kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по окружающему миру. Тема: "Леса умеренного пояса".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру.  Тема : " Леса умеренного пояса"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру. Тема: "Леса умеренного пояса".»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе.

Тема: «Леса умеренного пояса».



Цели урока: .познакомить учащихся с природной зоной лесов;

Задачи:

1.Познакомить детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями;

2.Познать отличия хвойных и лиственных лесов;

3.Объяснить особенности сезонного климата;

4.Показать взаимную приспособленность живых организмов- членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: рисунки пейзажей лесов, гербарий лесных растений, муляжи грибов, плакат «Леса умеренного пояса» и разрезные карточки растений и животных к ним.

Этапы урока

Цель

Организация учебного процесса

слайда

Формирование УУД


1.Организационный момент.


Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого.


Добрый день ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

- Сейчас у нас урок окружающего мира. Сегодня мы продолжим знакомство с природными зонами.

-Мы должны быть внимательными, наблюдательными, замечать все сходства и различия.

- Зачем нам это нужно?



Личностные УУД.

1.Воспринимать речь, непосредственно обращённую кучащимся;

2.Иметь желание учиться;

3.Понимать значение знаний для человека и принимать его.


2.Актуализация опорных знаний.



- Давайте вспомним , что мы уже знаем и приведём наши знания в определённый порядок.

- Что такое экосистема?

- Что экосистема получает из вне?

- Что такое природная зона?

- Какие природные зоны мы уже с вами изучили?

- Как меняются зоны?

- В каком климатическом поясе они расположены? ( работа с картой).

- Покажите на карте эти зоны.

- Каким цветами они изображены на карте? Как вы думаете почему?

Посмотрите на картину и послушайте стихотворение С. Погорельского.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится7

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой не утаи:

Ты же видишь – мы свои.

- Как вы понимаете « дремучий лес»?
















1











2



Коммуникативные УУД.

1.Обмениваются мнениями ,слушают друг друга, строят речевые высказывания.

2.Доносят своё мнение до других, оформляют свою мысль в устной речи.


3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.






- С какой природной зоной мы будем сегодня знакомиться?

- Вы совершенно правы. Сегодня мы знакомимся с зоной леса умеренного климата ( показ лесной зоны на карте), для того чтобы найти её отличительные черты от других природных зон.

Мы действительно должны ответить на вопрос, почему одни леса тёмные , а другие – светлые? Какие леса хвойные. А какие лиственные? И самое важное : -« Кто в лесу самый главный?».



3






4


Коммуникативные УУД.

1.Развивают умения слушать и понимать других.

2.Строют речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.


4.Открытие новых знаний.


Создать проблемную ситуацию, обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно - познавательной деятельности.




Актуализировать опорные знания.

Беседа.

- Какова главная особенность умеренного климата?

Она заключается в том, что здесь времена года хорошо различаются, или, по научному, резко выражена сезонность климата. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме и увеличивается от зимы к лету. Но ни полярной ночи, ни полярного дня здесь не бывает. Зима короче и теплее, чем в тундре. И чем дальше на юг, тем продолжительность ее меньше. Осадков выпадает достаточное количество.

– В виде чего выпадают осадки?

– В умеренном тепловом поясе находится несколько природных зон, из них самая широкая – лесная зона. (Параллельно показать на карте зону.)

– Чем же отличается лесная зона?

– Правильно, конечно же, лесами.

– А почему?

Потому что лето здесь значительно теплее и дольше, чем в тундре, достаточное количества света и влаги . Значительный слой почвы . За лето деревья успевают набраться сил, чтобы пережить зиму, хотя и морозную, но не такую долгую.

– А как вы думаете одинаковые ли природные условия в северной части природной зоны и южной?

– Совершенно верно.

В северной части есть слой вечной мерзлоты, но он успевает за лето оттаивать на большую глубину, чем в тундре, это важно для корней растений. А в южной части природной зоны вечной мерзлоты вообще нет, зимой промерзает лишь поверхностный слой земли, вешние воды обильно питают почву, есть плодородный слой.

– Каков климат в умеренном поясе?

В умеренном поясе лето не слишком жаркое, а зима не слишком холодная.













5








6







7







Познавательные УУД.

1.Воспринимают речь учителя.

2.Развивают умение извлекать информацию.

3. Строят рассуждения.




Личностные УУД.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Физ.минутка


«Мы словно деревья».

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний





5.Первичное осмысление и закрепление.








Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию.
























Организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия.


– На каждом уроке мы говорим, что неживая природа тесно связана с живой природой.

– А какие условия нужны для того, чтобы росли деревья?


Практическая работа с картой и учебником, заполнение блок-схемы.

Пользуясь учебным материалом на с.20–21 и картой на с.104–105 учебника, мы должны найти ответ на вопрос о том, одинаковые ли растения растут в зоне лесов? и выполните задание 1 на листках (Приложение 1), которые лежат у вас на столах. (Задание дается одно на двоих.)

– На какие же леса (подзоны) делят лесную зону?

– Покажите их на карте.

– Лес из хвойных деревьев называют тайгой.

Тайга распространена на севере лесной зоны, где зима более суровая. На севере тайги встречается вечная мерзлота. Хвойным растениям это не мешает, так как у них корни растут в почве не в глубину, а в ширину. Особое строение листьев хвойных деревьев позволяет им создавать органические вещества с ранней весны до поздней осени и пережить суровую зиму. В тайге суровый климат, здесь могут выжить те растения, которые способны выдержать очень низкие зимние температуры.

Продолжим заполнение блок-схемы “Лес”, а о типичных представителях тайги нам расскажут “консультанты”. (Учащиеся “консультанты” рассказывают подготовленные дома сообщения о ели, сосне, лиственнице, пихте, кедре и показывают гербарий, а остальные учащиеся по ходу прослушивания сообщений и просмотра гербария, вписывают типичных представителей каждой зоны леса в блок-схему.)

При необходимости учитель дополняет сведения “консультантов”.

– Название каких растений вы вписали в блок-схему?

– Может кто-то дополнить данный список?

Растительный мир тайги не отличается большим разнообразием. Кроме характерных деревьев здесь можно встретить небольшие кустарники. Это брусника, голубика, жимолость, черника. Травянистый покров весьма скудный. Это в основном мхи, лишайники.

– К югу на смену тайге приходит смешанный лес.

– Как вы понимаете значение данного выражения “смешанный лес”?

– С какой природной зоной он схож? Чем?

– Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

У лиственных пород деревьев листья некрупные и нежные. Они быстрее создают органические вещества, но не выносят морозов. Осенью листья опадают на землю. Там их поджидает целая армия "мусорщиков": грибы, почвенные клещи, многоножки, черви, различные насекомые и микробы. Они превращают прелые листья в неорганические вещества, накапливающиеся в почве и доступные для растений.

Послушаем следующих “консультантов”.

(Сообщения о березе, осине, липе, лиственнице сопровождаются демонстрацией гербария.)

– Названия, каких растений смешанной зоны лесов внесли в таблицу?

И замыкает зону лесов – широколиственный лес.

Какие же типичные представители этой части леса мы знаем. Давайте послушаем и продолжим заполнение блок-схемы. (Выступления учащихся о дубе, клене, каштане, ясене.)

– Какой вывод можно сделать о растительном мире лесной зоны в сравнении с зоной тундры?

– Какой вид растений является главным “кормильцем” в лесной зоне?

– Помогите закончить предложение: с лесным миром очень тесно связан ….

– В лесу можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.

– Как вы думаете, животный мир будет тоже более разнообразным по сравнению с зонами холодного климата? Одинаковые ли звери живут в тайге и в смешанных лесах? Почему? Давайте это выясним.




8












9


























10



















11







12



13





14





Регулятивные УУД.

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
























Коммуникативные УУД.

1.Оформлять свои мысли в устной форме.

2.Развивать умение слушать и понимать других, обмениваться мнениями.

3.Строить речевые высказывания .










Личностные УУД.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.







Познавательные УУД.

1.Дополняют и расширяют имеющиеся знания.

2.Ориентируются на свои знания и навыки.



6.Примене-ние новых знаний.






Закрепление новых знаний и умений.


1. Практическая работа в парах с картой и заполнение блок-схемы.

– Пользуясь учебником (с. 22–23) и картой (с.106–107), заполните в таблице названия представителей животного мира лесной зоны.

– Какие же животные обитают в лесной зоне? (Заслушиваются сообщения детей о животных.)

– Сделайте вывод о животных лесной зоны?

– Могут ли растения и животные обходиться друг без друга? Почему?

Жизнь животных зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Растения вырабатывают кислород, которым дышат животные. Ничто в лесу не пропадает даром: хвою, ветки, кору, траву поедают животные, питаются семенами деревьев, осенью запасают семена на зиму. Из не съеденных запасов вырастают новые растения. Животные разносят семена на шерсти, распространяя растения. “Мусорщики” в свою очередь перерабатывают отмершие останки животных и растений, вырабатывая неорганические вещества, которыми питаются растения.



2.Самостоятельная работа в парах.

Обсудите в группах-парах – как приспособились растения и животные к жизни в лесу умеренного климатического пояса?


3.Блиц- турнир «Как я знаю лес».

Какой лес мы называем тайгой?

Какое дерево сбрасывает хвоинки осенью?

Назовите, какое дерево является символом России?

Назовите животное, которое умеет не только прыгать, но и летать?

Какая птица выводит птенцов зимой?

Назовите дерево, которое зимой и летом одним цветом.

Какое дерево при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат?

Назовите зверька, который ходит летом в серой шубке, а зимой в рыжей.

Назовите птицу, которую называют лесным «доктором».










15











16


Регулятивные УУД.

Осуществляют пошаговый контроль своих действий.





Коммуникативные УУД.

1.Умение работать в паре.

2.Оформлять свои мысли в устной форме.

3.Развивать умение слушать и понимать других.









Коммуникативные УУД.

1.Формируем умение слушать и понимать.

2Умение работать в паре



7.Итог урока. Рефлексия.



Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке . А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии.

КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился.

Спасибо вам за урок!

Самоконтроль.

Делают выводы.

























17



Личностные УУД.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Регулятивные УУД.

1.Оценивают свою работу на уроке.

2.Анализируют эмоциональное состояние.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по окружающему миру. Тема: "Леса умеренного пояса".

Автор: Осьмачко Инна Викторовна

Дата: 24.07.2021

Номер свидетельства: 584799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Леса умеренного пояса "
    ["seo_title"] => string(26) "liesa-umieriennogho-poiasa"
    ["file_id"] => string(6) "180623"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425218742"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация урока по окружающему миру по теме: " Леса умеренного пояса" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-liesa-umieriennogho-poiasa"
    ["file_id"] => string(6) "104856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402763855"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "урок "Леса умеренного пояса" "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-liesa-umieriennogho-poiasa"
    ["file_id"] => string(6) "232303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442814981"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства