Просмотр содержимого документа
«Урок - исследование по теме "Нарушение экологического равновесия" 8 класс»
ФИО автора материала: Румянцев Борис Игнатьевич
Место работы: МОУ Дьяконовская ООШ Буйского муниципального района Костромской области
Должность автора: учитель ОБЖ
Урок по ОБЖ в 8 классе.
Тема урока:
Нарушение экологического равновесия. Загрязнение природных вод
Форма урока: урок-исследование.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
образовательная:
изучить факторы, вызывающие нарушение экологического равновесия через загрязнение природных вод;
формировать умения работать с различными источниками информации;
воспитательная:
формирование чувства ответственности за окружающую среду;
развивающая:
формирование критического мышления;
развитие опыта творческой деятельности;
развитие навыков исследовательской деятельности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель сообщает тему урока, ставит цель, организует мотивацию изучения нового материала.
У.: Все знают, что деградация биосферы планеты угрожающе нарастает - по данным Римского клуба, уже уничтожено 2/3 лесов, утрачено 2/3 почв сельскохозяйственного назначения; крайне истощены биоресурсы мирового океана, морей и рек, биоразнообразие планеты. Глобальное загрязнение окружающей среды привело к потеплению климата на планете за 100 лет не на 0,5оС, а на 2оС (в последующие 50 лет ожидается до 6оС), к снижению иммунитета и ухудшению здоровья людей. Идёт в целом деградация и вырождение населения в индустриальных странах.
Вода – самое распространённое неорганическое соединение на Земле. Вода – основа всех жизненных процессов, источник кислорода в в главном движущем процессе на Земле – фотосинтезе. Растения на 90%, а животные на 75 % состоят из воды. Потери живыми организмами 10-20% воды приводят к их гибели.
Из запасов воды только 2,5 % приходится на пресные воды, большая часть которых – 70 % - сосредоточена во льдах полярных зон и ледников.
В настоящий момент 2/3 водных источников России непригодны для питья, многие реки превращены в сточные канавы.
2. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует презентацию: «Загрязнение природных вод».
3. Практическая работа.
Задание. Используя географический атлас России выяснить, водные ресурсы каких регионов России наиболее загрязнены и истощены. Выделите регионы России наиболее благоприятные и менее благоприятные для проживания.
Результаты своих исследований запишите в таблицу:
Регион
Источники истощения и загрязнения водных ресурсов
Промышленные
Сельскохозяйственные
Бытовые
Другие
Учитель: Объясните, почему в различных регионах страны водные ресурсы истощены и загрязнены по – разному. С чем это связано?
Дети: Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются загрязнению. Особенно неблагоприятная ситуация с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой сложилась в Бурятии, Дагестане, Калмыкии, в Приморском крае. Архангельской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Томской, Ярославской областях.
Среди основных рек России наибольшими экологическими проблемами характеризуются Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей. Они оцениваются как "загрязненные". Их крупные притоки: Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Миасс, Исеть, Тура - оцениваются как "сильно загрязненные".
Первое место по сбросам загрязненных сточных вод занимает деревообрабатывающая промышленность - около 20-21% от общих сбросов по стране, химическая - около 17%, электроэнергетика - около 12-13% и т.д. Под экологическим прессингом электростанций находятся города Асбест, Ангарск, Новочеркасск, Троицк, Рязань и др. Среди металлургических заводов выделяются «Северсталь», «Новолипецкий», «Магнитогорский», «Нижнетагильский», «Норильский ГМК», «Ачинский глиноземный комбинат» и др. На предприятиях загрязнение воздуха, водных бассейнов, почв составляет от 5 до 50 и выше ПДК, ПДВ.
Кризисное состояние окружающей природы на территории России наблюдается особенно на наиболее заселённой ее части.
Учитель: Деградация окружающей природной среды прежде всего сказывается на состоянии здоровья. Формируя тот или иной образ жизни, каждое общество тем самым закладывает и причину смертности.
Экологическое просвещение - вот что должно быть первой и главной заботой руководства страны в целях экологического возрождения России. Домашнее задание: Выясните, какие вещества наиболее сильно загрязняют природные воды в районе вашего проживания.
Источники:
Учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.Т.Смирнова