Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках окружающего мира по ФГОС.
Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках окружающего мира по ФГОС.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования "Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках окружающего мира по ФГОС".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках окружающего мира по ФГОС.»
Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках окружающего мира по ФГОС.
Уроки окружающего мирав начальной школе – это уроки, на которых начинается историческое, социальное и естественно-научное образование младших школьников. Содержание данного учебного предмета позволяет заложить методологические основы изучения истории и природы, целенаправленно расширить кругозор детей. Кроме того, данный предмет дает содержательную основу для отработки формируемых в курсах математики, русского языка и чтения основных способов познавательных учебных действий.
Современный урок окружающего мира– это не только отражение новых педагогических ценностей, новые цели и результаты обучения. Самое главное – современный урок окружающего мира рассматривается сегодня не только как деятельность учителя (процесс преподавания), но и как деятельность ученика (процесс учения).
Методологической основой нового ФГОС второго поколения является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции прописаны национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, базовые национальные ценности.
Базовые национальные ценности раскрываются в системе нравственных ценностей (представлений):
1) патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2) социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3) гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
4) семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
5) труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
6) наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
7) традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
8) искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
10) человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» обладает большими возможностями для реализации основных направлений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Именно поэтому цели, задачи и результаты обучения по курсу «Окружающий мир» тесно соприкасаются с целями и задачами духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование ценностной картины мира и осознание места в нем человека, развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой. Данная цель изучения курса раскрывается через систему задач, которые уточняются в авторских программах, в зависимости от концепции, лежащей в основе УМК.
Уроки окружающего мира играют значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности младшего школьника. Именно на этих уроках, учитель открывает перед младшими школьниками тайны природы, показывает интересное и удивительное в мире растений и животных, знакомит с историей и современной жизнью общества, учит видеть красоту природы, любить свою Родину, уважать труд, ценить достижения человечества. Способность человека любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, пейзажами родных мест, наслаждаться запахами цветущих трав и цветов, восхищаться величием своего народа позволяет ему познавать окружающий мир во всем его многообразии и вызывает стремление к созиданию, созданию красоты своими руками.
Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира
Уроки окружающего мира в начальной школе – это уроки, на которых начинается историческое, социальное и естественно-научное образование младших школьников. Содержание данного учебного предмета позволяет заложить методологические основы изучения истории и природы, целенаправленно расширить кругозор детей. Кроме того, данный предмет дает содержательную основу для отработки формируемых в курсах математики, русского языка и чтения основных способов познавательных учебных действий.
Современный урок окружающего мира – это не только отражение новых педагогических ценностей, новые цели и результаты обучения. Самое главное – современный урок окружающего мира рассматривается сегодня не только как деятельность учителя (процесс преподавания), но и как деятельность ученика (процесс учения).
Методологической основой нового ФГОС второго поколения является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции прописаны национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, базовые национальные ценности.
Базовые национальные ценности раскрываются в системе нравственных ценностей (представлений):
1)патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2)социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3)гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
4)семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
5)труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
6)наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
7)традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
8)искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
10)человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» обладает большими возможностями для реализации основных направлений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Именно поэтому цели, задачи и результаты обучения по курсу «Окружающий мир» тесно соприкасаются с целями и задачами духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В основе стандарта лежит системно-деятельностныйподход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование ценностной картины мира и осознание места в нем человека, развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой. Данная цель изучения курса раскрывается через систему задач, которые уточняются в авторских программах, в зависимости от концепции, лежащей в основе УМК.
Уроки окружающего мира играют значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности младшего школьника. Именно на этих уроках, учитель открывает перед младшими школьниками тайны природы, показывает интересное и удивительное в мире растений и животных, знакомит с историей и современной жизнью общества, учит видеть красоту природы, любить свою Родину, уважать труд, ценить достижения человечества. Способность человека любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, пейзажами родных мест, наслаждаться запахами цветущих трав и цветов, восхищаться величием своего народа позволяет ему познавать окружающий мир во всем его многообразии и вызывает стремление к созиданию, созданию красоты своими руками.