Духовно-нравственное воспитание в дошкольном периоде
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном периоде
Целью духовно-нравственного образования является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры. Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание в дошкольном периоде»
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Развитие личности ребёнка происходит при непременном взаимодействии с социальной средой. Через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребёнке.
Формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Целью духовно-нравственного образования является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры. Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста.
Учитывая возрастные особенности детей второй младшей группы, в качестве приоритетных задач мы выделили следующие:
Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро и др.);
Формирование нравственных привычек (быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными и др.);
Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой»;
Воспитание у детей любви к Родине, к родному краю и его истории;
Приобщение к культуре и традициям русского народа, вовлечение детей и родителей в проведение праздников и досугов («Посиделки», «Масленица», «Рождество», «Пасха»).
Основными принципами реализации этих задач являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к духовно-нравственным ценностям через народный фольклор (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Очень важно ознакомить детей с художественно-продуктивной деятельностью. Она является одной из наиболее доступных, осмысленных и предпочитаемых для ребёнка дошкольного возраста. Общеизвестно, что продуктивная, ручная деятельность имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности, влияя на рече-мыслительное развитие ребёнка, стабилизируя эмоциональное состояние, гармонируя общее развитие.
На занятиях дети общаются и выполняют доступные по содержанию творческие рукодельные работы, приобщая их к традиционной культуре восприятия мира: отношения к Богу, людям, сотворённой Богом природе, рукотворному предметному окружению. Именно в деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни, которые им трудно воспринять в отвлечённой, словесной форме.
Формирование духовно-нравственных ценностей должно происходить не только в дошкольном учреждении, но и непосредственно в семье. Сегодня родители и педагоги уже осознают необходимость тесного взаимодействия, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих воспитанников. В то же время ни для кого не секрет, что традиционные формы работы с семьёй в образовательных учреждениях не приносят часто зримых и положительных результатов. Необходим поиск новых форм, разработка и внедрение новых программ взаимодействия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания детей.
Задача педагога сформировать активный родительский интерес ко всему происходящему в детском учреждении, в частности в группе, куда ходит его ребёнок, дать возможность активно участвовать в жизни группы. Очень важно, когда ребёнок чувствует поддержку не только со стороны сверстников и педагога, но и родителей.