Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | На прошлом уроке вы изучили тему: «Москва – столица России». Давайте вспомним о чём вы говорили на уроке. Что нового узнали? -Как называется центральная площадь Москвы? -Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? -Как называется самая известная галерея? -Как называется башня кремля, на которой находятся главные часы страны? -Почему враги, которые нападали на нашу страну хотели захватить именно Москву? -Что означает логотип «М» рядом с надписью на входе в некий подземный тоннель? -Какие достопримечательности в Москве вы знаете? -А кто-то из вас был в Москве? Расскажите, куда вы ходили. | - Красная площадь -Герб -Третьяковская -Спасская -Потому что это наша столица -Метро -Ответы детей | Познавательные: развитие мышления Регулятивные: овладевать умением прогнозирования Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Самоопределение к деятельности | А сейчас, ребята, я хочу познакомить вас с новым материалом. Тема урока, на мой взгляд, очень интересна и познавательна, но достаточно сложная. Тема урока звучит так: Устройство государственной власти, и как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке и с чем нас предстоит познакомиться? -Да, молодцы! - Как называется государство, в котором мы живём сейчас? -Покажите на карте территорию, которую занимает наше государство. Назовите и покажите столицу; - А в какой области мы с вами живём? -Правильно. - У каждого из нас есть свой дом, где мы живём вместе со своей семьей. Но у всех нас есть один общий дом. Как вы думаете, как он называется? - В этом общем доме мы все являемся гражданами России. Что это значит – быть гражданином? - Есть ещё одно право, которое имеют граждане России, - право участвовать в управлении страной. Вы уже знаете, что ваши родители ходят на выборы. Кого же они выбирают? - А можете и вы пойти на выборы и проголосовать? -А кто такой президент? - Кто является президентом Российской Федерации? - А как вы думаете, есть ли у президента помощники или он один трудится? -Как их называют - Посмотрите, что получается: страной управляют президент правительство, депутаты. Как вы думаете, чем занимается каждый из этих представителей власти? -Сегодня на уроке нам предстоит с этим разобраться. | -Узнаем, как устроена власть в стране, познакомимся с её представителями. -Российская Федерация -Выходят к доске, показывают границы. Столица – Москва, -Мы живём в Астраханской области, город Астрахань -Страна -Исполнять законы, иметь права, любить свою страну -Президента, депутатов, губернаторов -Нет, только после 18 лет -Президент – это глава государства -Владимир Владимирович Путин -Депутаты, органы власти, правительство -Предположения детей | Познавательные: ориентироваться в системе знаний Регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности. |
Работа по теме урока | -Давайте откроем учебник на странице 104. Кто хочет прочитать? Ребята, слушайте внимательно, я буду задавать вопросы Начинает читать от слов до 1991 года до слов автономные округа -Как называлось наше государство до 1991 года? -Из скольких республик состоял СССР? -Что было создано в СССР? -Скажите полное название нашей страны? -Как называется строй, в которой народ сам выбирает правительство? -А что значит своих представителей власти выбирает народ? -Наша страна состоит из территориальных единиц. Давайте их назовём -Какие области вы знаете? -Какие края вы знаете? -Какие республики вы знаете? - А автономные округа? -Молодцы, теперь давайте рассмотрим схему. -Какие три власти есть? -Кому принадлежит законодательная власть? - Кому принадлежит Исполнительная власть? - Кому принадлежит судебная власть? -Правильно, давайте прочитаем про каждую власть отдельно и узнаем кто за что отвечает Читают от слов Главная задача до слов права несовершеннолетних детей. -Какая главная задача у Законодательной власти? -Что является основным законом страны? -Для чего нам нужна конституция? -Какие права имеют граждане РФ? -Ст. 3 Конституции гласит: источник власти – народ, т.е. все люди. А если все люди будут управлять страной, то что будет? -Но один человек, хотя и президент и выбран народом, не может издавать и утверждать законы. Как вы думаете, почему? -Законодательная ветвь состоит из двух палат. В нижнюю палату, Государственную Думу, избираемую народом, входят представители партий. Какие партии вам известны? -Депутаты ГД обсуждают законы и принимают их. Любой закон читается 3 раза. После каждого чтения происходит обсуждение документа и голосование. Когда документ со всеми изменениями принимается большинством голосов – говорят «закон принят в третьем чтении». После этого он передается в следующую верхнюю палату – Совет Федерации. Так появляется Верхняя палата: Совет Федерации. -Скажите, какими качествами должен обладать каждый депутат и в Государственной Думе и Совете Федерации? -А зачем вообще нужны законы в государстве? -Правильно, читаем дальше Читают от слов Исполнительную власть до слов но и государству. -Что делает президент? -Где находится рабочий кабинет президента? -При утверждении закона в Совете Федерации, он передается Президенту. Президент издает Указ о введении закона в действие, который публикуется. - Скажите, почему не может только Государственная Дума или, например, только Совет Федерации, и издавать, и утверждать, и исполнять законы? | Один ребёнок начинает читать -Союз Советских Социалистических Республик. СССР -Из 15 -Мощная промышленность, передовая наука, освоение космоса. -Российская Федерация -Демократический -Люди приходят на выборы и голосуют за того, кого они хотят видеть в органах власти -Области, края, республики, автономные округа -Астраханская, Ростовская, Волгоградская, Саратовская -Краснодарский, Ставропольский, Приморский, Камчатский -Дагестан, Калмыкия, Крым -Чукотский, Ханты-Мансийский -Законодательная, Исполнительная, Судебная. -Государственной думе и совету Федерации -Президенту и Правительству -Суду и прокуратуре -Принятие законов, регулирующих жизнь страны -Конституция РФ -В ней представлены основные права и обязанности граждан -На свободный труд, жильё, собственность, отдых, свободное передвижение по стране, на образование. -Будет хаос в стране. Нужно выбрать тех, кто может управлять справедливо, умных, которым доверяет весь народ. - он может издать закон и не выполнить, или издать закон, выгодный для него лично. -Единая Россия, ЛДПР, Справедливая Россия и т.д. -справедливость, надежность, рассудительность, ответственность, чувство долга. -законы знать необходимо, чтобы быть знать свои права и обязанности. Это поможет и в учебе, и в работе в будущем. -Направляет деятельность правительства, руководит обороной страны, поддерживает отношения с другими государствами -В Кремле - тогда депутаты Государственной Думы будут отражать в законах интересы только своей партии, а депутаты Совета Федерации будут отражать в законах интересы только своей федерации. | Познавательные: Ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. |
Включение нового в систему знаний | -Читаем дальше до конца -Кто помогает судебной власти? -Какая у них задача? -Наполеон Бонапарт говорил, что у каждого солдата в ранце лежит маршальский жезл, т.е. каждый солдат может стать маршалом. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!» Может быть, кто-то и станет из вас президентом страны или президентом компании, главное быть: … -А кто-нибудь знает, что такое маршальский жезл? -А что бы вы сделали, если бы стали президентом, который отвечает за огромную страну? 1 вариант 1. Найди соответствие. Исполнительная власть: а) Прокуратура, Президент; б) Президент, Правительство в) Государственная Дума, Правительство. 2. Назовите основной Закон РФ. _____________________________ 3. Найди «лишнее»: Государственная Власть Исполнительная Судебная Образовательная Президент Суд Школа Правительство Прокуратура Университет 2 вариант 1. Найди соответствие. Законодательная власть: а) Государственная Дума, Суд; б) Совет Федерации, Правительство; в) Государственная Дума, Совет Федерации. 2. Назовите 3 ветви государственной власти. ___________________________ 3. Найди «лишнее»: Государственная Власть Исполнительная Судебная Образовательная Президент Суд Школа Правительство Прокуратура Университет | -Полиция, МЧС, Налоговая служба и др. -Следить за соблюдением законов, выявлять и пресекать нарушителей - нужно быть честным и справедливым. -Маршальский жезл – символ воинского отличия, | Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: умение работать в группе |