kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мир глазами историка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету " Окружающий мир" в 4 классе по программе Школа России по учебнику А. Плешакова. Конспект составлен в соответствии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мир глазами историка»

Конспект урока по окружающему миру по теме «Мир глазами историка»

(4 класс)


Цели:

1. Познакомить учащихся с наукой историей.

2. Сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.

3. Развивать любознательность, умение рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.

Планируемые результаты:

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: принимать участие в диалоге, слушать и понимать других.

Познавательные: анализировать текст учебника, делать на основе анализа выводы и обобщения.

Личностные: проявлять интерес к истории, как науке, выражать в собственных суждениях отношение к историческим событиям.



Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

-Добрый день, мои юные историки.

Сегодня мы познакомимся с такой наукой, как история. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит фронтальный опрос.

– Почему Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли?

– Какие тепловые пояса выделяют на Земле?

– Как влияет распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?

– Какие страны расположены в умеренных поясах?

– Какие страны расположены в полярных поясах?

Учащиеся работают с тестом «Тепловые пояса».

Учитель. Выберите верное высказывание.

1.Солнце освещает и нагревает разные участки Земли:

а) одинаково;

б) по-разному.

2.В районе экватора солнечные лучи падают на Землю:

а) отвесно;

б) наклонно.

3.В районе Южного и Северного полюсов солнечные лучи падают на Землю:

а) отвесно;

б) наклонно.

4.Тропический пояс проходит через:

а) экватор;

б) Южный тропик;

в) Южный полярный круг.

5. Большая часть России лежит:

а) в умеренном поясе;

б) тропическом поясе;

в) полярном поясе.

6.Полярные пояса ограничены:

а) экватором;

б) Северным и Южным тропиками;

в) Северным и Южным полярными кругами.

Ответы: 1(б), 2(а), 3(б), 4(а), 5(а), 6(в).

III. Изучение нового материала.


Пришло время приступить к изучению новой темы.

-Ребята, послушайте одну историю и догадайтесь, о каком событии идёт речь.

В 1492 году Христофор Колумб руководил экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию; на 3 каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Экспедиция вышла от Канарских островов, пересекла Атлантический океан, открыв Саргассово море, и 12 октября 1492 достигла острова Самана – это официальная дата открытия Америки, позже — древних Багамских островов, Кубы, Гаити.

-Ребята, так о каком событии идёт речь?

-А когда это событие произошло?

-В каком веке это было?

-А как вы думаете, какая наука занимается изучением прошлого?

-Правильно.

История – это наука о прошлом человечества.

-С точки зрения историка, мир-это неразрывное единство прошлого настоящего и будущего. Мы уже с вами решили, что история-это наука о прошлом. Но нельзя забывать о том, что события, которые происходят с нами в настоящем времени неразрывно связаны с прошлым. И от этих событий, которые сейчас происходят, во многом зависит наше будущее. Т.е. то, что мы делаем сегодня, завтра уже будет прошлым. Так история соединяет прошедшее настоящее и будущее время.

о же изучает история?

Ученики. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Учитель. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. История – наука, изучающая прошлое человеческого общества.

Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Учитель предлагает рассмотреть схему:

Учитель. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.

Ученики. Библиотеки, музеи, архивы.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.

Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.

Ученик(рассказывает, что такое архивы). Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.

Учитель. В нашем городе тоже есть архив. А исторические документы мы можем увидеть в городском краеведческом музее.

Ученик (рассказывает, что такое музеи).

Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.

Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. Эти экспонаты рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.

В этом музее хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.

Учитель. В нашем городе тоже есть музеи. Назовите их.

Учитель предлагает учащимся рассказать о том, в каких музеях они были, какие экспонаты им больше всего запомнились.

Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?

Ученик. Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.

Физкультминутка

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Раз – читаем летопись,

Два – идем в музей,

Узнаем о прошлом времени

И станем мы мудрей!

Учитель. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.

IV. Работа по учебнику.

Учитель. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 31–34.

Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.

V. Закрепление.

Учитель. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

Учащиеся высказывают свои пожелания.

Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?

Учащиеся дают ответы.

Итог урока:


-Что мы сегодня изучали на уроке

-Какие исторические источники вы знаете?

-Что такое летопись?

-Что такое архив?

-Чем занимается наука археология?

-Что вам понравилось?

-Что было сложным?

Домашнее задание:

стр. 29-35 прочитать, ответить на вопросы и выучить определение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Мир глазами историка

Автор: Жуковская Татьяна Николаевна

Дата: 19.11.2021

Номер свидетельства: 591957

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок окружающего мира по теме: " Мир глазами историка. Что такое история" УМК "Перспектива" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_okruzhaiushchego_mira_po_teme_mir_glazami_istorika_chto_takoe_istoriia_umk_"
    ["file_id"] => string(6) "474023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529614502"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Тест за I четверть по окружающему миру (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(51) "test_za_i_chetvert_po_okruzhaiushchemu_miru_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "585751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1629845485"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация по теме:"Мир глазами историка" Окружающий мир.4 класс. "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-po-tiemie-mir-ghlazami-istorika-okruzhaiushchii-mir-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "224323"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438692590"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Мир глазами историка"
    ["seo_title"] => string(19) "mirghlazamiistorika"
    ["file_id"] => string(6) "337849"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1469122849"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Города памятники древней цивилизации "
    ["seo_title"] => string(41) "goroda-pamiatniki-drievniei-tsivilizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "186834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426424109"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства