1). Бартер. Сценка: - Ура! Привет, Аня! -Чему ты радуешься, Максим? -Наконец- то мне удалось выменять у Гоши рыбок для аквариума. Пришлось ему за это отдать видеокассету. Намучился с этим обменом, ужас! -Это почему же ужас? Дал кассету – получил рыбок. -Дело в том, что сначала эту кассету мне пришлось выменять на Машины наклейки. -А при чём тут Маша? -Как ты не понимаешь? У меня наклеек-то не было, а Ульяна меняла свою кассету только на наклейки. Вот и пришлось выменять наклейки на свой фонарик. Ладно, хоть Маша на это согласилась. А то бы мне не видать рыбок. -Да уж, эти мальчишки. Всё, что хочешь, могут запутать! А всего-то нужно найти одну вещь, которая нужна всем и всегда. И на неё всё выменивать. Мы с девчонками всегда так делаем. - Каким образом человек может получить товар, который ему нужен? (Обменять) - Но с какими трудностями вы встречаетесь при обмене товарами? (Обмен бывает не всегда равноценный. Трудно найти того, кому твой товар нужен. И не всегда тебе нужно то, что предлагают за твой товар) - Каким ещё образом человек может получить товар, который ему нужен? На что Аня намекает? (Купить) - Что нужно для того, чтобы купить товар? (Деньги) - А что такое деньги? - Поднимите руки, те кому приходилось совершать обмен? Что вы меняли? -Такой вид обмена называется бартер . Откроем учебники на стр.62-63 (2 абзац) и найдём определение, что такое бартер. (Это прямой обмен одних товаров на другие.) - Кажется, все просто и удобно. Попробуем представить следующие ситуации. 1 ситуация. (Работа в парах). Есть портной и сапожник. (У детей на столе рисунки рубашки и сапог.) Портному нужны сапоги, а сапожнику рубашка. Совершите обмен. Могут они поменяться своими изделиями? Безусловно. И такой обмен будет выгоден и удобен обоим. 2 ситуация. (Работа в тройках). Ситуация изменилась. Теперь участников обмена трое. (Добавляется рисунок глиняного горшка.) Предположим, что сапожник сшил сапоги и решил обменять их на глиняный кувшин. Но гончару в данный момент сапоги не нужны. Ему нужна рубашка. И сапожник должен теперь обратиться к портному, чтобы обменять сапоги на рубашку, а потом уже последнюю обменять у гончара на кувшин. Совершите обмен, учитывая потребности хозяев вещей. Хорошо, если портному будут сейчас нужны эти сапоги. А если нет? Представьте только, что и нам с вами нужно было бы выменивать у кого-то всё, что нужно для жизни. И продукты, и одежду, и бытовую технику и книги. Согласитесь, это было бы не очень удобно. - Очень сложен бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным. - Гораздо удобнее другой вид обмена, который называется купля – продажа. 2). Купля – продажа. - Еще раз прочитайте, что такое купля – продажа. - Что такое деньги? (Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги. Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги). Купить или продать товар- это значит обменять его на какое-то количество денег. 3). Из истории монет. Рассказ учителя. На протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа при покупке. Поскольку деньги столько лет сопровождают человека, они сами являются ценным историческим материалом, по которому мы можем много узнать о жизни людей в прошлом. Монета – латинское слово. Оно появилось в Древнем Риме. Согласно легенде, богиня Юнона предупредила римлян о том, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли храм и посвятили его Юноне Монете («монео» означает «предупреждаю», «предостерегаю»). Во дворе храма находился первый монетный двор. Но далеко не всегда деньги имели вид монеты. До того, как человек придумал эту удобную форму, он пользовался при расчетах теми предметами, которые представляли для него ценность. В разных странах эти вещи были разными: ракушки-каури, слоновая кость, шкурки куницы или белки, бараны. Постепенно торговля расширялась, и становилось все труднее использовать при расчетах предметы. На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь, которые не портились и легко делились. Названия старинных русских монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки. Куны – это шкурки куницы. Ногаты – скорее всего, это более мелкая единица: часть шкурки, лапка животного. Резаны – это обрезки серебряных монет. - Что означает слово монета? - Какие предметы в разное время использовали в качестве денег? -Так что же объединяет эти предметы? Ракушка – каури, слоновая кость, шкурка куницы, баран, монеты. 4). Деньги в Древней и Средневековой Руси. (Рассказы детей). В Древнюю Русь слово деньги пришло с Востока. Денежная система на Руси постепенно менялась. На смену натуральным «деньгам» приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка. - Откуда в Древнюю Русь пришло слово деньги? Копейка вошла в обращение на Руси в 16 веке и получила свое название по изображенному на ней всаднику с копьем. - Почему монета называется копейкой? Слово рубль происходит от слова «рубить»: от большого слитка серебра отрубали часть. Рубль состоял из 100 копеек, или 200 денег, или 400 полушек. Полтина – 50 копеек. Гривна – 10 копеек. Алтын – 3 копейки. Копейка – 4 полушки. -Откуда произошло слово «рубль»? Интересная картина открылась бы нашим глазам на московском базаре 17 века. Цены на съестные припасы были следующие: Пуд коровьего масла – 6 гривен. Одна голова сахара – 4 гривны. 1 десяток яиц – 1,5 копейки. 1 курица – 1 копейка. Шуба из овчины – 30-40 копеек. Штаны из сукна – 40 алтын. Деньги носили в кожаных кошельках, которые привязывали к поясу. Небольшие суммы завязывали в платок и носили за пазухой. Простой московский люд деньги прятал за щеку, при этом мог рьяно торговаться. Давайте попробуем перевести стоимость некоторых товаров в копейки. Пуд коровьего масла – 6 гривен = 60 копеек. Одна голова сахара – 4 гривны = 40 копеек. Штаны из сукна – 40 алтын = 120 копеек = 1 рубль 20 копеек. 5). Современные денежные единицы. - Какие денежные единицы используются в современном мире в разных странах? (ответы детей). - Прочитайте об этом стр.63 (4абзац) и стр.64 (1 абзац). - Что такое сбережения? - Бумажные деньги (банкноты) появились в Китае, уж больно неудобно было отправляться в дальнее путешествие с большим сундуком монет. В России банкноты появились при Екатерине Второй. |