Ф.И.О. студента Сидоркина Юлия Олеговна
Цель урока: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе и познакомить с ярусами леса.
Этап урока | Образовате льная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимокон троля и самоконтр оля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные) | Личностные |
1.Организационный этап | Настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | Словесный (рассказ) | Ребята, закройте глаза и представьте, что вы оказались в чудесном месте, где вокруг вас растёт много растений, живут много разных животных. Подставьте свои лица солнечным лучам и улыбнитесь, откройте глаза. | Настраиваются на урок | Фронтальная | Интерактивная доска, компьютер, колонки, учебник 1 часть Плешакова, тетрадь в клеточку, презентация | Самоконтроль | Формирование мотивации к обучению | Р.: умение оценивать правильность выполнения действий. К.: умение слушать и понимать речь других. | Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2.Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания. | Организует актуализацию опорных знаний Организует проверку домашнего задания индивидувльно. | Словесный (тест) | И так, ребята! Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке, какая тема была, что узнали? Домашним заданием было подготовиться к мини- тесту по теме прошлого урока «Земля кормилица». Раздаю тест и начинаем его выполнять. На 5-10 минут. | Отвечают на вопросы. Мы вели разговор о земле- кормилице, какая есть почва, для чего она. Выполняют тест. | Фронтальная Индивидуальная | Учебник 1 часть Плешакова. Карточки с тестом (приложение 1) | Взаимоконтроль \ Самоконтроль | Сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; | К.: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р.: осуществление контроля, действия с материалом в уме, сохранение учебной задачи П.: формулирование выводов по результатам наблюдений; поиск нужной информации. | Л.: активизация самостоятельности |
3.Определение темы урока. Постановка цели урока. Изучение нового материала | Уметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока, организовать и направить к восприятию нового материала; Рассказ учителя о лесе. Введение понятий «природное сообщество». | Словесный (рассказ), наглядный (видео) | Чтобы узнать новую тему урока и назвать цель урока, нам нужно отгадать загадку: Там береза, там осина, Есть и елка, и сосна, Густо все растет, красиво, Только неба гладь видна. У грибников свой интерес, Чтоб ужин подарил им... Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему? Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Чтобы нам узнать какие ярусы существуют, мы посмотрим видеоролик про лес. И ответим на этот вопрос. Мы узнали, что на 1 и 2 ярусе мы встретим деревья, на 3 ярусе располагаются кустарники... Что находится ниже кустарников? Запишите в тетрадь, что такое лес и его ярусы. | Отвечают на вопросы, делают предположения относительно темы, цели и задач урока. Слушают учителя, отвечают на вопросы Лес Живые организмы, из которых он состоит, не просто живут на одной территории, а взаимодополняют друг друга Смотрят видеоролик про лес. Делают записи в тетради. | Фронтальная Индивидуальная | Интерактивная доска, компьютер, колонки, учебник 1 часть Плешакова, тетрадь в клеточку, презентация | Взаимоконтроль | Формулируют свои мысли. Освоение понятий. | К.: уметь высказывать свое мнение в доступной форме, уметь оформлять свои мысли в устной форме П.: уметь находить и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществляют поиск и выделение необходимой информации; структурирование осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р.: ориентируются в учебнике; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
4.Работа по теме урока | Организует работу над новой темой в парах | Словесный (рассказ), практический (таблицы) | Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. А теперь поработаем в парах. У вас на столах таблички. А на слайде названия растений. Распредели растения леса по ярусам: Деревья Кустарники Травы. ели сосны березы осины малина смородина калина шиповник костяника кислица ландыши Познакомимся в учебнике с живыми организмами леса, построим цепочку питания. (124 -125.) Запишем их в тетрадь. | Работа с учебником, отвечают на вопросы. Делают работу в парах. | Фронтальная Парная Индивидуальная | Интерактивная доска, карточки, учебник 1 часть Плешакова | Взаимоконтроль | Освоение понятий, организация деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий | П.: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; Р.: ориентируются в учебнике; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К.: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; | Оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают |
5.Физкультминутка | уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала | Практический (игра) | Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.) Ветки гнутся взад-вперёд, Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.) Будем вместе приседать — Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.) Мы размялись от души И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты.) | Учащиеся повторяют за учителем. | Индивидуальная | Интерактивная доска | Самоконтроль | Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала; эмоциональная «встряска» учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний; | Р.: пошаговый контроль своих действий, | Умение оценить важность здорового образа жизни |
6. Закрепление знаний по новой теме | Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения, проверить уровень усвоения и понимания нового материала. | Словесный (рассказ), Наглядный(иллюстрирование) | Вспомним правила поведения в лесу. Вот теперь ещё раз посмотрите на картину и скажите: почему лес является, природным сообществом? Какое природное равновесие существует между животными и растениями в лесном сообществе? Но вначале вспомним, что такое природное равновесие. Природное равновесие – это … – Можно ли сказать, что здесь существует природное равновесие в лесном сообществе. (Мышь-сова, лес-река) А почему? Итак, лес для всех своих обитателей – это дом, убежище, столовая. Каждый связан с соседями, а через них с другими животными и растениями. Взаимные связи сложны, они переплелись как нитки. | Говорят правила поведения в лесу. Отвечают на поставленные вопросы Пищевые цепочки. Природное равновесия. Если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки, нарушится экологическое равновесие | Фронтальная | Учебник 1 часть, Интерактивная доска с презентацией | Взаимоконтроль | Уметь представить полученную информацию. | Р.: планирование, прогнозирование. П.: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Учащиеся проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий. |
7.Итоги урока | Обобщение полученных на уроке сведений. | Словесный | Чему вы научились на уроке? Почему лес называют природным сообществом? Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников. | Отвечают на вопросы, делают выводы по пройденному материалу. | Фронтальная | Учебник | Взаимоконтроль | Уметь формулировать и делать выводы по пройденному материалу на уроке. | П.: контроль и оценку процесса деятельности во время урока, что они запомнили. Р.: оценивают собственную деятельность на уроке. | Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению |
8.Рефлексия | Заключительная беседа. | Практический | Ой, посмотрите, что это? (на доску прикреплено дерево) Посмотрите, у вас на столах лежат листочки оранжевого, желтого и зелёного цвета. Ребята, я попрошу вас показать с помощью листочков, какое впечатление вы получили от сегодняшнего урока. Если вам урок понравился и вы все поняли, то прикрепите зелёный листок, если урок вам не понравился, но что-то вы не выяснили для себя прикрепите, пожалуйста оранжевый листок. | Выполняют задание. | Индивидуальная | Листочки оранжевого и зеленого цвета. | Самоконтроль | Эмоциональный контакт, выявить эмоциональное состояние и степень удовлетворённости работой. | П.: осуществляют рефлексию способов и условий действия. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
9.Д/з | Домашняя работа | Словесный | Пересказ параграфа, ответить на вопросы. | Записывают домашнее задание. | Индивидуальная | Дневники | Самоконтроль | | | |