1.Организационный момент. | Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого. | Добрый день ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. - Сейчас у нас урок окружающего мира. Сегодня мы продолжим знакомство с природными зонами. -Мы должны быть внимательными, наблюдательными, замечать все сходства и различия. - Зачем нам это нужно? | | Личностные УУД. 1.Воспринимать речь, непосредственно обращённую кучащимся; 2.Иметь желание учиться; 3.Понимать значение знаний для человека и принимать его. |
2.Актуализация опорных знаний. | | - Давайте вспомним , что мы уже знаем и приведём наши знания в определённый порядок. - Что такое экосистема? - Что экосистема получает из вне? - Что такое природная зона? - Какие природные зоны мы уже с вами изучили? - Как меняются зоны? - В каком климатическом поясе они расположены? ( работа с картой). - Покажите на карте эти зоны. - Каким цветами они изображены на карте? Как вы думаете почему? Посмотрите на картину и послушайте стихотворение С. Погорельского. Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится7 Что за зверь? Какая птица? Всё открой не утаи: Ты же видишь – мы свои. - Как вы понимаете « дремучий лес»? | 1 2 | Коммуникативные УУД. 1.Обмениваются мнениями ,слушают друг друга, строят речевые высказывания. 2.Доносят своё мнение до других, оформляют свою мысль в устной речи. |
4.Открытие новых знаний. | Создать проблемную ситуацию, обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно - познавательной деятельности. Актуализировать опорные знания. | Беседа. - Какова главная особенность умеренного климата? Она заключается в том, что здесь времена года хорошо различаются, или, по научному, резко выражена сезонность климата. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме и увеличивается от зимы к лету. Но ни полярной ночи, ни полярного дня здесь не бывает. Зима короче и теплее, чем в тундре. И чем дальше на юг, тем продолжительность ее меньше. Осадков выпадает достаточное количество. – В виде чего выпадают осадки? – В умеренном тепловом поясе находится несколько природных зон, из них самая широкая – лесная зона. (Параллельно показать на карте зону.) – Чем же отличается лесная зона? – Правильно, конечно же, лесами. – А почему? Потому что лето здесь значительно теплее и дольше, чем в тундре, достаточное количества света и влаги . Значительный слой почвы . За лето деревья успевают набраться сил, чтобы пережить зиму, хотя и морозную, но не такую долгую. – А как вы думаете одинаковые ли природные условия в северной части природной зоны и южной? – Совершенно верно. В северной части есть слой вечной мерзлоты, но он успевает за лето оттаивать на большую глубину, чем в тундре, это важно для корней растений. А в южной части природной зоны вечной мерзлоты вообще нет, зимой промерзает лишь поверхностный слой земли, вешние воды обильно питают почву, есть плодородный слой. – Каков климат в умеренном поясе? В умеренном поясе лето не слишком жаркое, а зима не слишком холодная. | 5 6 7 | Познавательные УУД. 1.Воспринимают речь учителя. 2.Развивают умение извлекать информацию. 3. Строят рассуждения. Личностные УУД. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
5.Первичное осмысление и закрепление. | Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию. Организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия. | – На каждом уроке мы говорим, что неживая природа тесно связана с живой природой. – А какие условия нужны для того, чтобы росли деревья? Практическая работа с картой и учебником, заполнение блок-схемы. Пользуясь учебным материалом на с.20–21 и картой на с.104–105 учебника, мы должны найти ответ на вопрос о том, одинаковые ли растения растут в зоне лесов? и выполните задание 1 на листках (Приложение 1), которые лежат у вас на столах. (Задание дается одно на двоих.) – На какие же леса (подзоны) делят лесную зону? – Покажите их на карте. – Лес из хвойных деревьев называют тайгой. Тайга распространена на севере лесной зоны, где зима более суровая. На севере тайги встречается вечная мерзлота. Хвойным растениям это не мешает, так как у них корни растут в почве не в глубину, а в ширину. Особое строение листьев хвойных деревьев позволяет им создавать органические вещества с ранней весны до поздней осени и пережить суровую зиму. В тайге суровый климат, здесь могут выжить те растения, которые способны выдержать очень низкие зимние температуры. Продолжим заполнение блок-схемы “Лес”, а о типичных представителях тайги нам расскажут “консультанты”. (Учащиеся “консультанты” рассказывают подготовленные дома сообщения о ели, сосне, лиственнице, пихте, кедре и показывают гербарий, а остальные учащиеся по ходу прослушивания сообщений и просмотра гербария, вписывают типичных представителей каждой зоны леса в блок-схему.) При необходимости учитель дополняет сведения “консультантов”. – Название каких растений вы вписали в блок-схему? – Может кто-то дополнить данный список? Растительный мир тайги не отличается большим разнообразием. Кроме характерных деревьев здесь можно встретить небольшие кустарники. Это брусника, голубика, жимолость, черника. Травянистый покров весьма скудный. Это в основном мхи, лишайники. – К югу на смену тайге приходит смешанный лес. – Как вы понимаете значение данного выражения “смешанный лес”? – С какой природной зоной он схож? Чем? – Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? У лиственных пород деревьев листья некрупные и нежные. Они быстрее создают органические вещества, но не выносят морозов. Осенью листья опадают на землю. Там их поджидает целая армия "мусорщиков": грибы, почвенные клещи, многоножки, черви, различные насекомые и микробы. Они превращают прелые листья в неорганические вещества, накапливающиеся в почве и доступные для растений. Послушаем следующих “консультантов”. (Сообщения о березе, осине, липе, лиственнице сопровождаются демонстрацией гербария.) – Названия, каких растений смешанной зоны лесов внесли в таблицу? И замыкает зону лесов – широколиственный лес. Какие же типичные представители этой части леса мы знаем. Давайте послушаем и продолжим заполнение блок-схемы. (Выступления учащихся о дубе, клене, каштане, ясене.) – Какой вывод можно сделать о растительном мире лесной зоны в сравнении с зоной тундры? – Какой вид растений является главным “кормильцем” в лесной зоне? – Помогите закончить предложение: с лесным миром очень тесно связан …. – В лесу можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. – Как вы думаете, животный мир будет тоже более разнообразным по сравнению с зонами холодного климата? Одинаковые ли звери живут в тайге и в смешанных лесах? Почему? Давайте это выясним. | 8 9 10 11 12 13 14 | Регулятивные УУД. 1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД. 1.Оформлять свои мысли в устной форме. 2.Развивать умение слушать и понимать других, обмениваться мнениями. 3.Строить речевые высказывания . Личностные УУД. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД. 1.Дополняют и расширяют имеющиеся знания. 2.Ориентируются на свои знания и навыки. |
6.Примене-ние новых знаний. | Закрепление новых знаний и умений. | 1. Практическая работа в парах с картой и заполнение блок-схемы. – Пользуясь учебником (с. 22–23) и картой (с.106–107), заполните в таблице названия представителей животного мира лесной зоны. – Какие же животные обитают в лесной зоне? (Заслушиваются сообщения детей о животных.) – Сделайте вывод о животных лесной зоны? – Могут ли растения и животные обходиться друг без друга? Почему? Жизнь животных зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Растения вырабатывают кислород, которым дышат животные. Ничто в лесу не пропадает даром: хвою, ветки, кору, траву поедают животные, питаются семенами деревьев, осенью запасают семена на зиму. Из не съеденных запасов вырастают новые растения. Животные разносят семена на шерсти, распространяя растения. “Мусорщики” в свою очередь перерабатывают отмершие останки животных и растений, вырабатывая неорганические вещества, которыми питаются растения. 2.Самостоятельная работа в парах. Обсудите в группах-парах – как приспособились растения и животные к жизни в лесу умеренного климатического пояса? 3.Блиц- турнир «Как я знаю лес». Какой лес мы называем тайгой? Какое дерево сбрасывает хвоинки осенью? Назовите, какое дерево является символом России? Назовите животное, которое умеет не только прыгать, но и летать? Какая птица выводит птенцов зимой? Назовите дерево, которое зимой и летом одним цветом. Какое дерево при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? Назовите зверька, который ходит летом в серой шубке, а зимой в рыжей. Назовите птицу, которую называют лесным «доктором». | 15 16 | Регулятивные УУД. Осуществляют пошаговый контроль своих действий. Коммуникативные УУД. 1.Умение работать в паре. 2.Оформлять свои мысли в устной форме. 3.Развивать умение слушать и понимать других. Коммуникативные УУД. 1.Формируем умение слушать и понимать. 2Умение работать в паре |
7.Итог урока. Рефлексия. | | Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке . А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился. Спасибо вам за урок! Самоконтроль. Делают выводы. | 17 | Личностные УУД. Понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные УУД. 1.Оценивают свою работу на уроке. 2.Анализируют эмоциональное состояние. |