Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано– правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Ребёнка с самого рождения окружает живой мир природы, формирование начал экологической культуры можно рассматривать как становление у детей осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе, во всём её многообразии, к людям, охраняющим и изучающим её, создающим на основе её богатств материальные и духовные ценности. Это также отношение к самому себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
В связи с этим мы разработали картотеку опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста.
Основной целью картотеки является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Помните!
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано
Содержание
Опыт «Пересаживание комнатных растений»…………………………………………………..карточка №1
Опыт «Высаживание семян гороха и фасоли»…………………………………………………...карточка №2
Эксперимент «Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели»……………………………карточка №3
Опыт «Исследование свойств снега в морозную погоду и во время оттепели»……………...карточка №4
Эксперимент «Пересыпание песка, песок мокрый и сухой, поделки из песка,
рассматривание песчинок (песок в стакане с водой)»…………………………………………...карточка №5
Опыт «Выявление свойств глины: сухая, твёрдая, глина в виде порошка,
как сделать глину мягкой»………………………………………………………………………….карточка №6
Опыт «Обследование камней: размер, вес, цвет»………………………………………………..карточка №7
Опыт «Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота»………………..карточка №10
Карточка №1
Тема: «Живое и неживое»
Цель: продолжать знакомить детей с объектами живой и неживой природы, взаимосвязи и взаимозависимости объектов; формировать представления о характерных признаках объектов, предметов, веществ.
Опыт «Пересаживание комнатных растений»
Материалы и оборудование: растения (отростки), горшки, почва, лопатки, галька, лейки с водой, фартуки, салфетки.
Описание.
Кот Васька играл с клубком ниток. Он так заигрался, что уронил с
подоконника горшок с цветком.
Помоги Ваське – пересади комнатное растение в новый горшок.
Для этого нужно взять горшок с дырочками на дне,
чтобы через них стекала в поддон лишняя вода;
затем насыпьте на дно камешки (гальку)
и земли до половины горшка.
Растение (отросток) пересадите, расправляя корни;
присыпьте землей. В конце полейте водой.
Карточка №2
Опыт «Высаживание семян гороха и фасоли»
Оборудование, материалы: блюдца с пророщенными семенами гороха; семена фасоли; контейнеры с землёй; лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.
Описание.
Любимое лакомство жирафа Тошки – горох. Ему пришла идея – вырастить горох из семени самому.
Он не знает, как правильно посадить горох в землю.
Вначале замачивают горох, он набухает, появляются отростки, пришла пора сажать горох в землю.
Для этого нужно прорыхлить землю, сделать углубление в земле палочкой, положить в него горошину.
Немного отступив, нужно сделать одно углубление, посадить ещё одну горошину. В конце полить водой.
Поставить на солнечное место.
Выводы: для роста растения необходимо создать условия: свет, земля, вода.
Карточка №3
Тема: «Семена, плоды»
Эксперимент «Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели»
Цель: продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.
Материалы и оборудование: шишки ели и сосны, лупа.
Описание.
Щенок Шарик бегал по лесу и увидел на полянке в траве шишки.
Ему стало интересно, с какого дерева они.
Он огляделся вокруг и увидел сосну и ель.
- Попробуй тут разберись, с какого дерева шишки, - подумал щенок.
Дети с помощью лупы рассматривают шишки, выясняют, чем они схожи и чем отличаются.
Приходят к выводу, что у сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.
Вывод: шишка – это семя, из которого вырастает дерево.
Карточка №4
Тема: «Снег и его свойства»
Опыт «Исследование свойств снега в морозную погоду и во время оттепели»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда – цветом, формой. Учить понимать зависимость природных изменений и появление снега.
Материалы и оборудование: блюдца со снегом.
Описание.
Лисёнок Фокс как-то рассказал своему другу жирафу Тошке, что в северных краях зимой с неба выпадает снег.
Жираф удивился:
- Что же такое снег? Я ни разу его не видел.
Расскажи жирафу о том, что такое снег.
Дети рассматривают снег, трогает его и описывают.
Во время прогулки дети обращают внимание, что в начале зимы
снег белый, а со временем темнеет, прежде всего, потому,
что на нем осаждаются пыль и сажа, имеющиеся в воздухе.
Вывод: снег белый, хол одный, рассыпчатый и превращается в воду;
свойства снега очень сильно зависят от температуры, погоды.
Карточка №5 Тема: «Песок»
Эксперимент «Пересыпание песка, песок мокрый и сухой, поделки из песка,
Рассматривание песчинок (песок в стакане с водой)»
Цель: закреплять знания детей о свойствах песка, его разновидностях (желтый, белый, коричневый) о применении песка
Материалы и оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой, стакан с водой, поднос.
Описание.
Жираф Тошка не слушался маму, убежал от нее и потерялся.
- Где живу, не знаю. Помню только, что у меня на Родине много солнца и песка.
А где моя Родина, я забыл, - рассказал Тошка.
Познакомим Жирафа с песком и расскажем, где больше всего встречается песок. Возьмите стаканчик с сухим песком. Осторожно высыпите немного песка на поднос. Легко ли высыпается сухой песок? Поэтому и говорят, что сухой песок сыпучий.
Возьмите лупу, внимательно рассмотрите песок.
Из чего он состоит? (из отдельных зернышек-песчинок) Как выглядят эти песчинки? Воспитатель предлагает детям насыпать горсть песка в ёмкость с водой и понаблюдать за экспериментом.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Карточка №6 Тема: «Глина»
Опыт «Выявление свойств глины: сухая, твёрдая, глина в виде порошка, как сделать глину мягкой»
Цель: познакомить детей со свойствами глины, её применением.
Материалы и оборудование: порошок для приготовления глины, доски для лепки, стеки, вода, салфетки, фартуки.
Описание.
Лисёнок Фокс забыл о правилах поведения за столом, баловался и разбил мамину
любимую чашку.
- А из чего делают посуду? – задумался хитрый лисёнок.
Поможем разобраться лисёнку в этом – слепим для его мамы новую чашку.
Дети и воспитатель самостоятельно приготавливают глину из порошка.
Рассматривают её, отвечают на вопросы:
- Какого цвета глина?
- На что похожа глина?
- Хорошо ли видны в комочке глины отдельные песчинки? Лепят из глины чашку.
Пробуют налить в получившуюся посуду воду. Наблюдают.
Вывод: глина (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить.
Карточка №7 Тема: «Камни»
Опыт «Обследование камней: размер, вес, цвет»
Цель: рассказать детям о камнях, учить определять их свойства.
Материалы и оборудование: камни разной формы, цвета, размера, лупа.
Описание.
Однажды кот Васька нашёл клад – камешки разного цвета и формы. Он захотел поделиться своим
секретом со своим другом щенком Шариком.
Дети рассматривают все камни (Васькин клад), определяют, какого они цвета, размера
и формы. Приходят к выводу, что камни по цвету и форме и размеру бывают разные.
Воспитатель предлагает погладить каждый камушек.
- Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями)
Воспитатель просит детей показать самый
гладкий камень и самый шершавый. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней нужно воспользоваться лупами.
(Дети рассматривают все свои камни) Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камень.
Вывод: камни по цвету, форме, размеру, камень может быть гладким и
шероховатым; по весу бывают разные – легкие, тяжелые.
Карточка №8 Тема: «Бумага и картон»
Опыт «Исследование свойств бумаги и картона: складывание, разрезание, намокание, разрывание»
Цель: познакомить детей с бумагой (свойствами, назначением, видами).
Материалы и оборудование: бумага и картон, ножницы, ёмкость с водой, лупа.
Описание.
Лисёнок Фокс решил отправиться в гости к своему другу жирафу Тошке.
Но вот беда: его друг живёт на другом берегу озера. И тут он вспомнил, что в журнале «Сделай сам» видел, как
из бумаги (картона) можно сделать кораблик. Сможет ли лисёнок Фокс добраться на другой берег озера на корабле из картона и бумаги? Воспитатель предлагает изучить основные свойства бумаги и картона.
Исследование свойств бумаги:
- внешний вид;
- смятие;
- разрывание;
- разрезание (сделай квадрат из прямоугольного листа);
- складывание кораблика;
- взаимодействие с водой (опусти бумажный кораблик в ёмкость с
водой).
Вывод: бумагу можно мять, складывать, разрывать, разрезать, при
взаимодействии с водой, она мокнет; картон – это плотная бумага.
Карточка №9
Тема: «Пластмасса»
Эксперимент «Выявление свойств пластмассы, тонет или нет в воде. Пластмассовые игрушки»
Цель: познакомить детей с пластмассой, её свойствами и предметами, изготовленными из неё.
Материалы и оборудование: пластмассовые стаканы, игрушки.
Описание.
У кота Васьки есть любимая игрушка - это мышка.
Расскажите Ваське, из чего сделана его любимая игрушечная мышь.
Дети определяют, что игрушки сделаны из пластмассы.
Взрослый предлагает на ощупь определить структуру поверхности, толщину.
Детям предлагаются наполненные водой пластмассовые стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как пластмасса непрозрачная.
Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3 - 4 минуты определить изменение температуры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий – ломается.
В ы в о д: пластмасса– это плотный, гибкий материал, проводит тепло; из пластмассы изготавливают игрушки, посуду, бытовую технику и пр.
Карточка №10 Тема: «Ткани»
Опыт «Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота»
Цель: закреплять знания детей о теплых и тонких тканях, учить устанавливать зависимость изготовления одежды и ткани от сезона; показать разнообразие цветов и рисунков на ткани.
Материалы и оборудование: лоскуты тканей (ситец, драп), ёмкость с водой.
Описание.
Жираф Тошка собрался праздновать Новый год вместе лисёнком Фоксом в снежном лесу.
Что ему одеть? Ведь в Африке, где он живет, не бывает зимы.
Помоги Тошке выбрать одежду по сезону.
- Посмотрите, сколько здесь разных лоскутков ткани. Возьмите каждый лоскут ткани и помните в кулаке. Посмотрите, что произошло? (Ткань мнётся)
- А теперь выясним, хорошо ли ткань впитывает воду? У нас есть емкость с водой, положите в нее лоскутки.
- Что с ними произошло? (Намокли)
- Одинаково быстро намокли оба лоскута?
Вывод: ткань разная по свойствам, мнётся и впитывает воду.
Список литературы
Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
Прохорова Л.Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формированиеначал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.