Урок, посвященный дням воинской славы России лучше проводить как интегрированный. Основная мотивация на уроке рассчитана на проявление интереса у учащихся. Он будет более устойчивым, если задания ориентировны на поиск ответов в разных областях знаний- истории, ОБЖ, литературе. Такая форма организации урока развивает быстроту мыслительных процессов, позволяет выделять в теме главное, учит чёткой формулировке выводов и создает положительный эмоциональный настрой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по ОБЖ 10 класс "Дни воинской славы" »
Интегрированный урок по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы"
Урок, посвящённый дням воинской славы России, лучше проводить как интегрированный. Основная мотивация на уроке рассчитана на проявление интереса у учащихся. Он будет более устойчивым, если задания ориентированы на поиск ответов в различных областях знаний – истории, ОБЖ, литературе. Такая форма организации урока развивает быстроту мыслительных процессов, позволяет выделять в теме главное, учит чёткой формулировке выводов и создаёт положительный эмоциональный настрой.
Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов. Учащиеся также получают возможность дополнить, исправить ответ товарища, заработав при этом дополнительные баллы.
Если урок проводится в течение одного академического часа, ответы должны быть краткими и чёткими, однако лучше проводить урок в течение двух академических часов, что даст возможность глубже и шире осветить каждый вопрос с исторической точки зрения, используя карту и отвечая более полно, подробно.
Количество вопросов и этапов можно увеличить в зависимости от времени проведения урока и количества учеников. Класс можно поделить на группы или отряды и т.д. Тогда интеллектуальный марафон проходит коллективно.
Цели:
образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях воинской славы России;
развивающая – совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им оценку;
воспитательная – формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам.
Форма урока: интеллектуальный марафон.
Материально-техническое обеспечение:
Книжная выставка “ О доблести, подвигах, славе”.
Плакаты, репродукции картин, фотографии патриотической тематики.
Значки “Отличник” 1, 11, 111 степеней.
“Чёрный ящик” (для проведения 5 этапа интеллектуального марафона) – коробка, в которой лежат рисунки или макеты кольчуги, корабля, танка времён Великой Отечественной войны, Боевого Знамени воинской части.
Запись песни из кинофильма “Офицеры” - “От героев былых времён”.
Маршрутный лист – раздаточный материал.
Карточки обратной связи красного, оранжевого и зелёного цвета по количеству учащихся.
План урока:
Вступительное слово учителя.
Объяснение правил интеллектуального марафона.
Разминка – соперничество за первым отвечать на вопрос.
Марафон по этапам.
Динамическая пауза между этапами (несколько гимнастических приёмов).
Подведение итогов и награждение лучших.
Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.
На доске написаны тема урока “Дни воинской славы” и эпиграф:
“Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…”
В классе оформлен уголок - выставка книг патриотической тематики. Развешаны плакаты и репродукции картин.
Каждому участнику выдаётся:
1. Маршрутный лист, который даёт возможность отмечать свои ответы в колонках, стимулирует активность учащихся, желание набрать больше баллов, давая правильные ответы и дополняя ответы товарищей, а также развивает культуру труда и облегчает проверку результатов.№ Этапы марафона 2 балл. 3 балл. 4 балл. 5 балл. 0,5 балл.
1 Исторический портрет
2 Историческое событие
3 Из первых уст
4 Историческая мозаика
5 “Чёрный ящик”
2. Карточки для обратной связи:
красного цвета: “Я удовлетворён уроком, он был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке, получил заслуженную оценку, понимал всё о чём говорилось и что происходило на уроке”;
оранжевого цвета: “Урок был интересным, и я принимал в нём активное участие. Урок был в определённой степени полезен для меня. Я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий”;
зелёного цвета: “Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не очень нужно. Домашнее задание не понял, к ответу на уроке не был готов”.
1. Вступительное слово учителя.
(На фоне песни “От героев былых времён” учитель читает стихотворение “Не ходите на Русь”):
“Не ходите на Русь!” -
Мономах обращался к соседям.
“Кто с мечом к нам придёт,
От меча и погибнет!” -
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
“Не ходите на Русь!” -
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
“Не ходите на Русь!” -
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена…”
У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.
Многие юные россияне хотят быть похожими на эти маяки доблести, продолжать их дело и ратные традиции.
2. Объяснение правил интеллектуального марафона.
Сегодня на уроке вы как будущие защитники нашего Отечества совершите интеллектуальный марафон в глубину нашей истории. Ваша задача – показать свои знания, кратко вспомнив все дни воинской славы России. В конце урока лучшие из вас получат значок “Отличник”.
Наш интеллектуальный марафон проходит под девизом (зачитать надпись на доске): “Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…”. Он делится на этапы, каждый из которых отражён в вашем маршрутном листе.
Вопросы и ответы оцениваются по бальной системе. Наряду с оценками за ответы каждый может в ходе марафона заработать по 0,5 баллов за каждое дополнение, исправление. Вы самостоятельно фиксируете в колонках свои ответы: плюс – полный ответ, тире – неполный, галочка – дополнение или исправление. В конце урока подводим итоги, награждаем победителей.
3. Разминка
Итак, разыгрываем право первого хода. Тот, кто первый ответит на мой вопрос, начнёт марафон, сможет выбрать любой этап и любой вопрос. Каждый, кто дополнит ответ хоть намного, будет следующим. Таким образом, мы установим очерёдность участия в марафоне. Если у кого – то и вас не будет ответа, право отвечать перейдёт к следующему. Ответы даём чётко и полно.
Начинаем. Внимание, вопрос: какой праздник отмечает второй год подряд наша страна 4 ноября? С каким историческим событием он связан?
Ответ. День народного единства – освобождение Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов в 1612 г.
4. Интеллектуальный марафон
I этап. Исторический портрет
Задание: назвать имя выдающегося полководца, о котором пойдёт речь, и сообщить, с каким днём воинской славы оно связано.
1. Он решил встретить врага в поле. Его действия получили поддержку церкви. Сергий Радонежский благословил дело и отправил с русскими полками двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. Его стали именовать в документах князем великим всея Руси, царём русским.
Оценка – 2 балла.
Ответ. Князь Дмитрий Донской, 21 сентября 1380 года – Куликовская битва.
2. В 12 лет зачислен в лейб – гвардии Семёновский полк. Прошёл все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник “Наука побеждать”. Сущность его тактики: глазомер, быстрота, натиск.
Оценка – 3 балла.
Ответ. А. В. Суворов, 24 декабря 1790 года – день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова.
3. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Удостоен многих русских наград. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учреждён орден.
Оценка – 4 балла.
Ответ. М. И. Кутузов, 8 сентября 1812 г. – Бородинское сражение русской армии с французской армией Наполеона.
4. Он навсегда остался в памяти народной. Художник Л.Д. Корин написал картину, С.С. Прокофьев посвятил ему кантату, К. Симонов – поэму, С.М. Эйзенштейн – фильм. В его честь в 1725 году учреждён орден в России. О нём говорили: “Это враг опасный, сильный, умный…”
Оценка – 5 баллов.
Ответ. Князь Александр Невский, 18 апреля 1242 г. – день победы русских воинов над немецкими рыцарями на Чудском озере. (Ледовое побоище)
II этап. Историческое событие
Задание: ответить, какому событию посвящены строки, рассказать о нём.
“Москва, Москва,
Священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу, и по праву,
И по любви – мы бьёмся за тебя!”
Оценка – 2 балла.
Ответ. 5 декабря 1941г. – день начала контрнаступления советских войск против немецко – фашистских войск в битве под Москвой.
“За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось”.
Оценка – 3 балла.
Ответ. 27 января, 1944 год – день снятия блокады города Ленинграда.
“Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал. Злой и упрямый,
По грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал Сталинград”.
Оценка – 4 балла.
Ответ. 2 февраля 1943 г. – день разгрома советским войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве.
“На рубежах весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежит у наших ног…”
Оценка – 5 баллов.
Ответ. 9 мая 1945 года – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.
Дополнительное задание: Рассказать о периодах Великой Отечественной войны.
III этап. Из первых уст
Задание: назвать автора прочитанных слов и событие, о котором они были написаны или сказаны.
1. “Советская стратегия оказалась…выше нашей…Лучшее тому доказательство – исход битвы на Волге, в результате которой я оказался в плену”.
Оценка –2 балла.
Ответ. Ф. Паулюс, генерал – фельдмаршал, командующий 6 немецкой армией, о Сталинградской битве 1942 – 1943гг.
2. “Воины, вот пришёл час, который решил судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за…, но за государство…врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о…ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего”.
Оценка – 3 балла.
Ответ. Пётр 1 перед Полтавской битвой 10 июля 1709г.
3. “Инициатива бесповоротно перешла в руки нашего командования. Грозный призрак катастрофы во весь рост встал перед гитлеровским рейхом”.
Оценка – 4 балла.
Ответ. К.К. Рокоссовский, Маршал Советского Союза, о Курской битве 1943г.
5. “О результате провала наступления “Цитадель” мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из – за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Их своевременное восстановление для ведения оборонительных действий на Восточном фронте, а также для организации обороны на западе на случай десанта, который союзники грозились высадить весной, было поставлено под вопрос. Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже на восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику”.
Оценка – 5 баллов.
Ответ.
Х.В. Гудериан, генерал – полковник вермахта, о Курской битве 1943г.
IV этап. Историческая мозаика
1. Перечислите основных завоевателей, нашествия которых пришлось отражать русским войскам на протяжении истории России.
Оценка – 2 балла.
Ответ. Монголо-татары, немецкие рыцари–крестоносцы, поляки, шведы, турки, французские войска Наполеона, австро–венгерские и германские войска, гитлеровская Германия.
2. Кому принадлежат слова “Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва?”
Оценка – 3 балла.
Ответ. Политруку В.Г. Клочкову, возглавившему 28 героев – панфиловцев из 316 –й, с 18. 11. 1941 – 8-й гвардейской стрелковой дивизии генерал – майора И.В. Панфилова, которые в Московской битве 16 ноября 1941 года в бою у Дубосекова, восточнее Волоколамска, подбили 18 танков противника, почти все погибли, но не пропустили фашистов к столице.
3. Составьте хронологическую цепочку, начиная с самого отдалённого по времени события:
А) Московская битва (5)
Б) Полтавская битва (3)
В) Ледовое побоище (1)
Г) Бородинское сражение (4)
Оценка – 4 балла.
Ответ. Учащиеся на карточках с перечислением событий ставят цифры и передают их для проверки соседям по парте, баллы получают оба, если хронологическая цепочка составлена правильно.
4. В каком году был принят Федеральный закон “О днях воинской славы (победных днях) России”, позже переименованный в Федеральный закон “О днях воинской славы и памятных датах России”.
Оценка – 5 баллов.
Ответ: в 1995 г. Принят Госдумой 10 февраля, подписан Президентом России 13 марта того же года.
V этап. “Чёрный ящик”.
1. Здесь лежит то, что защищало русских воинов от врага в 9 –17 вв.
Оценка – 2 балла.
Ответ: кольчуга.
2. Что сыграло главную роль в разгроме наступавшей фашистской группировки в сражении под Прохоровкой в ходе Курской битвы?
Оценка – 3 балла.
Ответ: рисунок или модель танка времён Великой Отечественной войны.
3. Что российский солдат должен хранить и беречь как символ воинской доблести и чести, своей верности Родине? Приведите исторические примеры.
Оценка – 4 балла.
Ответ: рисунок или макет Боевого знамени воинской части.
4. Какое вооружение объединяет следующие даты: 9 августа 1714 г., 11 сентября 1790 г., 1 декабря 1853 г.? Назовите произошедшие в эти дни события.
Оценка – 5 баллов.
Ответ: рисунок или макет старинного боевого корабля. Морские сражения при Гангуте, Синопе, у Тендры.
5. Динамическая пауза.
Проводится между этапами интеллектуального марафона, чтобы помочь учащимся снять напряжение, в виде выполнения под руководством учителя нескольких гимнастических упражнений.
6. Подведение итогов и награждение лучших.
Учитель : итак, наш интеллектуальный марафон подошёл к концу. Мы вспомнили выдающиеся победы российского воинства, которые наша страна отмечает как дни воинской славы России. Выскажите своё мнение: в чём заключается долг памяти молодого поколения россиян? (Учащиеся отвечают на вопрос).
Своим знаниями вы показали, что стремитесь продолжать славные традиции нашего Отечества, народа России и её Вооружённых сил.
Подсчитаем баллы, набранные в ходе интеллектуального марафона, объявляю приказ о награждении.
За отличные знания, значком “Отличник” 1 степени наградить… (перечисляются учащиеся, которые показали самые глубокие знания, наиболее активно участвовали в интеллектуальном марафоне и набрали наибольшее количество баллов).
Значком “Отличник” II степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили активность и показали твёрдые знания, но на некоторые вопросы дали неполные ответы и набрали меньше баллов).
Значком “Отличник” III степени наградить…(перечисляются учащиеся, которые проявили заинтересованность, активность, но набрали меньше баллов, чем удостоенные значков I, II степени).
Значки вручаются под фонограмму песни “От героев былых времён”.
7. Обратная связь.
В конце урока учитель просит учащихся оценить проведённый урок поднятием карточки того цвета, который соответствует оценке интеллектуального марафона. (Учащиеся поднимают карточки, учитель фиксирует их оценки).
Урок окончен. Спасибо всем за активное участие в нём.
Интегрированный урок: ОБЖ+Информатика
«Дни воинской славы России!
Создание и оформление документа
с помощью электронных таблиц Excel»
Тип урока: интегрированный урок ОБЖ+ информатика с применением современных компьютерных технологий.
Вид урока: комбинированный.
Технология: личностно – ориентированная.
Цели:
Обучающая:
Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества.
Показать значение побед в военной истории России.
Формирование и обработка массива данных в электронных таблицах путём структурирования информации с использованием современных средств ИКТ.
Развивающая:
Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умения вести грамотный диалог с компьютером, анализировать события и давать им оценку;
Воспитательная:
Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам. Воспитание общей и информационной культуры, усидчивости, терпения, бережного отношения к компьютерной технике, привитие учащимся навыков самостоятельности в работе.
Оборудование:
Компьютеры с ОС Windows XP и пакетом программ Microsoft Office.
Проектор, экран.
Файлы с демонстрационным материалом.
Файлы с тестами и практическими заданиями.
Карточки с заданиями для практической работы.
План урока
Организационный момент.
Вводная часть.
Презентация темы урока.
Постановка проблемы и целей урока.
Изучение нового материала.
Извлечение учениками исходных данных для последующей обработки.
Подготовка к практической работе.
Выполнение практической работы на персональных компьютерах.
Анализ результатов выполнения практической работы.
Закрепление.
Рефлексия.
Подведение итогов урока и домашнее задание.
Организационный момент.
Регистрация в журналах учёта рабочего времени.
ТБ ( Хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила ТБ при работе за компьютером - не забывайте об этом в течение всего урока).
Вводная часть (песня+ презентация - 1 слайд)
1. Вступительное слово учителя ОБЖ : Презентация
(На фоне песни “От героев былых времён” учитель читает
стихотворение “Не ходите на Русь”):
(2 слайд)
“Не ходите на Русь!” -
Мономах обращался к соседям.
“Кто с мечом к нам придёт,
От меча и погибнет!” - (3 слайд)
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия? (4 слайд)
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
“Не ходите на Русь!” - (5 слайд)
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
“Не ходите на Русь!” - (6 слайд)
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы, (7 слайд)
Наших предков великих
Святые для нас имена…”
На слайде 8 - тема урока “Дни воинской славы”
и эпиграф:
Слайд 9 :“Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…”
2. Учитель ИНФОРМАТИКИ: урок объединит темы двух предметов – ОБЖ и информатики
Цели: (Слайд 10)
3. Постановка проблемы (слайд 11)
Вопросы учащимся:
? Дни воинской славы - как вы понимаете эти слова?
? Перечислите тех героев, которые прославляли русский народ в различные этапы истории России?
? Назовите события, в которых русские воины прославились в своём военном искусстве?
III. Изучение нового материала. Составление учениками опорного конспекта.
1. Учитель ОБЖ: У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.
Многие юные россияне хотят быть похожими на эти маяки доблести, продолжать их дело и ратные традиции.
Слайды 12-15
Учитель ИНФОРМАТИКИ: На прошлом уроке вы получили задание подготовить информацию о некоторых исторических датах. Давайте еще раз вспомним об этих славных датах.
Учитель ИНФОРМАТИКИ: У вас на рабочих местах папки с документами : в них электронный документ- заготовка таблицы. В ходе урока заполните оставленные в них пропуски, используя рассказ ваших товарищей и демонстрируемые на экране слайды. (слайд 16)
Учитель ОБЖ: Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. Возрождая одну из лучших российских военных традиций. (слайд 17)
13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли наиболее выдающиеся события военной истории. В соответствии с данным законом установлены дни воинской славы России.
Далее учащиеся по очереди выступают с подготовленными сообщениями. (10 мин) слайды 18-25.
Затем: показывается слайд с таблицей (слайд 26) – проверка результатов на рабочих местах, обращается внимание на то, что не все ячейки заполнены,
поэтому :
Учитель ИНФОРМАТИКИ: задание - перейти по ссылке на ВИКИПЕДИЮ и доработать таблицу (слайд 27).
С помощью последнего слайда ученики проверяют свои таблицы.
Вывод: Мы получили информацию из 3-х источников и сформировали массив данных.
Назовите эти источники (учащиеся отвечают: слайды, рассказ товарищей и Википедия).
IV. Подготовка к практической работе.
Учитель ОБЖ: Как поётся в одной из патриотических песен: «Одна у нас победа! Одна на всех - мы за ценой не постоим…» Так и в течение всего исторического периода нашему народу огромной цены стоили победы в сражениях и войнах.
Цена побед - это потери в сражениях.
( одновременно с демонстрацией слайда 29 звучат слова
из песни «Была война»).
Учитель ИНФОРМАТИКИ: обратите внимание на то, что таблица содержит
дополнительный столбец ЛЮДСКИЕ ПОТЕРИ.
Сейчас вам предлагается выбрать задание по своим силам на карточке
задания дифференцированные : ( оглашаются критерии оценивания)- время выполнения – 3 минуты. ( Задания на слайде 30)
V. Выполнение практической работы на персональных компьютерах.
наблюдает за выполнением работы и проводит индивидуальные консультации (слайд 31)
VI. Анализ результатов выполнения практической работы.
С помощью проектора на экране демонстрируется одна из выполненных работ.
Учитель информатики обращает внимание учащихся на следующие элементы
работы: формулы, сортировка, вид диаграммы, оформление работы.
Также внимание обращается на то, что результаты, полученные в таблице,
можно проверить на диаграмме (слайд 32-33).
Ученики анализируют свою работу.
Учитель ИНФОРМАТИКИ: Как вы думаете, почему после сортировки
по столбцу ГОД идёт возрастание потерь? ( выслушиваются ответы учащихся)
Учитель ОБЖ: Как показывает исторический опыт, в ратном деле россияне всегда были в числе первых. Но вовсе не из-за любви к завоеваниям. Так уж сложилась история страны – нам все время приходилось отстаивать свою независимость.
Поэтому беспримерная стойкость и мужество – в крови у русских воинов!
Будем же помнить их славные победы! Будем же достойными их славы!
Слайд 34: звучит песня «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»- одновременно демонстрируются
слайды, а с последними аккордами - МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Включается клип ( видеосъёмка- возложение цветов на мемориал учащимися в день 23 февраля- съёмка подготовлена учащимися этого же класса).
Преподаватель ОБЖ: Прошу всех встать. Прошу почтить память павших российских воинов минутой молчания. ( Звучит метроном, на экране слайд) Прошу садиться.
VII. Закрепление:
Среди нас есть учащиеся которых очень заинтересовало составление тестов в электронных таблицах, специально для вас они придумали и создали свои проекты, которые позволят проверить и закрепить ваши знания.
Работа в группах по два человека: учащимся предлагается выполнить два варианта тестов
( Приложение1-один из вариантов теста)
VIII. Рефлексия:
Учитель ОБЖ: Мы вспомнили выдающиеся победы российского воинства, которые наша страна отмечает как дни воинской славы России. Выскажите своё мнение: в чём заключается долг памяти молодого поколения россиян? (Учащиеся отвечают на вопрос).
Своими знаниями вы показали, что стремитесь продолжать славные традиции нашего Отечества, народа России и её Вооружённых сил.
IX. Подведение итогов урока и домашнее задание.
1. Домашнее задание: на выбор проекты:
- Найти ордена и медали, которыми были награждены герои ВОВ
( проект- презентация)
- Составить хронологическую цепочку, начиная с самого отдалённого по времени исторического события (графическая модель)
- Изучить содержание основных статей ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" и отобразить основные его положения в виде таблицыСтатья №
Название
Основные положения статьи
- подготовить проект о военной славе наших земляков, используя для этого такие источники: книга И.Г. Чупейда «Край, где солнце встаёт», ресурсы сети Интернет.
