Оргмомент. Постановка целей и задач урока. Активизация внимания - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь! - Сегодня на уроке у нас будет серьёзный разговор. Поэтому внимательно слушайте! Запоминайте! Активно на уроке отвечайте! Говорите чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. - Какое у вас настроение? - Какой сейчас урок? - Какая сегодня погода? - Снимите аппараты, наденьте наушники. (за экраном) - Рома, ты слышишь? (за экраном) - Максим, ты слышишь? - Рома, спроси у Даши кто сегодня дежурный? - Даша, кого нет в классе? Речевая зарядка. - Будем правильно говорить звук «р». р_____а ра Россия пр___ а пра права гр____а гра граждане стр___а стра страна Прочитай на одном выдохе, соблюдая ударение и правила орфоэпии. Граждане России имеют права. Поисковый этап - Несмотря на дождливую, пасмурную погоду, у нас в классе появилось солнышко, без которого нет жизни на Земле. (Учитель прикрепляет солнышко к доске). - Оно поможет нам понять, что самое важное в жизни человека, что он должен беречь и ценить, и как должен вести себя. Что самое главное, важное для человека? - Давайте вспомним стихотворение о Родине. - Как называется наша страна? - Как ещё можно назвать нашу страну? - Давайте вспомним пословицы о Родине. Работа с картой. - Россия очень большая страна. Когда на Дальнем Востоке встает солнце и начинается утро, на западе ещё ночь. Когда на севере уже выпал снег, на юге люди ещё купаются в теплом море. - Как называется столица нашей Родины? - В каком городе мы живём? - Как зовут нашего президента? - Как называются жители нашей страны? Изучение нового материала. - Все россияне являются гражданами нашей страны и имеют свои права. - Кто такой гражданин? (гражданин - человек, который любит свою Родину, знает её историю, соблюдает все законы и обязанности). - Как только малыш появится на свет, он получает имя, свидетельство о рождении, т.е.становится гражданином. - Давным – давно на Земле появились люди. Вместе с ними появились вопросы: 1)Что могут делать люди, а что не могут? 2)Что обязаны делать, а чего не должны делать? 3)На что имеют право, на что не имеют? Ещё в древности у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Права древний человек остаивал силой, кто был сильнее, тот и прав. Женщины не имели никаких прав. И только не так давно люди поняли, что основным защитником прав человека является государство. Тема нашего урока «Права и обязанности граждан» (выставляю карточку). - Какие же права имеют граждане России? Просмотр презентации. - Все права граждан записаны в документе, который называется «Конституция» (показываю конституцию РФ). - Первое принятие Конституции состоялось 100 лет назад, в 1918 году. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. И теперь этот день отмечается как день Конституции. - Посчитайте, сколько лет празднику? - Кроме прав каждый гражданин имеет свои обязанности: - Какие обязанности должны выполнять дети? - Но не все дети имеют свой дом, родителей, не все имеют возможность учиться, обращаться за помощью к врачу, отдыхать. Взрослые люди стали думать, как помочь детям, как защитить их. В 1990 году вступила в силу Конвенция о правах ребенка. Конвенция – это соглашение, международный договор. В Конвенции говорится о праве ребенка на жизнь, медицинское обслуживание, о праве на отдых, обучение. Особыми правами пользуются дети – инвалиды, дети – сироты. Права и обязанности связаны друг с другом. - В России есть свои документы, в которых описаны права ребенка: Конституция РФ. Семейный кодекс РФ Уголовный кодекс РФ Гражданский кодекс РФ (ПОКАЗ ДОКУМЕНТОВ) Физминутка «Наша Родина – Россия» В нашей стране горы – высокие, (тянемся на носочках вверх) Реки глубокие, (присаживаемся на карточки) Степи широкие, (раскидываем руками) Леса большие, (руки вверх) А мы – ребята вот такие! (показываем большой палец). | - Здравствуйте. Дети показывают весёлого или грустного смайлика, отвечают: «У меня хорошее настроение (грустное). - Сейчас урок окружающего мира. - Сегодня дождливая, пасмурная погода. - Я снял(а) аппарат. Я надел(а) наушники. - Я слышу. - Даша, кто сегодня дежурный? - Сегодня я дежурная. - В классе нет Ани. Обучающиеся проговаривают хором и по одному, соблюдая правильное произнесение звуков. Читают предложение на одном выдохе, соблюдая ударение и правила орфоэпии. Ответы обучающихся: - Жизнь, здоровье, дом, Родина. Обучающиеся рассказывают стихотворение. - Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живем. И березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем. Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском. Наши праздники и песни Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережем. И под небом синим – синим. Флаг России над Кремлём. - Россия - Российская Федерация. - Человек без Родины, что соловей без песни. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Родина – мать, сумей за неё постоять. Всякому мила своя сторона. - Москва. - В Курске. - В.В.Путин - Россияне Обучающиеся проговаривают, опираясь на карточку. Просматривая презентацию, обучающиеся называют - право на образование; - право на медицинское образование; - право на отдых, оплачиваемый отпуск; - право на жильё; - право на труд. Обучающиеся считывают с карточки. «Конституция – основной закон нашей страны», «Закон – правила, по которым мы живём». - 25 лет. Обучающиеся повторяют, считывая с карточки. Обучающиеся читают с карточки. |
Закрепление изученного материала. Сценки. - Кто из детей прав? Игра «Собери ромашку». Играют «Умники» и «Знатоки». - Лепестки ромашки разлетелись от ветра в разные стороны и перемешались. Нужно собрать лепестки и прикрепить к серединке ромашки. К первой ромашке прикрепить лепестки, на которых записаны права граждан, ко второй ромашке – обязанности. Игра «Разрешается – запрещается» (презентация) - Я буду говорить о каком-то праве, а вы поднимаете нужный знак (разрешается или запрещается) 1. Посмотри на этот знак: человек поднял флаг. Слушать мнение ребенка. 2.С мамой дети должны жить. Ей цветы всегда дарить- Это … 3. Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это… 4. Рисовать и петь, учиться, Если заболел – лечиться. Это … 5. Это трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа. 6. Вместе дружно в мире жить. С разными детьми дружить – это … Игра «Собери картинку». - Обязанности нужно выполнять не только взрослым, но и детям. Раздаю обучающимся памятки с законами класса. • Школа – живой второй дом. Береги всё, что в ней находится: мебель, книги, инвентарь. • При возникновении конфликтов все вопросы нужно решать мирно. • Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях. • Если кому-то нужна живая помощь, помоги. В следующий раз помогут тебе. • Будь справедливым, добрым, честным. • Хочешь, чтобы уважали тебя, уважай других. (Раздаю обучающимся цветные ладошки). - Если вы согласны с этими законами, то напишите своё имя на ладошке и прикрепите к доске. Это значит, что вы проголосовали за выполнение законов класса. | 1.- Рома, ты сегодня дежурный. Вымой, пожалуйста, доску и полей цветы.- Не имеешь права! Конвенцией ребенка запрещён труд детей. 2. – Даша, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала! 3. – Ты снова не готов к уроку? – Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых. Обучающиеся выполняют задание. - разрешается (поднимают зелёную карточку). - разрешается. - запрещается (поднимают красную карточку). - разрешается (зеленая карточка). - запрещается (красная карточка). - разрешается (зеленая карточка). Обучающиеся собирают разрезанные картинки, называют права или обязанности, изображённые на них. Обучающиеся знакомятся с законами класса. Обучающиеся подписывают ладошки. |