2.Работа с дневником наблюдений и карточками (заданиями).
3.Беседа во время экскурсии.
4.Подведение итогов экскурсии.
В начале маршрута каждая группа получает карточку с заданием.
Задания:
1.С помощью энтомологического сачка собрать насекомых на цветущих растениях.
2.Сложите пойманных насекомых в морилку.
3.С помощью определителя определите насекомых.
4.Сделайте выводы о значении насекомых для растений и животных луга.
Таблица для заполнения:
Дата
Место сбора
Температура воздуха
Направление ветра
Облачность
Рисунок насекомого
Название насекомого
Кол-во насекомых
данного вида
Значение насекомых для растений и животных
Выводы
Беседа во время экскурсии.
На лугу обитает много различных животных, особенно многочисленны насекомые. Пчелы, мухи, бабочки, некоторые жуки, муравьи участвуют в опылении цветковых растений. Они переносят пыльцу с одного цветка на другой того же вида растения и способствуют их перекрестному опылению. У цветков и насекомых-опылителей имеются приспособления к взаимополезному существованию. Так, насекомые питаются на цветках нектаром, пыльцой, а на щетинках своего тела переносят пыльцу с растения на растение.
Кроме опылителей на лугу много растительноядных насекомых. Наиболее обычны саранчовые – кобылки из отряда прямокрылых. Самцы кобылок издают звуки путем трения задних ног о продольную жилку передних крыльев. Взрослые кобылки имеют развитые крылья: передние – прямые узкие, а задние складываются веером. У кобылок грызущий ротовой аппарат, они питаются листьями и стеблями сочных зеленых растений. Мелкие жуки – листоеды питаются листьями и цветками. Их личинки с маленькими челюстями выедают мякоть листьев, оставляя лишь жилки.
К растительноядным насекомым относятся отряды с сосущим ротовым аппаратом: равнокрылые хоботные (тли, цикады).
Также полужесткокрылые, или клопы. Эти насекомые с неполным превращением, поэтому как взрослые насекомые, так и их личинки – нимфы питаются на одном и том же растении. На стеблях щавеля, например, можно легко обнаружить колонию тлей: крупную самку основательницу и ее потомство. Они часто неподвижно сидят на растении и сосут из него соки. Цикадки слюнявицы питаются в пазухах листьев луговых растений и выделяют из кишечника пенистую жидкость, которая защищает их от высыхания и врагов. Жидкость похожа на слюну человека, поэтому этих насекомых называют слюнявицами. Увидев пенистый сгусток на растении, можно внутри него обнаружить зеленое нежное насекомое.
Среди хищных насекомых на лугу встречаются стрекозы, прилетающие сюда поохотиться за летающими насекомыми. Их особенно много на лугу недалеко от водоемов, где развиваются их личинки.
Постоянными хищниками на лугу являются осы, некоторые из которых развиваются в почве. Особенно много на лугу муравьев. В почве луга много скрытых от глаз земляных гнезд муравьев - муравейников. Днем муравьи выползают на стебли растений, поедая гусениц и других личинок насекомых. Кроме того, они дополнительно питаются сладкими выделениями тли. Между муравьями и тлями существуют взаимовыгодные отношения (симбиоз). Муравьи охраняют колонии тлей от хищных насекомых и получают от них сладкие выделения для дополнительного питания. Среди хищных жуков на растениях луга встречаются некоторые жужелицы, а также жуки-стафилиниды с короткими надкрыльями. Тлю истребляют жуки божьи коровки. К хищникам луга относятся и кузнечики, поедающие различных мягкотелых личинок насекомых. В отличие от кобылок у кузнечиков усики длинные (длиннее половины тела).
К хищным членистоногим относятся представители класса паукообразных: многочисленные и разнообразные по форме и окраске пауки, а также сенокосцы.
Украшением луга являются дневные бабочки: белянки, голубянки, толстоголовки, коричневые сатиры и др. Бабочки питаются нектаром цветов с глубокими нектарниками и помогают перекрестному опылению растений, а их гусеницы вредят некоторым луговым растениям.
Подведение итогов экскурсии.
В ходе экскурсии дети познакомились с наиболее распространенными насекомыми-обитателями луга. Сделали выводы о значении насекомых в луговом биоценозе. Собрали материал для энтомологических коллекций.