Просмотр содержимого документа
«Удивительные свойства магнита»
Цель: развитие познавательных способностей детей через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием «магнит».
Сформировать представление о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «магнетический», «ученые».
Продолжать формировать умение самостоятельно принимать решение в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение.
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.
Воспитательные:
1.Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Материал и оборудование: магниты на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, пластиковый стаканчик, металлические скрепки, гвоздь, болты, машины, автомобильная дорога, ластик.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними и улыбнемся им.
Ребята, знаете, сегодня я получила электронное письмо.
«Здравствуйте, ребята! Я Гений Евгеньевич Чудаков. В своей лаборатории я нашел необычную варежку. Необычной эту варежку я назвал потому, что она может притягивать предметы. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте эту варежку и пришлите мне ответ – результаты исследований. Желаю вам удачи!»
Профессор Чудаков сказал, что варежка необычная и может притягивать предметы. Так ли это? Сейчас мы это проверим. Я поднесу руку с варежкой к тарелке со скрепками и увидим что произойдет.
Вот так чудо! Перчатка поймала все скрепки. Как вы думаете, почему так произошло? Может кто-нибудь из вас может разгадать?
Дети: перчатка липкая, она магнитная…
Воспитатель: В моей варежке спрятан магнит. Вот и весь секрет. (Снимаю варежку и показываю магнит)
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в удивительный мир магнитов, чтобы поближе познакомиться с их свойствами.
Я предлагаю посетить нашу лабораторию и провести исследования и опыты. Но, чтоб провести исследования и опыты, нам предстоит стать на некоторое время учеными. Кто такие ученые? Ученые – это профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, создают новые лекарства. Сейчас наша команда ученых будет исследовать вот этот магнит.
Для начала мы с вами повторим правила работы в лаборатории
Внимательно слушайте инструкцию
Четко выполнять указания
Нельзя ни чего пробовать на вкус
Аккуратно работать с материалом и оборудованием.
Будьте осторожны с острыми предметами. Не играйте с ними.
Воспитатель: Приглашаю вас подойти к столу
Воспитатель: Я хочу рассказать вам одну интересную легенду. В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы.
Неподалеку от горы был город Магнесия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает…
Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто. Но как, ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
-Ребята, как вы думаете, какой способ нашел Магнитолик?
- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?
Опыт №1 «Какие материалы притягивает магнит»
У вас на столах есть тарелки, а в ней разные предметы. Что вы видите? (скрепки, гвоздь, болты, ластик, кораблик бумажный, пуговица, карандаш)
А как вы думаете, все ли эти предметы притянет к себе магнит?
Дети выдвигают гипотезы.
Воспитатель: Вы выдвинули много предложений. Давайте их все проверим и заодно узнаем, каким очень интересным свойством обладает магнит. А чтобы вы ничего не перепутали и проверили все предметы, то мы сделаем так. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на желтое блюдо, а те которые не притягивает – на синее.
Возьмем предметы и будем подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Назовите, какие предметы притянул магнит (скрепки, болт, гвоздь)? А какие не притянул (бумага, ластик, карандаш)?
Как вы считаете, почему притянулись скрепки, болты, гвозди?
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод:
Все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются.
Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются, называются магнетическими.
А теперь, ребята, все это зафиксируем. На листе наблюдения, на котором изображены предметы, зачеркните те, которые не притягиваются магнитом.
Предлагаю вам посмотреть мультфильм.
Опыт №2 «Магнит преград не боится»
Продолжаем испытывать волшебство магнита дальше.
Как вы считаете, если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, действует ли его сила через другие материалы? Влияет ли преграда на притягивание предмета? Что может быть преградой? (стена, человек, машина)
У нас преградой будет обыкновенный лист картона. Сейчас мы с вами поиграем в «Автогонки». На листе картона у вас нарисованы дорожки. Установите свой автомобиль на старте, а магнит приложите снизу. Магнитом надо так водить, чтобы машинка двигалась по нужным дорожкам. На старт, внимание марш! Старайтесь двигаться как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину. Видите, авто двигается повторяя движение магнита, который вы двигаете под картоном.
Отчего так происходит? (магнит притягивает скрепку). Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлическую скрепку и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через картон.
Теперь преградой будет стекло и вода.
Перед вами стакан с водой. Возьмите скрепку и опустите ее в стакан. А теперь подумайте и скажите – как достать скрепку из воды, не намочив при этом рук? Как это можно сделать?
Если картон не является преградой для магнита, то может быть и стекло не препятствует магниту?
Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизилась к поверхности воды, медленно двигаем магнит по стене вверх.
Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх. Может магнит притягивать через стекло?
Дети: Да
Воспитатель: Как вы думаете, может ли магнит действовать через бумагу?
Положите на стол скрепки и накройте их бумагой. Что мы видим?
То же саое проделаем и с тканью.
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Магнит может действовать через стекло и воду, бумагу, картон и ткань.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лаборатории бываю перерывы. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физминутка «Магнетизм»
Опыт №2 «Магниты действуют на расстоянии»
Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "прыгнет" и прилипнет на магнит. Отметьте это расстояние. Проведите этот же опыт с другим магнитом. Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. Например, самым слабым оказался достаточно большой резиновый магнит, который притягивал скрепку лишь только тогда, когда его подносили вплотную к ней.
Вывод:
Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
Воспитатель: Продолжаем наши исследования.
Опыт №4 с металлическими опилками «Магнитные узоры»
На лист бумаги высыпаю опилки и подношу снизу магнит. Посмотрите, как ведут себя опилки. Они образуют узоры.
Опыт №5 «Магнит превращает металл в себя»
Воспитатель: Попробуем к магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. У меня их получилось 5 штук.
Если магнит убрать, то все скрепки рассыпаются. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом Магнит – это волшебный камень, он скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.
Вывод: Скрепки находились с магнитом намагнитились и стали магнитами. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.
Задачка на сообразительность.
Воспитатель: Вот какой интересный случай произошел с пиратами. Как-то они спрятали сундук с деньгами в песке и забыли место. Как же их найти?
Дети: можно руками поискать в песке, можно магнитом провести.
Воспитатель: Правильно. А теперь мы сами достанем предметы, спрятанные в песке.
Воспитатель: Ребята, скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты?
- магнитная доска
-магнитные цифры
-магнитные буквы
-магнитные шахматы
-магнитная мозаика
Итог:
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились.
Магниты воздействуют на предметы из железа.
У магнита есть магнитное поле
Магнит может действовать через предметы
Магнит может быть не только постоянным, но и временным.
Дорогие лаборанты-исследователи, я благодарю вас за проделанную работу и если сегодня наша научная работа вам понравилась, то возьмите смайлик с улыбкой и прикрепите его к доске, если было сложно вам работать, то возьмите синий смайлик.