kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Сентябрь – первый месяц осени (экскурсия в природу)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

воспитывать любовь к природе родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему: "Сентябрь – первый месяц осени (экскурсия в природу)"»

Сентябрь – первый месяц осени

                                      ( экскурсия в природу)


      Цели:  познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;

развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;

воспитывать любовь к природе родного края.


                                               ХОД ЭКСКУРСИИ

1. Орг. момент

Бродит осень по дорогам,

                  Ищет осень, где присесть,

                  Чтобы с грустью и  тревогой

                  О себе оставить весть...

Вот и к нам заглянула вечная странница – осень. Мы сейчас посмотрим, какие весточки она нам оставила.

Отгадайте загадки.

  1. Пришла без краски и без кисти,

А разукрасила все листья. (Осень)

  1. У кого одна нога,

Да и та без башмака? (Гриб)

  1. В дереве хатка, орешков горка и хозяйка есть. (Белочка)

Работа над пословицами.

  1. Весна красна цветами, а осень – снопами.

  2. Осень идет, дождь за собой ведет.

  3. Осень всех наградила, но и все загубила!

2. Актуализация знаний.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора; 
Стоял ноябрь уж у двора

-О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? (Об осени)

-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.

Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.

3. Формулирование темы и целей урока

-Вот и   заглянула к нам  осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила. Обращают внимание на погоду (небо, ветер, солнце) Вспоминают погоду летом. Определяют осенние изменения. Делают выводы.

-Тема нашего урока называется «В гости к Осени» А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края. Как вы думаете, что мы узнаем? Чему научимся?

 4.Повторение изученного

-Ребята, какое сейчас время года? (осень).

-Обратите внимание на небо. Какое оно?

-Как греет солнце? Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно. Осадки, без осадков. Ветрено, безветренная погода. Температура воздуха)

Осенние изменения в неживой природе

-Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода водоемах и т. д.)

Далее предлагается вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

ВЫВОД: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав-все это осенние явления в неживой природе.

Как меняется осенью жизнь растений

-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

Летом деревья и кустарники были зеленые, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад-с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

-Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам . Слышите шорох- это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения и чувства. (рассказывают)

И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:


Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.


-С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?

А теперь посмотрим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается?

-Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листву?

Обратите внимание на то, что с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.

-Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

- Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживать так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

Остановка «Парк – младший брат леса».

   - Почему можно так рассуждать? (Рассуждения учащихся)

   - Почему в парке стало светлее? (Опадают листья с деревьев)

   - Как называется это явление? (Листопад)

- В какое время года происходит листопад?

- Как вы думаете, почему это происходит?

5. Наблюдение

- Вот пенек. На нем несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Давайте возьмем по одному листочку и внимательно рассмотрим его. Прочитайте весточки осени.

Дети подходят, берут осенние листья березы и осины,  любуются ими.

– На что похожи осенние листочки? ( На желтые кораблики,  на золотые  брошки осени,  на звездочки)

- А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев?

Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, Семенова, А.Пушкина.

 Лес, точно терем расписной,

      Лиловый, золотой, багряный...

– Береза машет “на ветру крылом оранжевой расцветки”.

– ...В багрец и золото одетые леса.

- Вы прочитали первые весточки-листочки осени и хорошо о них сказали.

      Каких только красок нет в осеннем лесу! Листья деревьев и кустарников становятся золотисто-желтыми и багряными, а травянистая растительность - соломенно-желтой. Медленно падают на землю листочки, устилая землю мягким ковром. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины, и покрасневшие листья, падая, цепляются за нее.

      Стелются над землей осенние туманы, и кажется, будто низко-низко опустились облака, окутали землю белым густым покровом и пристально наблюдают за увядающей листвой растительного мира. Недолог этот красочный убор леса. Ветер и дождь оборвут последние листья, и оголенный лес станет светлым и прозрачным.

     А пока это время не наступило, наша растительность празднует прекраснейший праздник листопада.

   - Какие деревья остались зелеными и почему? (ель, сосна, лиственница)

   - У какого дерева листва желтеет первой? ( У березы)

   - Осень – это время созревания семян, сбора урожая. Желтый цвет - символ осени. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал название этой поре года – золотая осень. Кроме желтого цвета для осенних пейзажей характерен серый и малиновый цвет. И очень интересно наблюдать, как природа одними и теми же красками пишет сначала радостный, яркий, солнечный пейзаж, затем грустный и нежный, и, наконец, тусклый, мрачный и унылый.

-     Листопад, и необыкновенно красивый, навевающий грусть об уходящем лете и надвигающейся зиме, в нашем климате- необходимый для жизни деревьев естественный процесс. Из холодной промерзлой зимней почвы корни растений не смогут всасывать так необходимую им влагу, а листья, если останутся на зиму, будут продолжать свой естественный процесс- испарять влагу. В результате деревья неминуемо засохнут, погибнут. Кроме того, на облиственной кроне задержится огромная масса снега, и дерево под его тяжестью сломается. Почему желтеют листья осенью?

Кроме зелёного хлорофилла в листьях есть и другие вещества (пигменты), жёлтого и красного цвета, но их очень мало. Осенью образование хлорофилла прекращается и основным «красителем» листьев остаются только эти пигменты. Почему желтеют листья с наступлением холодов понятно, но почему они опадают?

- Почему опадают листья?  К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву.

Ещё один ответ на вопрос «почему опадают листья?». Дело в том, что через листья деревья отдают много влаги в результате испарений, а зимой корни дерева не смогут её восполнить. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года.

Мудрая природа все предусмотрела, обо всем позаботилась. Расставаясь со своим чудесным нарядом – сбрасывая осенью листья, деревья подготавливаются к суровой зиме.

А вот когда и кому сбрасывать листву - это деревья решают самостоятельно.

Листопад у каждого дерева совершается по-своему. Деревья одной породы сбрасывают листья не одновременно. Давайте посмотрим, в группе стоящих рядом деревьев одно совсем обнаженное, а на других - среди желто-красных листьев мелькают ярко-зеленые. Дерево как будто не хочет с ними расставаться.

6. Осенние изменения в жизни животных.

     - Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь насекомых? (Их стало меньше)

       Бабочки с первыми осенними холодами гибнут, зимуют только отложенные ими яйца. Многие насекомые забираются под кору деревьев, в щели построек, и там перезимовывают. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы. Все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые весной построят новое гнездо.

    - Сентябрь – это месяц «птичьих стай». Почему? (Ответы детей)

   - Насекомых становится меньше, поэтому улетают птицы – ласточки, стрижи, так как они питаются только насекомыми. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

-Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)

-А сейчас посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки.

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

-Чем еще питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли - лягушками; хищные птицы – мышами, другими мелкими животными.)


ВЫВОД: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.

Учитель рассказывает о перелетных птицах.

- Все ли птицы улетают осенью в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут?

Дети рассказывают, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Кроме того. На зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Необходимо заострить внимание на вопрос охраны природы. Рассказать детям, что перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.

Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.(кормим уток)

7. Игра «Отгадай животное»

а) Осенью у нас забот немало.

Во-первых, мы линяем.

Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды : созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос - сладкий мед. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму. (МЕДВЕДЬ)

б) А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то какая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (ЛИСА)


в) Я очень интересный зверь. Только я умею строить на реках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (БОБЕР)


г) Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму. (БАРСУК)

д) Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снег, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – веточками деревьев, корой с их стеблей. (ЗАЯЦ)


8. Игра «Верю – не верю»

Учитель зачитывает утверждения. Учащиеся внимательно слушают. Отвечают «верю», если утверждение верное, «не верю» - если неверное.

      Мы идем осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники  («не верю»), а на деревьях висят ягоды клюквы (« не верю»), сушатся грибы («не верю»), сидят среди желтых листьев ласточки и поют песни (« не верю»). Залаяла собака («верю»), из травы выскочил белый заяц («не верю»), и пустился бежать через поле к речке (« верю»), при этом он испугал жаворонка («не верю») и куропатку, которые поднялись высоко в небо и запели песни (« не верю»), а зайчик прыгнул в воду ( «не верю»), нырнул в свой домик («не верю» ), забрался в мягкую постель и только потом успокоился, уснул на целую зиму (« не верю»).

9.ГРУППОВАЯ РАБОТА.

   1-я группа – сбор семян, шишек.

   2-я группа – сбор листьев с деревьев, кустов.

- А что же такое листопад? (Это когда листья падают с деревьев!)

- А почему они падают?

Игра «осенний листопад»

- Определить, с какого дерева упал лист.

10. Рефлексия

- Какие изменения происходят природе с приходом осени? Солнышко поднимается невысоко, плохо греет. Чаще идут дожди. Похолодало. Улетают на юг птицы. Звери готовятся к зиме. Желтеют и краснеют листья. Листопад.

11. Итог урока

-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

-Какие изменения в живой природе происходят с приходом осени?

- За что же, ребята, мы можем сказать осени спасибо? ( За лист, дрожащий на ветру, и прелесть листопада.)

- А чем вам в душе отзываются звуки осени? (Осень отзывается грустью в душе, светлой печалью, яркой красотой, одиночеством, небрежностью художника-осени).




8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бордзеловская Татьяна Викторовна

Дата: 15.09.2022

Номер свидетельства: 613079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе с использованием Электронных Образовательных Ресурсов "
    ["seo_title"] => string(118) "plan-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-1-klassie-s-ispol-zovaniiem-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "141122"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418057402"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства