.

Основные понятия: новомученики, наследник, революция, отречение, 

преподобномученица, обитель милосердия.












ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЙ


В результате проведение факультативных занятий предполагается, что учащиеся:

– имеют представление о точке зрения православных христиан на происхождение мира и человека, о нравственных правилах жизни людей, сформулированных в Библии, об особой роли человека в природе, о его от­ветственности за все живое, о православной вере в Бога-Творца, проявляют интерес к чтению Библии;

– дают оценку поступкам человека в соответствии с усвоенными нравственными правилами, стараются прощать и просить прощения, стре­мятся проявлять дружелюбие и терпимость по отношению к сверстни­кам и окружающим людям;

– знают имена святых, православные святыни и основные традиции русского народа.

– стремятся к выполнению нравственных правил в повседневной жизни, стараются строить свои отношения со сверстниками и взрослы­ми в соответствии с нравственными нормами, дружелюбием и терпимостью, проявляют стремление к покаянию и миролюбию, уважительно относятся к представителям различных конфессий;

– умеют выделять систему христианских духовных ценностей в мировой культуре;

– имеют систематизированные знания о нравственных заповедях, нормах и пра­вилах, изложенных в библейских сюжетах;

– извле­кают нравственные уроки из прочитанных сюжетов, сравнивают свои поступки с нормами поведения, которые следуют из заповедей;

– умеют характеризовать существенные черты православной духовной культуры и оценивать ее роль в формировании и развитии русского народа;

– строят свои отношения с представителями различных конфессий с позиций веротерпимости и взаимного уважения;

– могут выбирать и обосновывать собственную линию поведения на основе усвоенных знаний, имеют желание внести свой посильный вклад в общий труд на благо своей семьи, общества и государства.







РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


* Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское библейское общество,1997.

* Бычков В.В. Русская средневековая эстетика ХV–ХVII вв. – М.: Мысль, 1992.

* Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. – М.: Искусство, 1993.

* Васильев Б.А. Духовный путь Пушкина. – М.: Sam & Sam, 1995.

* Воскобойников В. Кирилл и Мефодий. – М.: Росмэн, 2004.

* Владимир Свешников, протоиерей. Очерки христианской этики. – М.: Паломник, 2001.

* Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. - М.: 2000.

* Глянц В.М. Гоголь и апокалипсис. – М.: Элекс-КМ, 2004.

*. Горячева И.А. Путь к родному слову: обучение детей чтению по книгам К.Д. Ушинского. – М.: Братство Святителя Филарета Московского, 2002.

* Дунаев М.М. Православие и русская литература: Ф.М.Достоевский. – М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2002.

* Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология: программа и конспект лекций. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2000.

* Духанин В.Н. Сокровенный мир православия М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.

* Журавлёв В.К. Церковнославянский язык в современной русской национальной школе. – Вятка, 1994.

*. Жития святых славных и всехвальных апостолов.- М.: Артос – Медиа, 2006.

* Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

* Ильин А.А. Русская литература в контексте отечественных православных традиций. – Ярославль, 2000.

* Карташев А.В. История русской церкви (любое издание).

* Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе: икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. – М.: Отчий дом, 2002.

* Лебедев Лев, протоиерей. Крещение Руси. – М.: Русский хронограф, 2003.

* Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. – СПб.: Царское дело, 2004.

* Муравьёв А.Н. История Российской Церкви. – М.: Паломник, 2002.

* Осень золотая: праздничные инсценировки, материалы к урокам, песнопения, поэзия, рукоделие. – М.: Еженедельник «Воскресная школа», 2000.

*. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М.: «Владос», 2003.

* Праздники Православной Церкви с подробным объяснением. – М.: Храм иконы Казанской Божией матери в Ясенево, 2000.

* Праздник Воскресения Христова: Пасхальные сценарии, песнопения, поэзия, подарки. – М.: Еженедельник «Воскресная школа», 2000.

* Рогодзянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. – СПб.: Знаки, 2001.

* Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе: методическое пособие. М.: Самшит, 2000.

* Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети – М.: «Мартис», 1994.

* Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

* Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М., 1987.

*. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Дух, душа и тело. – М.: Троицкое слово, 2001.

* Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. – М.: Братство Св. Александра Невского,1997.

* Феофан Затворник, святитель. Православие и наука. – М.: Даниловский благовестник, 2005.

* Флоренский Павел, священник. Избранные труды по искусству. – М.: Изобразительное искусство, 1996.

* Шестун Г., игумен. Православная школа. – М.: Воскресная школа, 2004.

* Шорыгина Т. Венок святости: сборник сценариев православных праздников. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2005.

* Я иду на урок в начальную школу: книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


* Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское библейское общество,1997.

* Детская Библия (любое издание).

* Артемий Владимиров, протоиерей. Учебник жизни: книга для чтения в семье и школе. – М.: Братство святителя Филарета Московского, 2003.

* Бахметева А.И. История церкви для детей. В 2 т. – М.: Псково-Печерский монастырь, 1994.

* Баранов А.Г. Наше родное. – М.: Паломник, 2002.

*. Библия в пословицах и поговорках. – М.: Троицкое слово, 2000.

* Библейско-биографический словарь / сост. П.Я. Яцкевич, Ф.И. Благовещенский. – М.: Грандт, 2000.

* Давыдова Н.В. Мастера: книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2004.

* Зеньковский В.В. На пороге зрелости: беседы с юношеством по вопросам пола. – М.: Фонд «Христианская жизнь», 2001.

*. Казаков О. Церковь. Рассказ о Божием Доме. – СПб: Стасис, 2005.

* Моя мама: рассказы и стихи. – М.: Отчий дом, 2002.

* Мудрость духовная в изречениях отцов Церкви / сост. И. Новожилов. – М.: Лепта-Пресс, 2003.

* Протоиерей Николай (Гурьянов) Духовные стихи и песнопения. – СПб: Церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1998.

* Поселянин Е. Святые вожди земли русской. – М.: Лествица, Диоптр, 2000.

* Православный мир. – М.: Круг чтения, 2000.

* Переходный возраст: беседы со старшеклассниками. – М.: Русский хронограф, 200

* Саблина Н.П. Буквица славянская: поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. – СПб: Ижица, 2001.

* Куломзина С.С. Жития святых. – М.: Паломник, 2003.

*. Шведова И.Ф. Азбука Православия для детей и взрослых. – М.: Российская газета, 2001.

* Янушкявичюс Р.В., Янушкявичюс О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. – М.: Про-Пресс,1998.





11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа факультативных занятий "Основы православной культуры"

Автор: Чернова Наталья Григорьевна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Отчет о ходе реализации ФГОС НОО МКОУ "Уянская СОШ" "
    ["seo_title"] => string(58) "otchiet-o-khodie-riealizatsii-fgos-noo-mkou-uianskaia-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "106610"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403045787"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства