kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру 4 класс. "Мир древности: далёкий и близкий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с древней историей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс. "Мир древности: далёкий и близкий"»

Открытый урок в 4-Б классе по окружающему миру по теме:

"Мир древности: далёкий и близкий"

Цель:

  • Познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом

Формируемые УУД:

познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: формулировать учебные задачи, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

личностные: проявлять желание больше узнать.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:  карточки, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент (1мин)

Вот книжки на столе, а вот тетрадки…

Не хочется играть сегодня в прятки

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

- А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин)

- Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира?

( страницы всемирной истории)

- Учёные разделили историю человечества на несколько эпох. Назовите эти эпохи. (1.Первобытная история, 2.История Древнего мира, 3. История Средних веков, 4.История Нового времени 5.История Новейшего времени.)

-Что мы изучали на прошлом уроке? (первобытную историю)

-А как люди узнали о первобытных людях? ( Ученые производят раскопки и извлекают из земли вещи древних людей , их кости) .

- Как выглядел древний человек?

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в прошлое. Будьте внимательными и любознательными.

- Прежде, чем совершить путешествие, мы проведём проверку домашнего задания, для этого разгадаем кроссворд.

- Работать вы будете в парах. На столах у вас лежат карточки с кроссвордом. Я буду читать вопросы, ваша задача записывать в нужные ячейки правильные ответы.







Е

М

Л

Е

Д

Е

Л

И

Е











Г

Л

А











О

Б

И

Р

А

Т

Е

Л

Ь

С

Т

В

О





Е

Р

О

Д

О

Т















Р

Х

Е

О

Л

О

Г

И








А

К

Е

Л














Е

Р

В

О

Б

Ы

Т

Н

Ы

Й





Б

Е

З

Ь

Я

Н

А
















О

П

О

Р














10И

С

Т

О

Р

И

Я










11О

Х

О

Т

А










12Г

Р

У

П

П

А

М

И











  1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории ( земледелие ).

  2. Острый предмет – изобретение первобытных людей ( игла ).

  3. Этим занимались женщины и дети ( собирательство ).

  4. Первый учёный – историк ( Геродот ).

  5. Учёные, которые проводят раскопки, извлекают вещи древних людей, их останки ( археологи ).

  6. Освещение в пещере ( факел ).

  7. Как по – другому назвать древнейшего человека ( первобытный ).

  8. На кого был похож первобытный человек? ( На обезьяну ).

  9. Изобретение первобытных людей ( топор ).

  10. Наука, которая изучает, как жили разные народы, какие события происходили в их жизни ( история ).

  11. Основное занятие древнейшего человека (охота).

  12. Как жили первобытные люди? ( Группами).

3. Самоопределение к деятельности (2 мин)

  1. Формулирование задач урока.

- Назовите ключевые слова в кроссворде (Мир древности).

-Что значит слово древний? (это значит что-то было давно, далеко)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

- Прочитайте тему урока ( «Мир древности: далёкий и близкий»).

- Сегодня на уроке мы отправимся в мир древности. Узнаем о самых древних цивилизациях.

- В течение этого урока нам предстоит совершить путешествие. Для этого мы станем немного волшебниками и будем управлять Временем, которое перенесет нас в далекое прошлое, в различные страны. Но, чтобы оно сработало, нам необходимо закрыть глаза и произнести слова:

«Раз, два, три,

Время Нас унеси!»

Итак, потренируемся (повтор слов).

- Молодцы, справились с заданием. Итак, зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставим его задачи:

Познакомиться с ….. историей древних государств, интересными фактами из жизни этих государств;

Продолжать учиться работать с…. учебником;

Делать свои …. выводы;

Продолжить учиться работать в …. группах.



4. Открытие нового знания. (6 мин)

-Ребята, давайте произнесем слова для совершения путешествия: (Раз, два, три, время нас унеси!)

- Итак, сперва мы с вами оказались в Древнем Египте.

Работа с источниками информации и презентацией

Древний Египет

Наш рассказ об одном из самых древних государств на земле - Египте. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила . Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово "Египет” означает "чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма. Жизнь египтян зависела от реки. Они научились строить из тростника лодки, потом корабли. Египтяне были очень трудолюбивыми: занимались земледелием, строительством. Древние египтяне верили, что миром управляют боги. Их изображали в виде человека с головой животного. Для богов египтяне строили храмы: Карнак и Луксор.

Древние египтяне почитали фараона как бога. Он приказывал соорудить для себя при жизни «дом вечности» (гробницу) в виде каменных пирамид.
На берегах Нила росло удивительное растение – папирус. Из его стеблей люди получали материал для письма, который тоже называли папирусом. Писали и рисовали на нём кисточками и палочками. Египтяне писали особыми знаками – иероглифами. Один знак мог обозначать целое слово или отдельный согласный звук. Гласных у египтян не было . Научиться такому письму было очень сложно.
ВЫВОД: цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила около 3000 лет. Оставила потомкам в наследие памятники архитектуры, научные знания и многое другое.

Древняя Греция 

Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции.

Греция – горная страна на Балканском полуострове. Именно здесь зародились известные сегодня науки и искусства.

Афины — столица Греции.

Греки были прекрасными мореплавателями. Море кормило их рыбой, устрицами, креветками, осьминогами.
Главным занятием греков было земледелие. Выращивали ячмень, виноград, немного пшеницы, оливки. Из них делали масло для еды и освещения жилища.
Красивую посуду делали из глины. В Греции было много ценного мрамора. Из  него создавали прекрасные скульптуры.
Греческая письменность была основой многих алфавитов, в том числе и русского. У греков был свой алфавит, где каждая буква обозначала звук гласный или согласный. Писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Развивалась математика: учёный Пифагор составил таблицу умножения. Умели составлять географические карты, развивалась медицина и астрономия.

 В Греции возвышается гора – Олимп. Именно здесь, как думали греки, обитали боги.
Греки верили во множество богов. Они представляли богов в виде людей. Повелителем считался Зевс. Он царствовал над миром, вызывал дождь и низвергал  молнии.
В честь богов строили величественные храмы. Например, Парфенон.

Очень любили театр. Театральные представления продолжались три дня. Места для зрителей располагались полукругом.. Актёрами были только мужчины.

Раз в 4 года все войны по всей Греции прекращались, проводились Олимпийские игры.

ВЫВОД: Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивалась поэзия, открытия в медицине, науке и технике, театр, первые школы.

Древний Рим 

В Греции здорово. Спорт, искусство. Думаю,  в Древнем Риме вам тоже понравится.

Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры

Главнокомандующий в Древнем  Риме назывался императором.
Чтобы себя прославить и увековечить свои победы, императоры строили храмы. До сих пор в центре Рима возвышается Пантеон – храм всех богов.

Колизей - амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении 8 лет. Торжества по случаю открытия Колизея продолжались 100 дней. Амфитеатр вмещал 5000 зрителей, которые приходили сюда, чтобы насладиться знаменитыми играми, зрелищем жестокой и часто кровопролитной борьбы.

Римский форум — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь выбирали консулов, принимали законы, чествовали триумфаторов и меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками.

 О том, как выглядели другие римские города, можно узнать, побывав в Помпеях. В Италии возвышается вулкан Везувий.  В 79 году нашей эры произошло его извержение и на город Помпеи опустились клубы пара и потоки обжигающей лавы. Археологи, раскопали слой застывшей лавы, нашли этот погибший город и выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения.

5. Физминутка «Четыре стихии» (2 мин)

- Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии». Я буду называть 4 стихии, а вы выполняете соответствующие движения и проговариваем слова - (земля - ладони опущены вниз, вода – волна руками, воздух – руки поднимаем вверх правую ногу вперед, огонь – небольшой хлопок руками).

Земля мое тело, вода моя кровь, воздух, дыхание , огонь мой дух.

6. Закрепление изученного материала (10 мин)

- Итак, мы сегодня побывали в трёх древних государствах и получили новую информацию. Сейчас вы поработаете в группах. Как будем работать? Разделимся на три группы. (Класс делится на три группы. Каждая группа получает название государства для изучения: Древний Египет, Древняя Греции и Древний Рим. Ученики используют карточки с вопросами, учебник)

- Вы получили карточки с вопросами. Ваша задача – ответить на вопросы с помощью учебника, а затем рассказать главное о стране. Работать будем так: сначала каждый из вас индивидуально читает и отвечает на вопросы, а затем вы это обсуждаете группой. Выбираете одного человека из группы, который будет рассказывать о стране, по ответам на эти вопросы.

(Дети работают индивидуально несколько минут, затем по команде учителя объединяются в группы

Карточки для работы

Древний Египет (с.8-10)

п/п

Вопрос

Ответ

  1. 1.

Когда появилось Египетское царство?

Примерно 5000 лет назад

  1. 2.

Где возникло Египетское царство?

На берегах реки Нил

  1. 3.

По мнению египтян, кто управлял миром?

На кого были похожи боги египтян?

По мнению египтян, миром управляли боги.

Боги египтян были похожи на животных

  1. 4.

Как писали египтяне?

Египтяне писали особыми знаками – иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет, но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных букв в египетском письме не было

  1. 5.

Что умели возводить древние египтяне?

Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы Карнак, Луксор и пирамиды Тутанхамона, Хеопса

  1. 6.

Что такое пирамиды?

Пирамиды – это гробницы царей Египта – фараонов


Древняя Греция (с.10-11)

п/п

Вопрос

Ответ

  1. 1.

Какой город является столицей Древней Греции?

Столица Древней Греции – Афины

  1. 2.

Что является сердцем столицей Древней Греции?

Сердцем Афин является Акрополь

  1. 3.

Что такое Акрополь?

Акрополь – это высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нём неповторимый архитектурный ансамбль – прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря

  1. 4.

Что происходило на Акрополе?

На Акрополе происходили главные события праздника

  1. 5.

Назовите самый знаменитый храм Акрополя?

Самый знаменитый храм Акрополя – это Парфеном

  1. 6.

Какая скульптура находилась в центре этого храма?

В центре Парфенона стояла мраморная статуя богини Афины знаменитого скульптора Фидия. Её высота равнялась 12 метрам


Древний Рим (с.12-13)

п/п

Вопрос

Ответ

  1. 1.

Назовите дату основания Рима?

Датой основания Рима считается 753г. до н.э.

  1. 2.

Назовите древние постройки в Риме,

Римский форум, Пантеон, Колизей

  1. 3.

Что такое Римский форум?

Римский форум – центр общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки.

  1. 4.

Что такое Пантеон?

Пантеон – храм всех богов.

  1. 5.

Что такое Колизей?

Колизей – амфитеатр, служил для гладиаторских боёв и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей.

  1. 6.

Какой город в древности погребён под толстым слоем пепла?

Город Помпеи был погребён под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий


- Сейчас один участник группы выходит к доске и рассказывает о стране.

(Выступление учеников)

7. Творческое задание (4 мин)

- На ваших столах лежат свертки бумаги. На них изображены египетские иероглифы. Ваша задача расшифровать, то, что там написано с помощью подсказок.












Летать, крылья. Книга, разум, письмо. Господин, человек. Птица, мудрость.

- Так что было зашифровано в этом послании? (Пословица: Птице – крылья, человеку – разум).

- Что обозначает эта пословица? (Птице крылья нужны для того чтобы выжить. Что бы птицу не схватил какой-нибудь зверь. А человеку повезло тем, что ему достался разум. Если человек глупый, то он в жизни ничего не добьется)

- Верно. Человек существует не только грубым трудом, но разумом, в этом его отличие от животного мира, и только разум человека делает его самым сильным существом на Земле...

8. Рефлексия (1 мин)

- Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

- Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

9. Подведение итогов урока (3 мин)

  1. Беседа.

- Ребята, можете ли вы ответить на вопрос, который был задан в начале урока? «Почему мир древности может быть близким?»

(Многие строения и знания древности дошли до наших дней.)

- Достигли ли мы цели урока?

- Какие новые знания открыли?

10. Домашнее задание (1 мин)

Прочитать текст на странице 8-13, ответить на вопросы на странице 14, выполнить задание № 2.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру 4 класс. "Мир древности: далёкий и близкий"

Автор: Егорова Татьяна Витальевна

Дата: 16.03.2021

Номер свидетельства: 575676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок окружающего мира с презентацией в 4 классе по теме "Мир древности: далекий и близкий" "
    ["seo_title"] => string(103) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-s-priezientatsiiei-v-4-klassie-po-tiemie-mir-drievnosti-daliekii-i-blizkii"
    ["file_id"] => string(6) "167937"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423151910"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства