Просмотр содержимого документа
«Урок - практикум окружающего мира "Строение тела человека", 2 класс»
Урок окружающего мира. 2 класс.
Тема: «Строение тела человека»
Цели: дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.
Задачи:
развивать познавательную активность учащихся
усвоить разницу понятий о “внешнем” и “внутреннем” строении тела человека
развивать наблюдательность, внимание, память
учить детей работе с научным текстом и умению выделять в нём главное
воспитывать бережное отношение к своему здоровью
формировать отношения сотрудничества, взаимопомощи, адекватную самооценку
Планируемые результаты:
учащиеся осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни; научатся называть и показывать на макете внутренние органы человека.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения своих действия.
Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.
Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности.
Личностные результаты: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
Оборудование: компьютер, учебник, презентация, распечатанные задания, иллюстрации по теме урока, изображение ребенка, шарик, веревка, белые халаты и одноразовые шапочки (6 шт.)
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот опять звенит звонок,
Ты готов начать урок?
Настроение на «5»!
Значит можно начинать.
- Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. А почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока.
-Девизом нашего урока будут слова китайской мудрости «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне попробовать – и я научусь»
II. Актуализация мыслительной деятельности, включение внимания и воображения.
- Сейчас мы поиграем в игру «Чей силуэт?».
Я буду показывать различные силуэты, а вы называть кто это?
Проблемно – диалогическая беседа.
- Как вам удавалось узнать то или иное животное, по каким признакам узнали человека? (по внешнему строению тела)
- Сейчас я вам предлагаю рассмотреть ещё одну картинку.
- Что вы видите? (дом)
- Как дом устроен снаружи? (Крыша, дверь, окна и т.д.)
- То, что мы видим снаружи это внешнее строение дома.
- Как выдумаете, что находится внутри дома? (мебель, техника, посуда и т. д.)
- То, что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение дома.
Вывод: Строение бывает внешнее и внутреннее.(на доске таблица)
Строение
внешнее внутреннее
- Каждый из вас видит себя в зеркале каждый день, но как часто мы задумываемся о том, как устроен человек? Давайте вспомним основные части тела человека.
Быть у каждого должна
Очень умной …голова.
Я верчу ей как умею.
Голова сидит на …шее.
На прогулке не забудь
Закрывать от ветра …грудь.
Съел еду я всю и вот-
Мой наполнился… живот.
Быть сутулой не должна
У наших школьников...спина
Они нужны, чтобы трудиться.
Воды из кружечки напиться.(руки)
Бегут по дорожке
Резвые (ножки)
- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела:
- Как назвать по-другому руки и ноги? (верхние конечности)
- Как одним словом назвать грудь, живот и спину? (туловище)
- Вот какие молодцы! Всё, что вы назвали, находится снаружи нашего тела.
III. Самоопределение к деятельности.
- Внешнее строение тела человека мы вспомнили. А что у нас внутри? (внутренние органы)
- Следовательно, о чем пойдет речь на уроке? (о внутренних органах человека)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (ответы детей)
IV. Работа по теме урока
- Давайте попробуем разобраться, какие внутренние органы имеет человек и с чем можно их сравнить.
- Для этого мы проведем небольшую экскурсию. Обратите внимание, на парте расположена мини-лаборатория.
(столы с названиями лаборатории и необходимым оборудованием).
- Экскурсию проведут наши лаборанты: Даша, Арина, Даниил, Вероника, Кирилл и Эвелина (дети в белых халатах и одноразовых шапочках)
- В организме каждый орган исполняет свою функцию. В некотором роде наше тело (показывает на макет тела человека, который висит на доске) - это сложный механизм, машина. Или даже целый завод. У каждой его части есть свои задачи.
- Чтобы лучше запомнить, какой орган что делает, мы заменим их символическими обозначениями.
- Первая экскурсия состоится в лабораторию под названием «Мозг».
Ученик 1. Лаборатория «Мозг»
Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите, двигаетесь, решаете примеры или задачу. Можете без труда вспомнить, где были вчера или представить себе зоопарк, который посетили прошлым летом. Всё это происходит как бы, само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела человека.
Головной мозг - главный командный пункт организма. Его можно сравнить с компьютером, который запоминает, сохраняет и обрабатывает информацию.
Мозг располагается в голове. Чтобы защитить его от повреждений, природа поместила его в череп, а череп – это самые крепкие кости человека.
- Ребята проведем эксперимент:
- Назови свой домашний адрес?
- Вспомните, что сегодня ели на завтрак?
- Какой внутренний орган помог вам ответить на вопрос? (ответы детей)
- Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом» всего организма?
- С чем сравним наш мозг? (с компьютером) (прикрепить предметную картинку к макету)
- Давайте перейдем к нашей следующей лаборатории. Как она называется?
Ученик 2. Лаборатория «Сердце»
Как узнают, жив ли человек? Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце. Оно находится в груди по центру и чуть-чуть влево.
Сердце – это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически. У детей сердце делает 80-90 ударов в минуту. У взрослых сердце бьётся немного медленнее. Каждый день сердце делает 12 тысяч ударов, и когда спишь, и когда бодрствуешь.
Сердце (показ предметной картинки) – можно сравнить с моторчиком или насосиком, который прокачивает кровь по всем органам.
Мы должны беречь своё сердце и заботиться о его состоянии. Вот несколько правил, соблюдая которые, вы сохраните своё сердце здоровым:
БУДУТ ЗАПИСАНЫ (можно прочитать)
Регулярно занимайся физкультурой.
Не ешь слишком много.
Ешь только полезные и качественные продукты.
Если ты болен, лежи в постели, сколько велел врач.
Старайся не слишком переутомляйся.
Обязательно спи ночью восемь-десять часов.
- Какой внутренний орган гонит кровь в сосуды и заставляет её обегать всё тело? (сердце)
- С чем сравним наше сердце? (с мотором) (прикрепить предметную картинку к макету)
- Положите ладонь на сердце, послушайте как оно стучит.
- А сейчас поработаем в парах. Ребята, у вас на партах лежит листочек с изображением внутренних органов человека.
Раскрасьте красным карандашом "сердце" на силуэте человечка.
- Переходим в третью лабораторию «Легкие»
Лаборатория «Лёгкие»
Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Мы уже проводили эксперимент – задерживали дыхание и выяснили, что человек не может обойтись без воздуха. Дыхание происходит при помощи лёгких. Они состоят из множества пузырьков воздуха и впитывают в себя кислород, отдавая его в протекающую по ним кровь. У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Они похожи на две розовые губки.
Как же происходит процесс дыхания? При выдохе легкие выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (сжать губку). Когда делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются (разжать пальцы, губка возвращается в прежнее положение). Располагаются они в груди.
- Как называется орган дыхания?
- С чем сравним наши легкие? (с губкой)
- Положите ладонь на область легких. Вдохните воздух. Почувствовали как расширилась грудная клетка? Выдохните – грудная клетка сузилась. Раскрасьте розовым карандашом лёгкие на силуэте человека.
V. Физкультминутка – проводит ученик
Я веселый лаборант,
Ищу всюду свой талант,
Головой кручу, верчу,
Всё увидеть я хочу!
Чтобы лампочку достать,
На носочки надо встать.
Руки кверху поднимаю,
По одной их опускаю,
Наклоняюсь вправо, влево,
Буду сильным и умелым!
А теперь все подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Двигаемся дальше. Как называется следующая лаборатория? (желудок)
Лаборатория «Желудок»
Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете вы есть такой обед? Нет, конечно!
Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Всё, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета - должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни». Главное отделение «внутренней кухни» – это желудок. Другими словами - это емкость для "переваривания" продуктов.
Желудок напоминает мышечный мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок, но больше 2-3 л еды не поместится. Находится желудок в верхней части живота, под рёбрами.
- Как называется главное отделение «внутренней кухни», куда попадает пища?
- Что в нем происходит? (ответы детей)
- С чем можно сравнить желудок? (с шариком).
- Положите ладошку на область желудка. Найдите на силуэте человечка "желудок" и раскрасьте желтым цветом.
- Следующая экскурсия в лабораторию «Кишечник».
Лаборатория «Кишечник»
Желудок не умеет переваривать всю пищу, поэтому он проталкивает её дальше – в кишечник. Это длинный извилистый коридор, который тянется почти на 8 метров, но в организме он свернут так, что полностью помещается в животе. В кишечнике питательные вещества, которые содержатся в пище, всасываются в кровь, а остатки выводятся из организма.
- Проведем эксперимент: растягивание 8 м бельевой веревки.
- Куда проталкивает желудок полупереваренную пищу дальше?
- Какой длины кишечник?
- С чем его можно сравнить?
- Какую работу выполняет кишечник?
- Покажите область кишечника. На силуэте человечка найдите кишечник и раскрасьте зеленым цветом.
- На этом можно было бы закончить разговор о «Внутренней кухни» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка. И последняя наша лаборатория называется «Печень»
Лаборатория «Печень»
В кишечнике пища продолжает перевариваться, а помогает ей в этом печень. Она находится с правой стороны от желудка в верхней части живота. Печень выделяет особую жидкость – желчь, которая способствует перевариванию пищи. Печень запасает питательные вещества и очищает кровь от токсичных соединений.
- Какой орган, кроме желудка и кишечника способствует перевариванию пищи?
- Как называется жидкость, которую выделяет печень?
- Приложите ладошку к области печени. Найдите печень на силуэте человечка и раскрасьте коричневым цветом.
- Покажите свои картинки, все ли справились с заданием?
VI. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Упражнение «Установи соответствие» (по картинкам)
Какой внутренний орган можно сравнить с компьютером? (мозг)
Какой внутренний орган сравниваем с губкой? (легкие)
Какой внутренний орган человека можно сравнить с насосом или мотором? (сердце)
Какой внутренний орган сравнивают с мешком или шариком? (желудок)
Какой внутренний орган можно сравнить с длинным извилистым коридором, канатом, веревкой? (кишечник)
Какой внутренний орган человека можно сравнить с фильтром?
Проверочная работа – самопроверка.
- На парте лежат листочки с вопросами для проверочной работы. Подпишите фамилию и имя и приготовьтесь отвечать
С помощью этого органа человек дышит. ______________
С помощью этого органа человек думает, решает, мыслит. _______________
Этот орган перекачивает кровь, чтобы она поступала в другие органы._________________
Этот орган участвует в окончательном переваривании пищи и выводит её остатки из организма._______________
Этот орган находится в груди, увеличивается, когда наполняется воздухом и уменьшается, когда человек выдыхает._________________
Этот орган выделяет желчь и помогает кишечнику переварить пищу______________
Этот орган достигает длины 8 метров, но помещается в животе. ____________
Этот орган находится в голове и управляет работой всех остальных органов человека _______________
Мы ощущаем в груди, как бьётся этот орган. _________________
Это орган растягивается, когда наполняется и участвует в переваривании пищи. ________________
- Сверьте свои ответы с ответами на экране. За каждый правильный ответ поставьте себе +. Посчитайте количество «+» и оцените свою работу.
Если у вас 10 «+» - это 5
9-7 «+» - это 4
6-4 «+» - это 3
3-1 «+» - это 2
- Поставьте на листочке себе отметку и сдайте работу.
VII. Итог урока. Оценивание.
Упражнение «Микрофон»
- Ребята, мы изучили новую тему.
- Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна?
- Каждый человек хочет быть здоровым. А наше здоровье зависит от правильной работы каждого нашего органа. О том, как поддерживать здоровье и укреплять его, вы узнаете на следующих уроках по окружающему миру.
- Придя домой, что интересного можете рассказать своим родным?
- Давайте прочитаем пословицы и поговорки и объясним их значение.(чтение пословиц и поговорок) (если останется время)
Овощи и фрукты – кладовая здоровья.
Чем лучше пищу прожуешь, тем дольше проживешь.
Курить – здоровью вредить
VIII. Рефлексия
- Ребята, оцените свою работу на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат листочки с изображением трехэтажного домика.
- Если вам было всё понятно, вы запомнили названия и функции внутренних органов человека, активно работали на уроке и без труда справились со всеми заданиями – нарисуйте себя карандашом в одном из окошек третьего этажа
- Если вам было интересно, вы почти все запомнили, время от времени поднимали руку, чтобы ответить и частично справились с заданиями – нарисуйте себя выглядывающим из окошка второго этажа.
- Было скучно, непонятно и вы не запомнили ничего нового, просидели весь урок, не ответив ни на один вопрос, вам нечего будет рассказать дома по теме урока – нарисуйте в одном из окошек первого этажа.
IX. Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с.4-7, ответить на вопросы, в тетради с.56 №3-4