kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие креативных способностей младших школьников на уроках окружающего мира посредством творческих заданий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Креативность – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняющиеся от традиционных схем мышления.
Набрав 1 класс, я обратила внимание, что у многих ребят возникают трудности при выполнении творческих заданий. Совместно с психологом школы провела диагностику по методикам:
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативных способностей младших школьников на уроках окружающего мира посредством творческих заданий.»

Развитие креативных способностей младших школьников на уроках окружающего мира посредством творческих заданий.

Креативность – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняющиеся от традиционных схем мышления.

Набрав 1 класс, я обратила внимание, что у многих ребят возникают трудности при выполнении творческих заданий. Совместно с психологом школы провела диагностику по методикам:

Методика

Автор

1

«Теста креативности Э.П. Торренса»

Элис Пол Торренс

2

«Самооценка творческих способностей»

автор Елена Евгеньевна Туник

3

«Творческие способности»

Вишнякова Наталья Федоровна


С целью выявления уровня развития креативных способностей младших школьников.

Анализ результатов диагностики по методике Э.П. Торренса «Закончи рисунок» показал, что высокий уровень творческой одаренности составляет 11 % от всех обучающихся в классе. При выполнении тестового задания они проявили беглость, гибкость, разработанность, оригинальность в создании рисунков, каждую фигуру теста использовали как часть своего рисунка, что позволило засчитать максимальное количество рисунков в актив испытуемого.

Средний уровень одаренности составил 56% от всех обучающихся в классе. Этим детям потребовалось больше времени на выполнение задания теста и только часть рисунков детей отличалась оригинальностью и разработанностью.

Низкий уровень творческой одаренности был выявлен у 33% от всех обучающихся класса. При выполнении задания они задействовали не все фигуры, представленные в тесте, в связи с чем было засчитано малое количество баллов за беглость. Рисунки, в которых тестовая фигура была включена, отличались расплывчатостью и шаблонностью. Для начала работы им также требовалась помощь учителя.


У учащихся этого класса преобладает средний и низкий уровень развития креативных способностей, поэтому, я пришла к выводу о необходимости развития креативных способностей младших школьников с помощью творческих заданий и игр на уроках окружающего мира.

(Окружающий мир выбрала потому, что моя тема самообразования «Системно –деятельностный подход на уроках окружающего мира», решила пополнить копилочку)

Была поставлена следующая цель: развитие креативных способностей у младших школьников на уроках окружающего мира.

На формирующем этапе были разработаны и реализованы уроки по окружающему миру с использованием творческих заданий направленных на развитие креативных способностей у младших школьников.

Ассоциативные творческие задания —это способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — такие задания придают мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию в самых неожиданных воспоминаниях.


а) Ассоциации по смежности.

Учитель называет предмет или явление, а играющие приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов:
в пространстве : глаз – очки, ресницы, брови; туча – молния, дождь.
во времени : утро – восход солнца, роса, подъем и т. д.; болезнь – высокая температура, кашель, лекарство и т. д.

б) Ассоциации по подобию:

Мяч – солнце, мыльный пузырь, глобус, воздушный шар и т. д.

Выполняющие подобную работу: утюг – ветер, расческа, бульдозер.

Вызывающие такие же эмоции: радость – пятёрка, каникулы, подарки, праздник

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия
«огонь» и «заяц».

ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.


ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия
«компьютерная мышь» и «солнце».

ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую,
мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр,
по своей форме сыр напоминает солнце.


Игра «Теремок»

На что похож предмет? Дать как можно больше обоснованных ответов. Обычно задание такого типа используются для «приобретения билетов в сказочную страну» ( или на машину времени, или в страны Загадок,. Сказок).

В теремке живет ….Показывается или называется предмет. Если вы хотите получить билет, нужно доказать, что один из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка, и рассказать, чем он похож.

Например, в теремке поселился мел. Ответ: Лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, ручка – тем, что пишет, пенал, ластик имеет такую же форму и т. д.

Или

В теремке живет ….молоко . Если вы хотите получить билет, нужно назвать пищевые продукты, которые могут «дружить» с хозяином теремка. «Дружить» - встречаться в одном блюде, обладать похожими качествами, в том числе и вкусовыми, быть похожими по форме, способам обработки и т. д.

Например:

«Другом для молока является рис, так как они встречаются в каше»

«Другом для молока является сыр, так как его делают из молока»



Сочинение загадок.

С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы.
а) По признакам

На доске заранее начерчена таблица КАКОЙ? ЧТО бывает таким ЖЕ

1) выбрать объект (например, динозавр)

2) заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какой?» (репейник какой? – колючий, лохматый, приставучий.)

3) заполнить правую часть таблицы «Что бывает таким же? (колючим может быть еж, лохматый как собака, приставучим как смола ….).

4) вставить слова – связки «…но не».

5) прочитать готовую загадку по таблице КАКОЙ
ЧТО бывает таким ЖЕ

Колючий,как ёж,

Лохматый, как собака,

Приставучий, но не смола.



б) Последовательность сочинения загадок по действиям:

1) выбрать объект;

2) придумать какие действия он выполняет;

3) придумать, какие еще объекты выполняют те же действия;

4) вставить слова связки «но не» или «а не» и прочитать загадку.

Что делает? Какой объект делает так же

Светит, но не лампа,

Тает, но не снег,

Капает, но не дождь.


Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Метафора


1. Выбрать объект

2.Что делает?

3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие)

4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие)

5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора

1. холодильник

2.морозит

3.айсберг

4.в доме

5.холодильник- домашний айсберг

Попробуем составить метафору к предмету

1.Дождь

2.Льёт

3. Слёзы.

4. Небо.

5.Дождь – небесные слёзы.


1.Вентилятор

2. Освежае, дует

3. Ветер

4. В доме

5. Вентилятор – домашний ветер

Игра «Путаница»

Класс делится на две группы. Одна группа записывает на отдельных листочках имена существительные, другая глаголы. Затем учитель наугад берет листочки из каждой группы и записывает полученное сочетание. Например: «Стол летает», «мороженое танцует», «облако стреляет» и т. д.

а) попытаться объяснить последствия получившихся нелепиц;

б) объяснить, как такое может быть на самом деле, используя переносное значение слов и аналогии. Например : объяснить, как дождь может играть – стук капель напоминает игру на барабане, и можно сказать, что дождь играет.


Игра «Наводить мосты» или «Поиск соединительных звеньев».

Задаются два предмета, например: лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Они должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в нашем случае это могут быть «экскаватор» (с лопатой сходен по функции и транспортное средство, как автомобиль), «рабочий» (он копает лопатой и одновременно владелец автомобиля) и др.

Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев (лопата - тачка - прицеп - автомобиль). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытия содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Побеждает тот, кто найдет наибольшее число разнообразных и четко аргументированных вариантов решения.

Игра формирует возможность легко и быстро устанавливать связи («наводить мосты») между явлениями, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, а также находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими другими предметами.


Что общего между листом бумаги и дверью?(дерево)


«Выражение мысли другими словами».

Берется несложная фраза, например: Нынешнее лето будет очень теплым. Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами. При этом ни одно из слов исходного предложения не должно употребляться (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить). Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания, чтобы хранилась его суть. Побеждает тот, у кого больше трех вариантов.

В этом году с июня по август холодных фронтов не ожидается.

С шестого по восьмой месяц две тысячи двадцать третьего года наступит аномальная жара.

Игра направлена на развитие способности легко оперировать словами, точно выражая свои мысли и передавая чужие. Известно, что критерий понимания - свобода формы его выражения: то, что мы хорошо понимаем, мы легко можем выразить своими словами, используя для этого разные варианты (а если нет ясности, то цепляемся за словесную формулировку и боимся от нее отойти). Но такая связь имеет и обратное проявление: понимание нередко достигается в тот момент, когда мы можем выразить непонятную фразу другими словами, «перевести на свой язык» (чтобы убедиться в этом, проследите, как к вам приходит понимание какого-либо сложного, малопонятного отрывка текста). Именно такой навык нужно получить в игре.



ПОДХОД К ПОНЯТИЮ «ПРОТИВОРЕЧИЕ»

«Хорошо - плохо»  как нельзя лучше готовит ребёнка к решению  жизненных проблем, учит видеть в любой ситуации и плюсы и минусы. Можно проводить по командам, разделив класс на две части, в следующий раз группы меняются ролями.

Класс делится на 2 группы. Одна доказывает, что огонь - друг, другая - утверждает обратное. Каждая группа приводит аргументы. Эта игра помогает развивать не только умение думать, рассуждать, доказывать, но и развивает фантазию, речь ребёнка, умение принимать позицию другого человека, уважать мнение другого. Противоречий вокруг нас великое множество, возникают противоречия везде и повсюду. Постепенно ребёнок усваивает, что всё может быть и хорошим и плохим, что важно не только для развития, но и для психического здоровья человека в наше сложное время.

Мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому что может заболеть горло.

Идет дождь – хорошо, потому что поливает растительность, плохо-потому что будет грязь и мама не отпустит меня гулять.



КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП.

Цель контрольного этапа: выявить динамику развития креативных способностей младших школьников

Диагностики констатирующего этапа были проведены повторно.

Сравнив результаты констатирующего и контрольного этапов по методики Э.П. Торренса «Креативные способности», автор Элис Пол Торренс. Результаты представлены на слайде.

(СЛАЙД )


Сравнив результаты констатирующего и контрольного этапов мы определили положительную динамику в развитии самооценки творческих способностей. Дети, имеющие низкий уровень перешли на средний. Учащиеся имеющие средний уровень, показали результаты высокого уровня.


Таким образом, по результатам проведенного работы можно сделать вывод об эффективности примененных методов и приемов для развития креативных способностей младших школьников на уроках окружающего мира.











Можно сформулировать противоречия со словами «объект должен быть…, чтобы…, но при этом…», например,

- зонтик должен быть большим, чтобы защитить от дождя меня и маму, но при этом должен быть компактнымм, чтобы не занимать много места.

Ножницы (должны быть острыми, чтобы резать бумагу, но при этом в чехле, чтобы не пораниться);

Блокнот (должен быть большим, чтобы в нем можно было делать большие рисунки, но при этом компактным, чтобы помещаться в портфеле).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ольга Александровна Вилкова

Дата: 14.12.2023

Номер свидетельства: 642246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Пластилиновая живопись. Нетрадиционные способы изображения "
    ["seo_title"] => string(64) "plastilinovaia-zhivopis-nietraditsionnyie-sposoby-izobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "207435"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430479203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства