Тема урока | Охрана природы осенью |
Цель урока Задачи урока | Научить обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе. 1. Познакомить учащихся с представителями природы из Красной книги (грибом-бараном, водяным орехом, уткой-мандаринкой) 2. Познакомить с правилами охраны природы осенью, правилом сбора даров природы. 3. Формировать универсальные учебные действия в выполнении правил охраны природы. 4. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. 5. Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе. 6. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в группе. |
Планируемый результат обучения | Предметные результаты: - знать правила охраны природы осенью; - знать правила сбора грибов, ягод, орехов; -знать нормы поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору; - уметь находить взаимосвязь между жизнедеятельностью человека и осенней природы. Метапредметные результаты: коммуникативные(работа в группах); познавательные: умение рассказывать о правилах охраны природы с помощью рисунков, умение извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России; умение предлагать меры охраны изучаемых объектов на основе полученной информации; умение использовать дополнительную литературу, регулятивные(умение точно выражать свои мысли) Личностные результаты: - понимать необходимость соблюдения правил охраны природы при сборе её даров осенью; - осознавать важность изучения страниц Красной книги. В результате изучения темы обучающиеся научатся: выполнять правила сбора грибов, ягод, орехов, правила поведения по отношению к перелётным и зимующим птицам, к животным в предзимнюю пору, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. |
Методы | Беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, работа в группе, в паре. |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство. Музыка. Литературное чтение. |
Оборудование. | у учителя: учебник «А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир»; рабочая тетрадь «А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир»; презентация к уроку; запись песни «Наступила осень»; репродукции картин и фотографии с видами осенней природы; увеличенные ксерокопии значков-предупреждений со с. 114—115 учебника; макет дерева на доске у учащихся: учебник; рабочая тетрадь; конверты с пазлами (значки-предупреждения), цв. карандаши, кл. карандаш, листки с тестом. |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Ι. Организационный этап. | Регулятивные: организовать рабочее место. | Улыбнёмся солнышку. Дадим друг другу руку. Поднимем настроение Себе и другу. - Проверим посадку: - Ноги на месте? - Руки на месте? - Локти у края? - Спина какая? | Самоконтроль готовности. Настрой на работу. - На месте. - На месте. - У края. - Прямая. |
ΙΙ. Актуализация знаний, постановка учебной задачи. 1. Проверка домашнего задания. Работа в паре. | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | - Прочитайте стихотворение и подчеркните правила здоровья в тексте. Чтоб здоровье сохранить, Организм свой укрепить, Знает вся моя семья Должен быть режим у дня. Следует, ребята, знать Нужно всем подольше спать. Ну а утром не лениться– На зарядку становиться! Чистить зубы, умываться, И почаще улыбаться, Закаляться, и тогда Не страшна тебе хандра. У здоровья есть враги, С ними дружбы не води! Среди них тихоня лень, С ней борись ты каждый день. Чтобы ни один микроб Не попал случайно в рот, Руки мыть перед едой Нужно мылом и водой. Кушать овощи и фрукты, Рыбу, молоко, продукты - Вот полезная еда, Витаминами полна! На прогулку выходи, Свежим воздухом дыши. Только помни при уходе: Одеваться по погоде! Ну, а если уж случилось: Разболеться получилось, Знай, к врачу тебе пора. Он поможет нам всегда! Вот те добрые советы, В них и спрятаны секреты, Как здоровье сохранить. Научись его ценить! | Принятие учебной задачи. Демонстрация знаний, умений. Работают в парах.Каждая пара выполняет задание, обсуждает ситуацию, находит решение, а затем сообщает о нем. Формулировать ответы на вопросы. Работать с информацией, представленной в форме стихотворения. |
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | 1. - Ребята, догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке? Я прочту стихотворение, а вы угадайте последнее слово. Окружающий нас мир интересно познавать! Его тайны и загадки мы готовы разгадать! Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это всё вокруг – … - Ребята, кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? | природа! |
ΙV. Первичное усвоение новых знаний. 1. «Путешествие» по осеннему лесу. Физкультминутка 2. Повторение сведений о Красной книге. 3. Работа в группах. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | - Ребята, а кому из вас приходилось бывать в осеннем лесу? Давайте все сейчас представим себя на прогулке среди осенних деревьев. Слайд №1 «Лесная тропинка» - Разведем руками ветки. И вот мы вступили на лесную тропу. - Оглядимся вокруг, посмотрим под ноги. Вслушаемся в звуки леса. Вдохнем лесной воздух. - Скажите, что и кого можно увидеть в осеннем лесу. Что почувствовать? - Ребята, а теперь скажите, какие дары готовит для нас осенний лес? Что мы можем принести домой из леса? (Грибы, орехи, ягоды) Слайд № 2 «Осенние дары» - Вот как раз и гриб! Слайд №3 «Гриб- баран» - Вам знаком этот гриб? Я тоже его не встречала. Давайте посмотрим на экран и прочитаем, что это за незнакомый нам гриб. - Продолжим наше путешествие по осеннему лесу. - Вот тропинка привела нас к озеру. Что за листья видим мы на поверхности воды? Слайд №4 «Водяной орех» - Давайте познакомимся с этим растением, который называется водяной орех. - Ребята, посмотрите — по озеру плывут птицы. Слайд №5«Утка- мандаринка» - Ребята, мы познакомились с грибом, орехом и птицей. Кто запомнил их названия? - Как вы думаете, почему мы их не знаем и не встречаем нигде? - Кто помнит, что такое Красная книга? (Учащимся показывается Красная книга.) Во многих странах созданы Красные книги, которые содержат сведения о редких растениях и животных. Красная книга России полностью называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений». - Красный цвет для обложки этой книги выбран не случайно. Как вы думаете, почему? - А ещё каких животных и растения из Красной книги вы знаете? Слайд №6«Красная книга» - А теперь давайте подумаем, почему эта книга такая толстая? Это хорошо или плохо, что она такая толстая? - А теперь представьте себе, что все знакомые нам растения, животные попали в Красную книгу. Как будет выглядеть тогда наша Земля? - Что зависит от нас, чтобы такого не случилось? - Подумайте, в каких делах мы можем проявить свою любовь к природе. С помощью каких мер можно охранять жителей природы? - Я не зря рассадила вас по группам. Каждая из наших групп — команда спасателей природы. Перед вами лежат пазлы. В этих пазлах «зашифрованы» правила охраны природы осенью. Собрав их, вы увидите значки с правилами, за которые вы ответственны в нашем путешествии. Расскажите о них по этим рисункам. Сначала подумайте сами, а потом проверьте себя по учебнику на стр. 114-115. | (Учитель, а вслед за ним и дети делают соответствующее движение.) Выражение своих чувств, мыслей. Доклад детей Чтение текста в презентации. Доклад детей Чтение текста в презентации Доклад детей Чтение текста в презентации (Они редко встречаются в природе. Причиной их исчезновения стала неразумная деятельность людей.) (Красный цвет – сигнал тревоги, опасности (пример – светофор) (снежный барс, фламинго, кулан, беркут, джейран, белый журавль стерх, лебеди и мн. др.) (Не ломать деревья, не рвать цветы, не ловить бабочек…) Работа в группах. (Каждая группа собирает пазлы, работает с двумя значками, обсуждает свои варианты, находит соответствующий абзац учебника, затем один из группы находит такой значок у учителя, после чего каждый значок прикрепляется к доске. Один ученик из группы зачитывает абзац учебника) |
V.Первичная проверка понимания. Оздоровительная минутка для глаз. | Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - уметьучаствовать в учебном диалоге | - Команды спасателей природы вооружились знаниями о защите природы, и мы продолжаем наше путешествие. Слайд №9 «Сломанное дерево» (Звучит тревожный сигнал, на экране появляется сломанное дерево) - Что случилось? Какая команда может прийти к нам на помощь? Что мы можем сделать? - Вот мы сделали доброе дело и можем продолжить путь по лесу, полному удивительных тайн и загадок. Слайд № 10 «Растоптанный гриб» (Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок растоптанного гриба) - Люди в лесу наступают на грибы, срывают и бросают их. Кто объяснит правило, которое поможет исправить эту ситуацию? - Продолжим наше путешествие. Слайд № 11 «Ёжик» (Звучит тревожный сигнал, на экране появляется рисунок ёжика в коробке) - Мальчик нашел в лесу ёжика и принес его домой. Ребята, как вы думаете, нужна ли помощь ёжику? Грозит ли ему опасность? Какая команда придёт к нам на помощь? - Ребята, вот мы и закончили наше путешествие. Нам остается только опять раздвинуть ветки деревьев и оказаться в классе. - Давайте и мы с вами постараемся жить в дружбе с природой, дарить ей добро, заботу.. - Как бы красиво, как бы хорошо, уютно ни было в осеннем лесу, нам нужно возвращаться в класс. Давайте последний раз оглядимся вокруг себя, проверим, не оставили ли мы после себя мусор. Все хорошо, можно возвращаться в класс. С новыми знаниями и желанием быть помощниками, друзьями природы. - Закройте глазки и сделайте глубокий вдох, выдох. Как легко дышится в осеннем лесу. Откройте глазки. Посмотрите вверх, какое чистое, голубое небо, совсем, как летом. Посмотрите влево. Какие красивые, точно золотом расшитые платьица подарила осень березкам. Посмотрите вправо. А высоким стройным елям осень разрешила остаться в своих зеленых нарядах. Посмотрите вниз. Как много под ногами разноцветных листочков, даже жалко ходить по такой красоте. | Выражение своих чувств, мыслей. ( Посадить дерево) (Ответы 2 группы) (Выступление учащихся 3 группы) |
VΙ. Первичное закрепление. | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; | - А сейчас давайте ещё раз вспомним, о каких спасательных операциях говорили мы во время путешествия - Молодцы, ребята! | о том, что надо посадить дерево; постараться не обламывать ветки орешника, оставлять часть орехов лесным животным, не обрывать без необходимости гроздья рябины, не повреждать грибницу у грибов во время их сбора, грибы не выдёргивать, срезать или аккуратно выкручивать, не обижать пауков и других животных и птиц |
VΙΙ. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | Тест - Давайте вспомним правила поведения в лесу. Мы в гостях у природы.Я зачитываю отрывки, если вы думаете, что так делать нельзя, закрасьте кружок красным цветом, а если всё правильно, то закрасьте зелёным. 1. Во время прогулки по лесу мы замёрзли и поэтому быстро наломали веток и разожгли костер. 2. В лесу было так много грибов, их мы срезали ножиком. 3. На месте старого погибшего дерева посадили молодое деревце. 4. Грибы, которые мы не знали, сбивали палкой. 5. Во время отдыха на полянке мы поели, а пакеты и банки аккуратно сложили под деревом. 6. По дороге мы увидали маленького ёжика и решили его взять домой. 7. В лесу мы набрали полные корзинки орехов, а также нарвали много рябины, так как она была такая красивая. 8. Для зимующих птиц мы смастерили кормушки. | Закрашивают кружок нужным цветом. |
VΙΙΙ. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | Тетрадь - с. 66-67 з. 1,2, с. 69 з.5 | Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |
ΙX. Итог урока. Рефлексия . | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; | - Сегодня на уроке мы говорили о добрых делах для нашей прекрасной природы. Природа может жить и без человека, а вот без природы человек не проживет. Он сам - часть природы и все необходимое для своей жизни берет из дома - природы. Живет природа - живет и человек. Значит, природа и человек - неразделимы. Охранять природу- это охранять Родину, а значит охранять себя. - Теперь все вместе, как настоящие товарищи, попробуем хором прочитать вывод нашего учебника. - Довольны ли вы своей работой на уроке? Давайте оценим свои знания. - Чему мы должны были научиться на уроке? - Чему мы научились? - Для чего нужны нам полученные знания? | (Учащиеся зачитывают вывод урока на с. 117 учебника.) Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |