Просмотр содержимого документа
«Мир глазами историка»
Конспект урока по окружающему миру по теме «Мир глазами историка»
(4 класс)
Цели:
1. Познакомить учащихся с наукой историей.
2. Сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.
3. Развивать любознательность, умение рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.
Планируемые результаты:
Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Коммуникативные: принимать участие в диалоге, слушать и понимать других.
Познавательные: анализировать текст учебника, делать на основе анализа выводы и обобщения.
Личностные: проявлять интерес к истории, как науке, выражать в собственных суждениях отношение к историческим событиям.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
-Добрый день, мои юные историки.
Сегодня мы познакомимся с такой наукой, как история. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит фронтальный опрос.
– Почему Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли?
– Какие тепловые пояса выделяют на Земле?
– Как влияет распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?
– Какие страны расположены в умеренных поясах?
– Какие страны расположены в полярных поясах?
Учащиеся работают с тестом «Тепловые пояса».
Учитель. Выберите верное высказывание.
1.Солнце освещает и нагревает разные участки Земли:
а) одинаково;
б) по-разному.
2.В районе экватора солнечные лучи падают на Землю:
а) отвесно;
б) наклонно.
3.В районе Южного и Северного полюсов солнечные лучи падают на Землю:
а) отвесно;
б) наклонно.
4.Тропический пояс проходит через:
а) экватор;
б) Южный тропик;
в) Южный полярный круг.
5. Большая часть России лежит:
а) в умеренном поясе;
б) тропическом поясе;
в) полярном поясе.
6.Полярные пояса ограничены:
а) экватором;
б) Северным и Южным тропиками;
в) Северным и Южным полярными кругами.
Ответы: 1(б), 2(а), 3(б), 4(а), 5(а), 6(в).
III. Изучение нового материала.
Пришло время приступить к изучению новой темы.
-Ребята, послушайте одну историю и догадайтесь, о каком событии идёт речь.
В 1492 году Христофор Колумб руководил экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию; на 3 каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Экспедиция вышла от Канарских островов, пересекла Атлантический океан, открыв Саргассово море, и 12 октября 1492 достигла острова Самана – это официальная дата открытия Америки, позже — древних Багамских островов, Кубы, Гаити.
-Ребята, так о каком событии идёт речь?
-А когда это событие произошло?
-В каком веке это было?
-А как вы думаете, какая наука занимается изучением прошлого?
-Правильно.
История – это наука о прошлом человечества.
-С точки зрения историка, мир-это неразрывное единство прошлого настоящего и будущего. Мы уже с вами решили, что история-это наука о прошлом. Но нельзя забывать о том, что события, которые происходят с нами в настоящем времени неразрывно связаны с прошлым. И от этих событий, которые сейчас происходят, во многом зависит наше будущее. Т.е. то, что мы делаем сегодня, завтра уже будет прошлым. Так история соединяет прошедшее настоящее и будущее время.
о же изучает история?
Ученики. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.
Учитель. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. История – наука, изучающая прошлое человеческого общества.
Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Учитель предлагает рассмотреть схему:
Учитель. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.
Ученики. Библиотеки, музеи, архивы.
Учитель. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.
Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.
Ученик(рассказывает, что такое архивы). Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.
Учитель. В нашем городе тоже есть архив. А исторические документы мы можем увидеть в городском краеведческом музее.
Ученик(рассказывает, что такое музеи).
Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.
Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. Эти экспонаты рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.
В этом музее хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.
Учитель. В нашем городе тоже есть музеи. Назовите их.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, в каких музеях они были, какие экспонаты им больше всего запомнились.
Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?
Ученик. Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.
Физкультминутка
Учащиеся повторяют упражнения за учителем.
Звенит звонок,
Начинаем наш урок.
Нам надо многое понять,
Чтобы историками стать.
Раз – читаем летопись,
Два – идем в музей,
Узнаем о прошлом времени
И станем мы мудрей!
Учитель. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.
IV. Работа по учебнику.
Учитель. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 31–34.
Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.
V. Закрепление.
Учитель. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
Учащиеся высказывают свои пожелания.
Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?
Учащиеся дают ответы.
Итог урока:
-Что мы сегодня изучали на уроке
-Какие исторические источники вы знаете?
-Что такое летопись?
-Что такое архив?
-Чем занимается наука археология?
-Что вам понравилось?
-Что было сложным?
Домашнее задание:
стр. 29-35 прочитать, ответить на вопросы и выучить определение.