Тема урока | Город на Неве |
Педагогические цели | Познакомить с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города, историей его основания. Прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам старины. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) | |
Личностные результаты | Проявление интересов к учебно-познавательной деятельности; Понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов деятельности; Анализ своих действий и управление ими. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: Планирование своих действий для решения задач; Выполнение действий по намеченному плану; Оценивание своих достижений; Ориентирование в полученных знаниях; Самостоятельно формулирование темы и цели урока; Принятие и сохранение учебной задачи; Прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: Извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Использование знаково-символических средств для решения учебных задач; Установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение; Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока; |
Основное содержание темы, понятия и термины | Санкт-Петербург, река Нева, северная столица, план, герб, достопримечательности, Петропавловская крепость, медный всадник, |
Образовательные ресурсы | Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. 2 часть, Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 кл. 2 часть. |
Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
Организация начала урока. 2 мин | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Здравствуй, ребята! Начинаем мы урок, Ты готов к нему, скажи? Что на парте, покажи. На уроке не зевай, смело руку поднимай! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Наблюдение учителя. |
Актуализация знаний. 3 мин | Фронтальная. Словесная. | Сегодня мы отправляемся путешествовать по стране. И я предлагаю самостоятельно определить направление путешествия. Слайд 1. На слайде показаны фотографии города в который мы отправимся. Он царя Петра творенье, Город славы, город-сад. Кораблей заморских флаги, Вдоль Невы дворцов парад. Почитай, годков так триста – Это город на Неве. Пётр воздвиг его как пристань, Сделал память о себе. Известна ли вам Северная столица России, город на Неве? О каком городе так говорят? В честь какого царя назвали этот город? Кто был в Санкт-Петербурге? Расскажите. Слайд 2 | Отвечают на вопросы. | П – осуществляют логические действия, используют различные способы поиска информации. | Наблюдение учителя. |
Постановка учебной цели. 2 мин | Фронтальная. Словесная. Практическая. | Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? Прочитайте на стр 108 учебника тему и какие учебные задачи нам предлагает Муравей Вопросик? Слайд 3 | Отвечают на вопросы. | П – осуществляют логические действия, используют различные способы поиска информации. | Наблюдение учителя. |
Изучение нового материала. 10 мин | Индивидуальная. Фронтальная. Практическая. Работа с учебником. | Слайд 4 Санкт-Петербург - город расположен на реке Неве. Его основал царь Пётр Первый примерно 300 лет назад. 16 мая 1703 года в устье реки Невы был заложен Санкт-Петербург. Откройте учебник на стр 108 и прочитаете текст. Слайд 5 Найдите в учебнике герб Санкт-Петербурга (стр 109). -Что на нём видим? Герб Санкт-Петербурга (цветное изображение) представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей — морского (наискось слева направо от зрителя, лапами в верхнем левом от зрителя углу щита; имеет две лапы и поперечную деталь ) и речного (наискось справа налево от зрителя, лапами в верхнем правом от зрителя углу щита; имеет четыре лапы и лишен поперечной детали ), положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом. Щит увенчан императорской короной с двумя выходящими из неё андреевскими лазоревыми лентами. За щитом два положенных накрест золотых, украшенных алмазами и эмалью российских скипетра, соединённых андреевской лазоревой лентой. Исторический герб Санкт-Петербурга, утвержденный в 1730 году, подтвержденный в 1780 году, дополненный в 1857 году, никогда не отменявшийся и вновь введённый в употребление в 1991 году, является старейшим и основным официальным символом Санкт-Петербурга. Слайд 6 В Санкт- Петербурге много достопримечательностей. Теперь откройте стр 109, прочитайте, посмотрите на картинки и опишите их. Слайд 7 Санкт - Петербург называют Северной Венецией. Здесь много рек, каналов. Поэтому и большое количество мостов. В летнее время в Санкт- Петербург приезжает много туристов полюбоваться белыми ночами и увидеть как разводят мосты. Но достопримечательностями этого города являются не только разводные мосты. Например, очень известен мост украшенный скульптурными композициями Клода – Аничков мост, а у Египетского моста вы увидите сфинкса. Слайд 8 В Санкт- Петербурге много храмов, соборов, церквей. Самые известные - Исаакиевский и Казанский соборы. Слайд 9 Пётр Первый решил построить здесь новую современную столицу России. Строительство Петербурга началось с сооружения на Заячьем острове Петропавловской крепости. Петропавловский собор с его необычным золоченым шпилем долгое время считался самым высоким зданием в России. ( чтение статьи учебника на стр 111) Слайд 10 Санкт – Петербург – город музеев. В Петербурге 47 музеев. Один из самых крупных музеев мира – Эрмитаж. Он находится в здании зимнего дворца. Слайд 11 И по сей день чаруют своей красотой загородные дворцы императорской семьи в окрестностях Петербурга, окружённые живописными парками. Очень красив и знаменит - Петергоф. Слайд 12 В Санкт – Петербурге несколько памятников Петру I. Одним из символов города Петрова считают именно этот памятник Петру, поставленный на Сенатской площади по указу императрицы Екатерины II. Чаще его называют Медный всадник. ( чтение статьи учебника на стр 112) | Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопросы. | Р - принимают и сохраняют учебные задачи, владеют навыками познавательной и личностной рефлексии. | Наблюдение учителя. |
Физкультминутка. 3 мин | Коллективная. Практический | Потрудились? Отдохнем: Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, ровно стать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили И улыбки подарили. Присаживайтесь. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке. | Правильное выполнение движений |
Первичное закрепление материала. 15 мин | Индивидуальная. Фронтальная. Практическая. Работа с учебником. | Чтобы убедиться в том, как хорошо вы запомнили город на Неве – Санкт-Петербургом и его достопримечательности, я предлагаю вам ответить на тест. Вопрос № 1. Какой правитель основал Санкт - Петербург? Иван Грозный; Юрий Долгорукий; Пётр Первый.
Вопрос № 2. Из какого камня вытесан памятник Петру Первому? из мрамора; из известняка; из гранита. Вопрос № 3. Каков приблизительно возраст Санкт - Петербурга? 313 лет; 500 лет; 1000 лет. Вопрос № 4. Какой музей находится в Зимнем дворце? Кунсткамера; Эрмитаж; Русский музей. Вопрос № 5. Какой собор находится не в Санкт - Петербурге? Казанский собор; Исаакиевский собор; Покровский собор. Вопрос № 6. На какой реке стоит Санкт - Петербург? на Волге; на Лене; на Неве. Вопрос № 7. В какое время дня в Санкт - Петербурге раздаётся выстрел сигнальной пушки? в 9 часов утра; в 12часов дня; в 9 часов вечера. Предлагает проверить полученные знания, открыв печатную тетрадь на страницах 70-71, выполнив задание №1,2. Слайд13,14. Видео ролик | Отвечают на вопросы. Решаюттест, упражнения. | П –применяют теоретические знания на практике Пр. – объясняют действия при решении различных задач | Наблюдение. Взаимопроверка. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). 3 мин | Фронтальная. Словесный. Беседа | Кто основал Санкт – Петербург? На какой реке стоит этот город? С возведения какого сооружения началось строительство Санкт - Петербурга? - Что вам понравилось на уроке? - О чём захотелось узнать побольше? На этом наше путешествие заканчивается. | Учащиеся рефлексируют свои действия, проделанные во время урока. | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке К. – умение выражать свои мысли Л. - смыслообразование | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
Домашнее задание. 2мин | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Большое спасибо за работу. Ваше домашнее задание- Повторить по учебнику с108-113 Рабочая тетрадь – упр 4,5. Слайд 15. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Наблюдение учителя. |