«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» г. Оренбурга.
Урок окружающий мир (человек, природа, общество).
2 «а» класс. (программа III вид; вариант 3.2)
Дата: 12.10.18.
Учитель: Мартынова Светлана Алексеевна
Тема урока: Родная страна. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, гимн, флаг).
Цель урока: формировать познавательный интерес о многонациональной стране Россия.
Задачи урока:
Образовательная: актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.
Коррекционно – развивающая: Развивать у учащихся коммуникативные навыки, речь, развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развивать мыслительные процессы и операции, развивать координацию движений, формировать пространственно-временные ориентировки.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Планируемые результаты:
Предметные: узнают полное имя своей родной страны; познакомятся с целями и задачами раздела и урока; научатся приводить примеры народов России, различать государственные символы России, уважительно относиться к Родине, её символам.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; осуществлять поиск и сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: энциклопедии, краеведческая литература, рисунок, таблица, тексты СМИ).
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, по исправлению ошибок.
Личностные:
Коммуникативные: вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя.
Методы:
Осязательный
Словесный
Поисковый
Проблемный
Системно-деятельностный подход.
Формы организации урока:
Индивидуальная
Фронтальная
Тип урока. изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» 2 класс; флаг, герб, ноутбук.
Ход урока.
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Перемена пролетела, Дверь певуче заскрипела. Мы вошли тихонько в класс И урок начнем сейчас.
Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться!
2.Актуализация знаний.
Какая самая большая звезда на небе? (Солнце.)
- Можно ли все светящиеся точки на небе назвать звёздами? Что это за небесные тела?
Вы назвали планеты в какой последовательности? (В порядке удаления их от Солнца.)
Какая самая большая планета? (Юпитер.)
Какая планета проходит самый маленький путь вокруг Солнца? (Меркурий.)
— Сколько планет в Солнечной системе? (8.)
- Как называется планета, которая окружена кольцами огромных размеров? (Сатурн.)
- Как называется красная планета? (Марс.)
— На какой планете есть жизнь? (Земля.)
- Как называется планета на которой мы живём? (Земля)
3.Определение темы и цели урока. Мотивация к учебной деятельности.
Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. М. Матусовско-го, муз. В. Баснера).
4. Самоопределение к деятельности.
- Кто из вас догадается, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей)
- Сегодня мы поговорим об истории нашей страны, ведь каждый из нас является жителем России и её гражданином. И все мы рано или поздно задаём себе вопросы: «Кто мы? Откуда мы? Что такое Родина? С чего она начинается? Какие есть символы у нашей страны?».
Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?
«Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом - Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями и друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью».
Усвоение знаний и способов действий.
- Как называется наша Родина? (Наша Родина - Россия.)
— Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске-Камчатском наступает полночь.
Мать Россия моя, С чем тебя мне сравнить, Без тебя мне не петь, Без тебя мне не жить.
Все, что в сердце моём, Все, чем в жизни живу, Все, что было и есть, Я Россией зову.
Вот она какая, Россия - Русь, широкая и великая! И везде живут люди. А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне.)
Но национальности у россиян разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 150 национальностей, народностей и этнических групп.
Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордовы, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. По-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.
— Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: « ...государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независим^ от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
- Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны.)
- В Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?(Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.)
- Во всём мире люди обращают взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: «Вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна». И люди знают, что у их страны многовековая и славная история, что их предки под этими знамёнами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят. И душа наполняется гордостью за своё Отечество. Человек гордится Родиной - значит готов помогать ей, готов защищать ее.
На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Но исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа: Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Поэтому эти символы называются государственными.
6. Физминутка – палчиковая гимнастика.
Раздвигайте круг пошире.
Становитесь в круг играть.
Мы - веселые лучи.
Мы — резвы и горячи. (Прыжки на месте.)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Раз, два — вперед нагнуться! (Наклоны вперед.)
Три, четыре — быстрей чуть-чуть!
Приподняться, подтянуться, (Прогнулись, руки вверх.)
Глубоко потом вдохнуть.
Раз, два — назад прогнуться,
Не сгибать колен ничуть.
Раз, два, три, четыре,
Взмах руками, ноги шире! (Махи руками.)
Раз, два, три, четыре, пять! (Прыжки на месте.)
Стали бегать и скакать!
7. Закрепление знаний и способов действий.
- Что такое герб? Где можно увидеть герб? (Ггрб - эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах.)
Главный символ любого государства - его герб. В нём в образной форме выражена государственность страны.
- Рассмотрите герб современной России. Что на нём изображено? Что вы знаете об истории современного герба России?
На Руси в некоторых княжествах, в частности Московском, задолго до принятия христианства символом был сражающийся всадник. Его называли Ездец. Он сражается со Змием - олицетворением зла. В образе змия - Змея Горыныча из русских сказок — наши предки представляли орды кочевников (печенегов и половцев), своими набегами терзавших русскую землю.
После крещения Руси Ездец старанием церкви превратился в Святого Георгия Победоносца.
Герб России - двуглавый Орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырех столетий олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов!
Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях Орла - образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.
Грудь Орла, защищенная щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских. И недаром на пороге XXI века двуглавый Орёл снова становится символом России.
— Что такое флаг? (Флаг — прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов.) Где можно увидеть флаги?
Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означало «ожигать, озарять, гореть».
Из глубины веков пришёл в нащи дни нынешний Российский государственный флаг. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего и нижняя - красного цветов. Именно такой флаг развевается сейчас над Кремлём в Москве. Именно он символизирует нашу Родину с её очень непростой судьбой и её славным прошлым. Флаг как бы напоминает нам: предки ваши всё выдержали, значит, выдержите и вы. Трёхцветный флаг появился в России еще в XVII веке.
Откуда же взялись эти три цвета Российского государственного флага? Есть предположение, что Пётр Первый позаимствовал эти цвета у древнего города Москвы. Белый конь, синий плащ, красное поле - основные цвета этого древнего символа Москвы. Красный, белый и синий цвета были широко распространены в одежде русского народа. По русским понятиям XVII-XIX веков белый цвет символизировал мир, чистоту, правду, благородство; синий цвет символизировал небо, верность, веру; красный цвет - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.
- Часто ли вам приходится встречать Государственный флаг России? Где? В какой ситуации?
- Послушайте Государственный гимн России. Учащиеся слушают Государственный гимн России стоя.
- Какая это музыка по характеру? (Торжественная музыка, красивые слова. Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.)
Помимо флага и герба высшим символом государства является гимн - тожественное музыкальное произведение. В переводе с греческого языка гимн – это торжественная песнь. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают. Так они проявляют уважение к государству, чей гимн звучит.
- Знаете ли вы слова нового гимна России?
-Часто ли вам приходится слышать Государственный гимн России?
8. Первичная проверка понимания.
1. Работа по учебнику стр. 5.
Учитель читает гимн.
- Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы попробуйте догадаться что это? (гимн)
2. Вопросы:
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей стране?
Что такое символ?
4.Какой город является столицей России?
Какие символы государства вы знаете?
Что означает слово «герб»?
Что изображено на гербе России?
Что означает орёл на российском гербе?
8. Опишите флаг России.
Что означает каждый цвет на флаге?
Что означает слово «гимн»?
Как слушают гимн на церемониях?
Когда можно услышать гимн?
- Молодцы! Вы хорошо поработали. Какие чувства вы испытали на сегодняшнем уроке?
8. Рефлексия учебной деятельности (Итог). Домашнее задание.
- Ребята, у вас на партах лежат солнышки и тучки, кому понравился наш урок, кто все понял, кому было комфортно на уроке - поднимите солнышко. Кому было непонятно, не комфортно - поднимите тучку.