kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы и методы активизации обучающихся на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Просмотр содержимого документа
«Способы и методы активизации обучающихся на уроках ОРКСЭ »

Способы и методы активизации обучающихся на уроках ОРКСЭ

 

         Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

       Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

      Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

        Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

       Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия,  характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

       Составление галереи образов. Эта работа направлена, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

        Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы PowerPoint.

       «Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

       На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

           Очень эффективными  и интересными для младшего школьного возраста в работе являются следующие упражнения – разминки:

«Комплименты»

        Все ученики класса делятся на две одинаковые по количеству участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний  круг, а вторая – внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к другу, при этом каждый ученик находит себе пару.

        В паре ученики, приветствуя друг друга , пожимают руки и по очереди говорят комплименты. После обмена комплиментами по сигналу учителя ученики, находящиеся во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с партнёрами, с которыми начинали упражнение.

       Следует помнить, что комплименты каждому партнёру должны быть искренними, при  этом нельзя повторяться. Учитель задаёт порядок и темп движения учащихся. Если учеников нечётное количество, то учитель сам становится в круг.

       Учитель может подавать сигнал,  по которому стоящие во внешнем круге ученики двигаются и меняют партнёров. Например, хлопать в ладоши или громко произносить: «Поменялись!»

         После игры учитель проводит беседу по вопросам:

1) Понравилось ли вам упражнение? 2) Оно показалось вам лёгким или трудным? 3) Что было самым трудным? 4)Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

     Поскольку деление на группы  в этом возрасте часто становится заботой учителя, приведем некоторые способы произвольного распределения учащихся:

1.       В одной команде оказываются все те, у кого имя начинается с одинаковой буквы.

2.    Попросите рассчитаться всех по числу предполагаемых команд. Все, у кого при расчете получилась одна цифра, оказываются в одной команде.

         Предложите объединиться в команды тем, на ком одежда одинакового цвета

           Кладовая  комплиментов

        Учитель, начиная упражнение, говорит детям, что сегодня он принёс с собой сундучок комплиментов. Комплименты крылаты, как бабочки, и если сундук открыть, то они вылетят на свободу. «Открывая « сундучок, учитель говорит комплимент кому-то из учеников. Тот, кто  получил комплимент, должен выбрать следующего участника и сказать комплимент ему, пока все не получат по комплименту.  Нужно сразу договориться, что нельзя повторяться и что комплименты должны быть искренними

        Рефлексию учащихся можно организовать с помощью упражнения «Градусник»

        Учитель заранее готовит большой лист бумаги, который помещает на занятии на видном и доступном всем месте. На нем изображается градусник с отметками «температуры» в классе: «дружелюбно», «тепло», «приятно», «ноль», «прохладно», «холодно», «отвратительно».

      Учитель  даёт следующую инструкцию: «Оцените атмосферу нашей работы в классе с помощью любого условного значка (галочки, крестика, звёздочки, рожицы и т.п.) рядом с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению на занятии». Если изменить маркировку, то можно узнать  не только общую атмосферу на занятии, но и какие-то содержательные  аспекты: например, насколько понятным показалось данное занятие.

 

 

 



































Формы и виды учебной деятельности

в рамках преподавания курса ОРКСЭ


Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

  • словесных (они наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);

  • наглядных (успешно решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);

  • практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (применение их необходимо для закрепления теоретических знаний, способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);

  • репродуктивных (они необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда);

  • индуктивных и дедуктивных (оптимальное их чередование, с преобладанием индуктивных методов, более соответствующих возрастным особенностям учащихся 4-5 классов, обеспечивает сохранение логики содержания, способствует развитию логического и предметного мышления).


Учебный материал, предлагаемый в рамках курса ОРКСЭ, следует рассматривать как основу для создания учебных ситуаций, проектируемых с учетом возраста, специфики предмета и конкретной темы, уровня сформированности тех или иных действий учащихся (исполнительских, ориентировочных).


Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах. Работа в группе позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса.

При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил:

  • отсутствие принуждения;

  • продуманная система поощрений и порицаний;

  • организационная и содержательная поддержка со стороны учителя;

  • четкий инструктаж;

  • владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися;

  • стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.

Существуют и временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.

В рамках применения групповой работы с младшими школьниками эффективным является использование игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

Стоит также отметить, что групповая работа может быть действительно эффективной только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку, заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.


К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента, знакомства с иллюстративным материалом, рассказа учителя или сообщения одноклассника, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые затем распределяются для работы между микрогруппами. Распределение можно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы», по аналогии с игрой в фанты и т.д.).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в данной учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и организация деятельности. В первом случае учащиеся рассказывают, демонстрируют или объясняют одноклассникам небольшой фрагмент рассматриваемой темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Важно, чтобы она не перерастала в лекцию, поскольку в этом роль ученика в этом случае сводится преимущественно к пассивному восприятию информации, а это не способствует повышению мотивации к обучению и снижает его эффективность, особенно с учетом возраста обучающихся. Для организации беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. Репродуктивная беседа предполагает сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование учебной деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися. Полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Однако необходимо помнить, что максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах данной деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен определенной творческой группе.

Составление словаря терминов и понятий является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных и грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий выглядит следующим образом: происходит накопление фактов → формируется общее представление об изучаемом культурном явлении → выделяются ключевые понятия → определяется их смысл, значение → понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся → при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Разумеется, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину. Его содержание, в частности, в значительной мере будет зависеть от уровня подготовки класса, особенностей доступных учащимся источников информации.

Создание галереи образов направлено, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Кроме того, эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной с использованием программы Power Point).

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является не только требованием современной методики, но и обеспечивает ориентацию обучения на интересы и возможности сегодняшних школьников. Грамотное использование ИКТ-технологий помогает, кроме того, оптимизировать процесс обучения.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ-технологий на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. Если подготовленные методистами пособия и материалы рассчитаны на абстрактного ученика, то, обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель получает возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.

Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры, принадлежащим той или иной религиозной культуре, позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Ключевым принципом отбора для любой презентации по той или иной теме должен быть принцип репрезентативности: рассматриваемые сюжеты и образы должны выражать основные идеологические, этические, эстетические доминанты изучаемой культуры. При этом мультимедийная презентация к уроку не должна быть перегружена материалом - на минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на общую концепцию урока. При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод - выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами; следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.

Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают лишь в качестве одного из возможных средств обучения; их использование должно быть мотивировано необходимостью и целесообразностью. Безусловно, важно заботиться о соблюдении санитарных норм при работе с компьютером. Кроме того, педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета. Учитывая специфику курса, это приобретает особенно важное значение, поскольку Интернет перенасыщен материалами, способными сформировать искаженное, превратное, негативное представление о многих религиозных культурах (напр., об исламе). В связи с этим целесообразным представляется ориентировать детей и их родителей на работу с рекомендуемыми сайтами, в безопасности которых для духовного здоровья обучающихся нет оснований сомневаться.

Неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ является домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы за период изучения курса. Задания этого типа при составлении поурочного планирования могут быть равномерно распределены на протяжении курса.











Положение

об оценивании курса ОРКСЭ

1.Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта

Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования.

Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.

Оценивание, как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

2.Основные требования к системе оценивания.

Основные требования к системе оценивания, ее цели и задачи можно сформулировать следующим образом:

-установить, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

-дать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Система оценивания направлена на получение информации, позволяющей

-учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования;

-родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка;

-учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том

· происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям;

· начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей;

· совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач;

· обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.

Оценивание призвано стимулировать учение посредством:

- оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы;

- учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;

- учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком;

- побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.

3. Принципы построения системы оценивания.

Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику.


С целью проведения оценки знаний по курсу ОРКСЭ учителя преподающие этот курс используют следующие методы оценивания.

1. Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.


Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.

Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме. (Приложение1)

Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта , а не объяснения или оценки.

Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.

Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса.

2. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).

В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы.

Таблица 1. Лист самооценки

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

Я мог выполнить работу значительно лучше;

Я плохо работал на уроке.

Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе.

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.

Таблица 2. Лист самооценки урока [Тема урока или внеклассного мероприятия]

1. На уроке мне больше всего понравилось…_______________

2. На уроке мне не понравилось… ______________

3. Из урока мне запомнилось…______________

4. Мне захотелось узнать больше о….___

4. Планируемые результаты как основа оценки достижений.

Дифференцированный подход в оценке знаний, позволяет при разработке критериев оценки планируемых результатов использовать задания, соответствующие опорной системе знаний.

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:

· работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, творческие проекты);

Примерные темы творческих работ обучающихся

1. Храмы Нижегородчины

2. Православные иконы

3. Православные праздники

4. Отражение заповедей в литературных произведениях для детей

5. Светлый праздник- Пасха Христова

6. Престольные праздники нашего села

7. Церкви Гагинского района


Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала Таблица 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия

В ходе проекта я...

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

Методические приемы на уроке и после уроков

А) Методический прием «Лови ошибку!»

При объяснении материала учитель намеренно допускает ошибки. Дети на первых порах применения этого приема предупреждаются об этом. Далее учитель подсказывает учащимся «опасные» места интонацией или жестом. При этом учитель должен научить детей мгновенно пресекать ошибки условным знаком (быстро поднять руку) и пояснить суть ошибки.

 

Б) Методические приемы

Как привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры? Перевозбужденные ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебной работе.

 

- «Радуга внимания»

 

Это задание на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится следующее простое методическое оборудование: семь белых альбомных листков с цветным кругом в центре, его диаметр 7 см. Цвета кругов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый. Согласно астрологическим данным, каждый цвет соответствует определенному дню недели. На конкретном занятии вы работаете с таким листком, цвет которого соответствует дню недели занятия.

Лист укрепляется на доске. Включается приятная, спокойная классическая музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа в течение 30-40 секунд. Потом учитель предлагает им закрыть глаза и в течение 30 секунд удерживать перед собой образ листа с кругом.

 

- «Охотники племени сиу»

 

Учитель предлагает детям представить, что они индейцы племени сиу, их основным занятием является охота. Охотники же должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг.

Учитель. Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение.

Чтобы было интереснее, учитель может специально «организовать» некоторые шумы и звуки.

Эту игру можно проводить как соревнование: выигрывает тот, кто услышит больше шумов и правильно угадает их происхождение.

 

- «Кто меня слышит...»

 

Если в классе возник шум и ученики никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку».

Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку.

Далее учитель опять тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки».

Некоторые ученики поднимают обе руки.

 

Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза».

Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя.

 

Учитель тихо произносит: «Кто меня слышит, встаньте».

После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели — внимание учащихся обращено на него.

Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.

 

В) Методический прием «Комментированное письмо»

 

Этот метод часто используют на уроках русского языка.

Учитель читает вслух слово. Затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. Если ваши ученики еще незнакомы с таким разбором слова, можно попросить их назвать, сколько слогов в слове, сколько гласных букв, сколько согласных, сколько звуков и др.

 

После этого учитель предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание учащимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.

Этот методический прием хорошо известен педагогам. Но он становится способом, диагностирующим и развивающим внимание, только в том случае, если выполняются следующие условия:

   -   учитель читает каждое слово только один раз;

   -   учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;

   -   учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу.

 

В целях соблюдения двух последних условий рекомендуется привлекать ассистентов. Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке.

 

Перед началом работы, несмотря на то, что комментированное письмо — вид работы, известный учащимся с 1-го класса, целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание.

 

Комментированное письмо — достаточно сложная деятельность. Анализируя ее, психолог С.Н.Калинникова выделила 7 основных стадий этой деятельности, соблюдение которых обеспечивает безошибочность ее выполнения:

 

1)   первичное восприятие произносимого слова;

2)   самостоятельный анализ правописания орфоэпического образа слова;

3)   прослушивание комментариев;

4)   представление орфографии слова в соответствии с комментированием;

5)   уточнение первичного анализа правописания с комментированием;

6)   проверка написанного слова в соответствии с комментированием.

 

Анализ количественных данных (числа учащихся, безошибочно выполнивших работу, допустивших определенное количество ошибок) дает информацию о качестве сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся.

Успешность выполнения этой работы и характер допущенных ошибок позволяют судить об организации коллективного внимания учащихся.

 

Г) Игровой прием «Сказочное королевство»

 

Учитель. Представьте себе, что сегодня во дворце у короля состоится бал. Все это происходит в наше время, поэтому во дворце будут современные развлечения: дискотека, игры в кегельбане. Но чтобы попасть на бал, надо пройти строгий контроль. Для начала прочитайте внимательно текст.

(Учащимся дается время для чтения.)

 

Теперь выберем двух стражников, строгих и неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня здесь бал, и каждому хочется туда попасть. Есть только один способ пройти: ответить на каверзный вопрос стражника по учебному тексту.

(Происходит выбор стражников.)

 

Сейчас еще раз внимательно прочитайте текст, а стражники по нему составят вопросы. Начали!

(Детям дается время на повторное чтение текста.)

 

Ну вот, теперь вы вооружились знаниями, можно по очереди подходить к стражникам — вдруг пропустят? Интересно, какие вопросы они зададут? Итак, стражники, пожалуйста, задавайте вопросы по тексту.

 

Учителю нужно сориентировать детей на выполнение игровых заданий в быстром темпе, иначе игра затянется и может произойти нарушение дисциплины. Если в классе много учащихся, можно выбрать две пары стражников.

Дети, которым не удалось в первый раз пройти во дворец, могут подойти к стражникам повторно, чтобы те задали им новый вопрос.

 

Учитель. Можно ли еще что-нибудь спросить по тексту? Достаточно ли въедливы были наши стражники? Если кто-нибудь может задать еще вопросы по тексту, мы можем устроить смену караула стражников.

Всех ли пропустили на бал? Если есть еще несчастные, не сумевшие ответить на вопросы, давайте еще раз быстро посмотрим текст. Если таких нет, то начинаем бал! Всем спасибо. Игра окончена.

 

Комментарии для учителя

Игру надо проводить динамично, чтобы она не наскучила детям. Стражниками нужно выбирать детей, имеющих проблемы с устойчивостью внимания, но интеллектуально достаточно сильных.

 









Игровой прием «Древо мудрости»

 

Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к одежде учителя, не повредив ее.

 

Учитель. Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.

(Учащимся дается время на чтение текста.)

 

Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.

(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)

 

Пожалуйста, заверните записку, прикрепите ее скрепкой к «дереву».

Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, сорвет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.

 

Дети подходят к «дереву», срывают записки, отвечают на вопросы.

В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.


Упражнение «Жемчужина в раковине»

Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Как мы видим, у всех людей есть свои достоинства как «Жемчужина в раковине» и недостатки как «Камушек в ботинке», и все мы желаем толерантного отношения к себе.

Учитель:

Работа в группах. Сейчас я предлагаю собрать на доске цветок толерантности. На лепестках написаны формы проявления толерантности, а вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие – нет:

уважение мнения и прав других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе

(сотрудничество)

уважение человеческого достоинства

чуткость, милосердие

сострадание,

прощение,

принятие другого таким, каким он есть,

жестокость,

неуважение,

эгоизм,

нетерпимость,

пренебрежение,

зависть, унижение

Одним из ведущих приёмов является кластер.

Кластер (от англ. Cluster -гроздь) –
это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда систематизируем информацию до знакомства с новым материалом. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: В центре звезда – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты также могут быть свои спутники.

Например, в теме «Добро и зло» задается вопрос: «Что для вас добро?». Слово «добро» записываем в центре, от него отходят лучики, которые ведут к «планетам». Далее дописываем то, что предлагают дети. У нас получилось, что от слова «добро» появились направления к «планетам»: «вежливость», «хорошие поступки», «помощь нуждающимся», «взаимовыручка», «внимание к окружающим». Это один из вариантов записи, возможно в другом классе будет иное количество лучиков и другие «планеты». Аналогично составляем кластер от слова «зло» и продолжаем работать над этими понятиями, используя другие методы и приёмы работы: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, обсуждение положительных и отрицательных поступков героев.

Большой потенциал имеет приём кластеров на стадии рефлексии: это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации.

Анаграммы

Пример: Заполните табличку, для чего,

решите анаграммы, объясните слова,

выберите лишнее.



Особенно нравится детям приём синквейн. Он используется как способ обобщения изученного материала. Краткость формы развивает навык резюмировать информацию. Синквейн дети пишут чаще всего индивидуально, но возможна и работа в парах или в группах. Правила написания синквейна хорошо известны:

  • 1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею; 

  • 2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 

  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы; 

  • 4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 

  • 5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание). 

(Пример: Добро, милосердие, семья, задачи семьи)

1. Семья.

2. Дружная, счастливая.

3. Любить, ценить, помогать.

4. Не нужен и клад, коли в семье лад.

5. Ценно.


Буквомикс

Зашифрованный текст, который нужно

расшифровать, прежде чем начать с ним работать

по существу.

Пример: Найдите закономерность и

расшифруйте текст:

(подсказка - в каждом слове первая и последняя

буква стоят на своих местах)

Оитллчныитьеми чмаетри дубржы

ялтсювяя бросткыосстнеь, ваиамзня

самипитя, доирвее и ощнбстоь

иернотесв.



Задание. Подчеркни то, что соответствует культуре. Зачеркни ненужное.

Культура.

Принадлежит всем гражданам. Принадлежит только очень обеспеченным людям. Принадлежит только правительству. Можно передать. Нельзя уничтожить. Можно уничтожить. Можно пользоваться. Можно обретать. Нельзя поделить. Можно поде­лить. Можно сохранить. Можно приумножить. Ценно для одного человека. Ценно для группы людей. Ценно для всего народа. Наследует весь народ. Наследует каждый человек. 


«Видимо-невидимо»

  • Класс делится на команды, как правило 4. Каждая команда занимает своё игровое место. На экране (доске) появляется слайд, на котором различными цветами, в разном направлении, «вдоль и поперёк» написано 15-20 слов (по определенной теме). Через 1 минуту с использованием функции интерактивной доски "шторка", либо смены слайда изображение пропадает. За 3 минуты командам необходимо записать запомнившиеся слова по определённой теме. Хорошо, если среди слов будут 1-2 «лишних».





«Чудесное превращение»

Вариантов может быть много. Условие одно - чудесное превращение. Например, на доске белые цветы, необходимо выполнить ряд заданий, чтобы “оживить" цветы, и тогда они станут разноцветными. Одно задание - один цветок. Могут быть заколдованными бабочки, осенние листочки и др. Можно на рисунок прикрепить промокательную бумагу, которая "тает" от воды. Когда задание выполнено, мокрой кисточкой провести по бумаге, появится изображение.

Игровой прием «Древо мудрости»

 

Для проведения понадобятся маленькие прищепки типа бельевых или какие-либо скрепки, с помощью которых можно прикрепить записки к одежде учителя, не повредив ее.

 

Учитель. Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.

(Учащимся дается время на чтение текста.)

 

Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.

(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)

 

Пожалуйста, заверните записку, прикрепите ее скрепкой к «дереву».

Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, сорвет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.

 

Дети подходят к «дереву», срывают записки, отвечают на вопросы.

В заключение игры учитель вместе с детьми в процессе обсуждения выбирает победителя.



Очень интересен детям приём «Круги по воде». Желательно использовать его на стадии рефлексии, но вполне оправданно и применение и на стадии осмысления. Опорное слово – это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. Например. При изучении темы «Дружба» мы использовали данный приём, разделившись на группы. Вот что у нас получилось:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

доброта

добропорядочный

Доверять

добродушно

радость

радушный

Радоваться

разумно

уважение

учтивый

уметь понимать

уступчиво

желание

жизнерадостный

желать помогать

жизнерадостно

бескорыстие

благородный

быть бескорыстным

бескорыстно

альтруизм

аккуратный

анализировать

адекватно

Упражнение «Жемчужина в раковине»

Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Как мы видим, у всех людей есть свои достоинства как «Жемчужина в раковине» и недостатки как «Камушек в ботинке», и все мы желаем толерантного отношения к себе.

Учитель:

Детям предлагается собрать на доске цветок толерантности. На лепестках написаны формы проявления толерантности, а вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие – нет:

уважение мнения и прав других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе

(сотрудничество)

уважение человеческого достоинства

чуткость, милосердие

сострадание,

прощение,

принятие другого таким, каким он есть,

жестокость,

неуважение,

эгоизм,

нетерпимость,

пренебрежение,

зависть, унижение





































Ведущий: Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:

  • О — объединение, открытость;

  • Б — близость, безопасность;

  • Щ — щедрость;

  • Е — единение;

  • Н — необходимость;

  • И — искренность, истина.

  • Е — единомыслие; Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.



Очень интересен детям приём «Круги по воде». Желательно использовать его на стадии рефлексии, но вполне оправданно и применение и на стадии осмысления. Опорное слово – это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. Например. При изучении темы «Дружба» мы использовали данный приём, разделившись на группы.

Особенно нравится детям приём синквейн. Он используется как способ обобщения изученного материала. Краткость формы развивает навык резюмировать информацию. Синквейн дети пишут чаще всего индивидуально, но возможна и работа в парах или в группах. Правила написания синквейна хорошо известны:

  • 1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею; 

  • 2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 

  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы; 

  • 4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 

  • 5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание). 

(Пример: Добро, милосердие, семья, задачи семьи)

1. Семья.

2. Дружная, счастливая.

3. Любить, ценить, помогать.

4. Не нужен и клад, коли в семье лад.

5. Ценно.























Метод проекта ещё один вид деятельности , который использую я на своих уроках. Часто он является результатом урока , выражает стремление детей участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», «Вода – дар Божий», « Пасхальное яичко».  

 Технологии сотрудничества. Наиболее интересным и доступным является обучение в

































Моя Семья



Семья – это гнездышко, в котором уютно и хорошо.
Семья для человека – самое главное и дорогое.
В семье каждый заботится друг о друге.
Семья – это мама, папа, моя сестра и я



Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.





Очень люблю, когда все собираются. 
Белою скатертью стол накрывается. 
Бабушка с мамой, папа и я, 
Мы называемся вместе – семья.



















Снегурочка выходит на сцену.

Косы белые до пят,

Снегурочка кокетливо поправляет прическу.

На щеках румянец.

Снегурочка трет ладошками щеки.

Вслед снежинки мне летят

И танцуют танец.

Снегурочка кружится, разбрасывая вокруг блестки и белое конфетти.

В шубке серо-голубой

Узнает меня любой,

Снегурочка проводит руками вдоль шубки.

И кричит вся улочка:

«Вон идет Снегурочка!»

Перед словом «Снегурочка» можно сделать паузу, давая зрителям возможность самим назвать персонажа.























Снегурочка выходит на сцену.

Косы белые до пят,

Снегурочка кокетливо поправляет прическу.

На щеках румянец.

Снегурочка трет ладошками щеки.

Вслед снежинки мне летят

И танцуют танец.

Снегурочка кружится, разбрасывая вокруг блестки и белое конфетти.

В шубке серо-голубой

Узнает меня любой,

Снегурочка проводит руками вдоль шубки.

И кричит вся улочка:

«Вон идет Снегурочка!»

Перед словом «Снегурочка» можно сделать паузу, давая зрителям возможность самим назвать персонажа.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Способы и методы активизации обучающихся на уроках ОРКСЭ

Автор: Кононенко Евгения Александровна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства