Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по окружающему миру "Я и мои права"»
Министерство науки и образования Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
44.02.02 Преподавание в начальных классах
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Класс: 4, Тема: «Я и мои права»
Студент: Багаева С.Ю.
Методист: Ванюшина Е.Е.
Оценка за занятие: ______________
Методист:
Ванюшина Е.Е.
Астрахань, 2023
Тип внеурочного занятия:
Цель: учить применять права и обязанности в повседневной жизни.
Задачи: 1) познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников», 2) развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности; 3) воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Познавательные:
- умение искать и выделять необходимую информацию, структурировать знания.
Регулятивные:
-постановка учебной задачи, оценивание собственного вклада в деятельность группы, проведение самооценки уровня личных учебных достижение.
Оборудование: словарь Ожегова С.И., Конституция РФ, презентация.
Введение
-Давным – давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?;
- На что люди имеют право и на что не имеют?;
- Есть ли права у детей?
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Юрьевна и внеурочное занятие сегодня проведу у вас я.
II) Основная часть
- То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям.
Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.
-Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. Сегодня мы проведём деловую игру «Я и мои права». Вы поделены на три команды. В каждой команде есть капитан. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны, в случае правильного ответа. В конце занятия мы подведём итоги.
- А кем является каждый из нас? (гражданином)
- Каждый из нас – гражданин России.
- Кто такой «Гражданин»? (ответы детей)
- В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так:
Гражданин
1. лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2. взрослый человек, а также форма обращения к нему.
-Разберем сначала первое определение.
-Каким словом можно заменить слово «лицо», чтобы смысл фразы не поменялся? (человек)
-Что значит «постоянное население»? (люди, которые живут здесь всегда)
-Что значит «наделённое правами и обязанностями»? (иметь права и обязанности)
-Объясню вам, что значит второе определение. Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.
- Скажите, гражданами какой страны мы являемся? (России)
- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ)
- Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».
- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)
- У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. У вас на партах лежат листы с выдержками из конституции РФ. Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют. (Работа по группам).
Каждый человек имеет право на жизнь.
Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
Гражданин России имеет право на отдых.
-А теперь, зная эти права, мы поиграем. Игра называется “Путешествие в сказку”.
- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.
1. «Айболит» К. И. Чуковский (право на получение помощи врача)
2. «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)
3. «Сказка о попе и работнике его Балде» А. Пушкин. (право на труд)
-Каждая команда получает жетон.
- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.
- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)
- Как они называются? Таких документов много, но мы рассмотрим только эти.
- Декларация – документ, который защищает наши права.
-Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
-Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.
К вашему сведению: 10 декабря 1948 года многие страны приняли «Декларацию о правах человека».
-Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу в этом году? (75 лет)
-Поскольку «Декларация о правах человека» – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Давайте немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Музыкальная минутка». Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей «минутки» вы ответите на такой вопрос: «На какие права указывает каждая из песен?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды.
1. «Учат в школе» (право на образование)
2. «Тяп – ляп» (право на труд)
3. «Песенка о лете» (право на отдых)
-Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: «Для меня самое главное право – это …» (ответы детей)
-Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? (Устав школы)
В уставе нашей школы сказано:
-обучающиеся Школы обязаны:
-соблюдать Устав Школы;
-добросовестно учиться;
-бережно относится к имуществу Школы;
-соблюдать Правила поведения учащихся.
-Давайте разыграем сценку. Понадобится две девочки.
В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена – разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова: (Права: -Жизнь, образование, труд, отдых. Обязанности: -Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.)
-Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными. С тех пор эта страна стала называться Правовой.
- Что можно сказать о правах и обязанностях? (Девочки говорят хором: Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!)
III) Заключение
- Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Называется она «Выбери нужное слово…». На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.
-А теперь подведём итог занятия. Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. Посмотрите, нет команды, которая не получила бы жетоны. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях.