Научная статья: "Организация исследовательской деятельности обучающихся по краеведению "
Научная статья: "Организация исследовательской деятельности обучающихся по краеведению "
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, установления истины, развития умения работать с информацией, формирования исследовательского стиля мышления.
Детское объединение «Юный исследователь», которым я руковожу, организует с детьми внеурочную исследовательскую деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья: "Организация исследовательской деятельности обучающихся по краеведению "»
Организация исследовательской деятельности обучающихся
по краеведению
Морозова Ю.И.,
МБОУ г. Горловки " Школа № 55",
учитель начальных классов
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, установления истины, развития умения работать с информацией, формирования исследовательского стиля мышления.
Детское объединение «Юный исследователь», которым я руковожу, организует с детьми внеурочную исследовательскую деятельность.
Цельюобъединенияявляется формирование компетентности воспитанников в области исследовательской деятельности как способе познания окружающей действительности.
Задачи, которые решаются в процессе работы с детьми
обучающие:
- обучать алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы.
Развивающие:
- формировать ноосферное мышление;
- интеллектуально, творчески и личностно развивать воспитанников.
Воспитательные:
- воспитание у воспитанников волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания.
В рамках работы этого объединения создаются условия для творческой самореализации личности ребенка.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (воспитанников, их родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и самовыражения.
Важнейшим условием реализации исследовательской деятельности учащихся является индивидуальная работа педагога с воспитанником или малой группой воспитанников в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором эмпирического материала и его обсуждением. На этом этапе возникает очень важный момент соотнесения уровня поставленной задачи с возможностями воспитанников, контроля их собственной оценки хода выполнения работы. Таким образом, исследовательская деятельность предполагает личностное общение педагога и воспитанников.
За все время существования объединения школьниками проведено большое количество исследований, относящихся к различным областям науки: экологические, естественнонаучные, социологические, исторические. Но особое место среди исследований занимает краеведение. Данная область науки позволяет детям явно увидеть то, что исследуется. Для своих работ дети берут материал близкий им - это может быть изучение истории своей семьи, своего села, уважаемых односельчан. Первый объект, который детьми берется на исследование - это их семья, их родные: родители, дедушки, бабушки, тети и дяди. Насколько хорошо дети знают историю своей семьи? Оказывается, почти всегда находится неизвестная часть жизни в биографии твоих родных: время юности, детства. Жизнь бабушек и дедушек во время трагических событий нашей страны, как они переносили эти испытания. И так получается, что именно эта деятельность дает возможность нашим воспитанникам приступить к сбору материала по истории своей семьи. Что-то потом вытекает в творческую, учебно-исследовательскую работу например: "Мой дедушка", «Из истории моей семьи: наши деды, воевавшие в Великой Отечественной войне», а другой материал нашел свое место в школьном Музее Боевой Славы.
Много работ было сделано о односельчанах, земляках: Героях Советского Союза Шипилове Якове Григорьевиче,Попове Андрее Андреевиче, священномученике Василии Богоявленском.
Привлекая детей к учебно-исследовательской работе, стремлюсь, в первую очередь, повысить интерес обучающихся к своему предмету, так как по специальности я учитель географии мне ближе конечно темы связанные с этой областью науки. Развиваю интерес к проблемам охраны природы, сохранения и приумножения природных богатств Тамбовщины, исследуя на практике природу своей местности, ее историю. А интеграция географии с другими предметами дает возможность увеличить тематику исследовательских работ, что расширяет кругозор ребенка. Исследовательские работы экологического направления: "Антропологическое влияние на прибрежную зону ручья Хоботец", "Экология и социум", "ТЭК Козьмодемьяновского сельского совета", изучение растений на пришкольном учебно-опытном участке. Интересным был ряд работ духовно-нравственной направленности: "Храмы Первомайского района", "Святой источник Козьмы и Дамиана", "Святые Первомайской земли".
Обобщающей материал нескольких лет занятий стала учебно-исследовательская работа "Организация туристического маршрута в Первомайском районе". За основу был взят материал патриотического и духовно-нравственного направления. Мы с детьми попробовали разработать актуальный сейчас туристический маршрут в сельской местности.
Данное направление работы позволяет использовать различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью. Дети изучают краеведческую литературу, анализируют статистические сведения, знакомятся с публикациями по истории села в печатном издании сельского социокультурного комплекса – газете «Родник».
Результаты своих исследований учащиеся используют в докладах на научно-практических конференциях различных уровней, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе. Собранный материал интересен не только жителям села, но и другим людям, увлекающимся историей. Богатство краеведческого материала способствует развитию исследовательского интереса у детей, а безграничный выбор тем исследований позволит не одному поколению школьников изучать историю родного края и каждый раз открывать что-то новое не только для себя, но и для окружающих.