Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира. Улыбнитесь друг другу, садитесь. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спинка? Прямая! –Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек всё делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах, особенно если рядом с ним верные друзья. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Подготовка к работе на основном этапе. | - По какому разделу мы сейчас работаем? (раздел называется «Условия жизни на Земле»). -О каких условиях жизни на Земле вы уже знаете? (О солнечном свете и тепле, о воздухе). - Как вы думаете, что ещё является условием жизни на земле? Подумайте. –Без чего ещё не может жить человек, да и другие живые существа? Ответ на этот вопрос вы узнаете, отгадав загадку: | | В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять. - Это вещество - вода. | | -Вы уже кое-что знаете о воде. Сейчас мы определим это. Тест по теме «Вода». (Приложение 1). У вас есть набор букв А, Б, В. Поднимайте ту букву, которая показывает правильный ответ на вопрос. - Всё, что вы знаете о воде, вам пригодится сегодня для изучения новой темы. | Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Определение темы и цели урока. Постановка учебной задачи: - Как же мы сформулируем тему урока? («Вода – условие жизни на Земле»). - Какие цели поставим перед собой? Возможные ответы детей: - Узнать, возможна ли жизнь на нашей планете без воды? - И почему именно вода необходима для жизни на Земле? - Сколько воды надо человеку? - Как беречь водные ресурсы? На эти вопросы мы должны будем ответить в течение урока. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Реализация построенного проекта | Открытие учащимися нового знания. 1) - Как вы думаете, много ли воды на Земле? - Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одного цвета. Какого? (голубого) - А как вы думаете, почему? - Правильно. Моря, океаны, реки, озёра нашей планеты занимают намного больше места, чем суша. Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, то все океаны, моря, реки и озёра разлились бы по его поверхности, а наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Вода повсюду. И в воздухе в виде облаков, и под землёй (подземные воды). Вода входит в состав любого живого организма. Б) Создание кластера. - А для чего нужна вода? У вас на столах лежат картинки. (Приложение 2) Выберите, пожалуйста, из них те, которые вам помогут рассказать, для чего нужна вода. Прикрепляйте картинку на доску вокруг картины «Водоём» и расскажите по ней. (Вода необходима для приготовления пищи, бытовых нужд, мыться, стирать; в сельском хозяйстве, в промышленности, без неё не могут ни растения, ни животные, ни человек; море, река - это удобная дорога, место отдыха и многое другое). 2) Работа в паре. Вспоминаем известное. - На стр. 23 сверху вашего учебника вопросы. Обсудите их с соседом по парте. Участник А отвечает на 1 вопрос. Участник Б отвечает на 2 вопрос. (по 20 сек) - Итак, послушаем ваши ответы… - Теперь прочитайте самостоятельно в учебнике текст на стр.23. - Итак, что же происходит с человеком, когда его организм не получает достаточного количества воды? (обезвоживается) Сколько может прожить человек без воды? Учитель обобщает: -Без воды жизнь на нашей планете не могла бы существовать. Она является необходимым компонентом живых клеток, вода нужна каждой клеточке живого организма: мягким тканям, костям, скелету, печени, скелетным мышцам, мозгу, крови и т.д. 3)- На стр.24 учебника рассмотрите иллюстрации и ответьте, от чего зависит многообразие растений в разных частях земли? Например, в широколиственных лесах, в вечнозелёном тропическом лесу и в пустыне. Возможные ответы детей: от климата, от влажности. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; |
Включение в систему знаний и повторение. | Охрана водных ресурсов. 1)Беседа. - Вода – одно из самых главных богатств. Трудно представить, что бы случилось, если бы исчезла пресная вода, а такая угроза существует. - Почему? (воду не берегут, засоряют) - Какие источники загрязнения воды вы знаете? 2)Создание кластера. У вас есть картинки на столе. Выберите из них те, которые говорят нам о загрязнении водоёмов. Прикрепите их на поверхность водоёма. Чтение стихотворения учеником. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. | На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить. | | Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
Рефлексия учебной деятельности | Незаконченное предложение (скажите о себе): - Самым интересным для меня было…, потому что… . - Самым скучным для меня было… потому что… . - Теперь бы я еще хотел узнать о … потому что… . Домашнее задание по выбору: Стр.26 по учебнику, подготовить рассказ о том, почему нужно охранять водоёмы и реки, беречь воду. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |