Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Каменный уголь – ценное полезное ископаемое Кузбасса"»
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Каменный уголь – ценное полезное ископаемое Кузбасса"
Цели:
Дать представление о каменном угле – главной ценности Кузбасса.
Познакомить со свойствами каменного угля в процессе практической работы.
Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.
Познакомить с применением каменного угля и его отходов в разных отраслях народного хозяйства.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать чувство гордости за свой край.
Оборудование:
физическая карта России, карта Кемеровской области, образцы каменного угля, молоточки, стаканы с водой, презентация «Каменный уголь – ценное полезное ископаемое Кузбасса».
«Перспективная начальная школа». О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова, С.А.Трофимов: «Окружающий мир 4 класс» / М.: Академкнига/ Учебник. 2021г.
Организация класса.
Сообщение темы, целей урока.
- Отгадайте загадку. Определите тему урока.
Чёрный камень здесь лежит. Как зажгут его – горит. Свет, тепло даёт он людям. И за это его любят. (Каменный уголь.)
Проверка домашнего задания.
- Какую тему мы сегодня продолжаем исследовать?
- Что мы уже знаем о полезных ископаемых нашего края? Ваши знания мы сейчас проверим с помощью теста. (Работа в парах.) Выполненные тесты нужно передать соседу для взаимопроверки и оценки.
Тест. Полезные ископаемые.
1. Кто занимается поиском месторождений полезных ископаемых? а) метеорологи; б) археологи; в) геологи.
6. Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо? а) из глины; б) из торфа; в) из нефти.
7) Какое полезное ископаемое используют для изготовления стекла? а) известняк; б) глину; в) песок.
Подведение итогов.
- Что получилось? Что вызвало затруднение?
Усвоение нового учебного материала.
Работа с физической картой России, картой Кемеровской области. (Карта на доске и в учебнике, с.134-135.)
- Где находится Кемеровская область? Покажите город Кемерово на карте Кузбасса. Покажите на карте города, в которых добывают каменный уголь. Да, очень богат углём наш Кузбасс.
- Кем был открыт каменный уголь в нашем крае?
- Кузнецкий уголь был открыт Михайло Волковым в 1721 году. Где мы узнали об этом? (На экскурсиях: по городу, в музее, в шахте на Красной горке, в краеведческом музее, «Памятники нашего города».)
Выступление первой группы детей с сообщением по теме «Михайло Волков – первооткрыватель кузнецкого угля».
Практическая работа.
- Сейчас вы будете исследовать свойства каменного угля в процессе практической работы. Для этого вы поделитесь на 3 группы. В каждой группе вы распределите роли. (Руководитель, исследователи, экспериментаторы, аналитики, секретарь, фотограф.)
Перед началом работы проводится инструктаж по технике безопасности. (Осторожное обращение с молотком. Кусочек угля перед ударом молотком обернуть бумагой. Нельзя брать уголь в рот.)
- В процессе работы каждая группа заполняет свой исследовательский лист, делает выводы, готовит отчёт о своей работе.
Вывод. Каменный уголь чёрного цвета, блестит, не имеет запаха, твёрдый, но хрупкий, тяжелее воды, в воде не растворяется.
Изучение нового материала.
- Какое главное свойство угля мы не могли исследовать на практической работе? (Горючесть.)
- Почему уголь горит? (Уголь - вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землёй без доступа кислорода.
Деревья поглощали солнечную энергию, отмирали, оказавшись в почве, затвердевали и каменели. Так образовывался уголь. Когда он горит, выделяется энергия Солнца.)
- Так как уголь горит, он выделяет тепло. Значит, его можно использовать как топливо.
Вывод: каменный уголь – источник тепла и энергии.
- При сжигании угля на ГРЭС получают электроэнергию. Нагревают воду, пар вращает турбины и вырабатывает электроэнергию.
Выступление второй группы детей с сообщением о кемеровской ГРЭС.
Физкультминутка.
Уголь нужно добывать, Чтобы людям отдавать Обогреет уголь дом, Светло, уютно будет в нём.
- Можно ли нашу жизнь представить без электричества?
- К какой группе природных ресурсов относится каменный уголь? (Невозобновляемые природные ресурсы.)
- Месторождения каменного угля истощаются. Камень не растёт как растения. Человечество может остаться без природных ресурсов, если будет неразумно относиться к природе.
- Чем можно заменить каменный уголь?
Выступление третьей группы детей с сообщением на тему «Как беречь электроэнергию».
- Как вы экономите электроэнергию дома? В школе? (Выключаем лишние электроприборы, выключаем свет.)
- Какими способами добывают каменный уголь?
- Открытым способом на угольных разрезах. (Кедровский разрез.)
Закрытым способом в шахтах. (Шахта Бутовская, шахта Северная.)
- Люди, какой профессии добывают уголь? (Шахтёры.)
(Выступление ученицы с сообщением «Мой папа – шахтёр». Показ фотографий, слайдов.)
Применение каменного угля в народном хозяйстве.
Выступление четвёртой группы детей с сообщением по теме «Использование каменного угля».
(Из каменного угля получают пластмассы, краски, лекарство, мех, резину.)
Вывод. Каменный уголь – важное химическое сырьё.
- При добыче угля открытым способом происходят изменения в природе. Угольные разрезы должны восстанавливать почву, то есть проводить рекультивацию.
- Какие мероприятия вы можете предложить для восстановления почвы? (Высадка деревьев, кустарников.)
- Давайте прочитаем слова А.М.Горького: «Человек должен устраивать свою землю так, как он привык устраивать свой дом, своё жильё».
- Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов.
Обобщение.
- Что положительное получает человек при использовании угля? (Топливо, электричество, краски, резина, ткани, лекарства.)
- Что отрицательное получает человек при использовании угля? (Разрушение почвы, загрязнение атмосферы, копоть, сажа, не возобновляется.)