2. Оценки за урок: (на экран выводится таблица с оценками за урок, отображающая количество набранных баллов за определённые этапы урока).
Учащиеся, которые наиболее ярко себя проявили на уроке награждаются орденами «Умников» - под песню последнего слайда.
Дополнительно
Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Дни воинской славы России!»
Слайд 1
Слайд 17
Слайд 23
Слайд 31
Здесь представлен лишь скриншот презентации. Полный вариант содержит 35 слайдов.
Файл презентации «Дни воинской славы России!» в формате .ppt и приложение к уроку: Таблица в формате .xls в архиве ZIP, объемом 2,4 Мб (dv.zip 2,4 Мб)
воинской славы (победные дни) России:
• 27 января — день снятия блокады города Ленинграда (1944);
• 2 февраля — день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943);
• 23 февраля — день победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918) — День защитников Отечества;
• 18 алреля — день победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242);
• 9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945гг. (1945);
• 10 июля — день победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709);
• 9 августа — день первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714);
• 23 августа — день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943);
• 8 сентября — день Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812);
• 11 сентября — день победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790);
• 21 сентября — день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарским войском в Куликовской битве (1380);
• 7 ноября — день освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612);
• 1 декабря — день победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853);
• 5 декабря — день начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941);
• 24 декабря — день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790).
К данному мероприятию учащимся 10-11 классов было дано домашнее задание, подготовить сообщение в виде слайдов по дням воинской славы (по 1 для каждого учащегося) по следующему плану:
краткая историческая справка;
полководцы и знаменитые воины – участники сражения;
историческое значение события для России.
Ход урока.
На доске написана тема мероприятия и эпиграф:
Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…
В классе развешаны плакаты и репродукции картин.
Учащимся выдаются карточки для обратной связи:
- красного цвета: «Мероприятие мне понравилось, оно было очень полезным для меня»;
- желтого цвета: «Мероприятие было интересным, я принимал активное участие в нем»;
-зеленого цвета: «Пользы от мероприятия я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не очень нужно»;
Вступительное слово учителя.
«Не ходите на Русь!»-
Мономах обращался к соседям.
«Кто с мечом к нам придет,
От меча и погибнет!»-
Сказал храбрый князь Александр.
И в немеркнущей вечно победе
Правоту своих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия?
Сколько ж лучших сынов
Отдала ты кровавым врагам?
«Не ходите на Русь!»-
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
«Не ходите на Русь!»-
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна
Вместе с грозным оружьем
Поля нашей славы,
Наших предков великих
Святые для нас имена…
У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. Победы русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтобы сохранить в памяти ратные подвиги предков. Русской Православной Церковью были установлены специальные «викториальные дни» (от Виктория – в римской мифология богиня победы). Это были дни, когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служилые люди глубже ощущали свою сопричастность к славным делам наших предков.
Возрождая одну из лучших российских традиций, 10 февраля 1995 года Государственная Дума РФ приняла закон «О Днях воинской славы (победных днях) России», который был 13 марта того же года подписан президентом РФ. В список вошла часть викториальных дней и наиболее выдающиеся события военной истории России – Советского Союза. Во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников и благодарную память потомков.
Законом установлено 15 дней воинской славы России. С ними мы сейчас и познакомимся.
Выступление учащихся 10-11 класса
Конкурс-проверка знаний учащихся
Задания (работа в группах)
Выстроить в хронологической последовательности таблицу соответствия дней воинской славы и дат. (Приложение №1)
Составить таблицу соответствия названий дней воинской славы и их исторического значения. (Приложение №2)
По строкам из стихотворения определить, какому событию оно посвящено. Приложение №3)
Рефлексия – оценка впечатлений учащихся о проведенном мероприятии
В конце урока учитель просит учащихся оценить проведенный урок поднятием карточки того цвета, который соответствует оценке мероприятия. (Учащиеся поднимают карточки, учитель фиксирует их оценки.)
Приложение №1
18 апреля 1242 года
День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище)
21 сентября 1380 год
День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве
4 ноября 1612 год
День народного единства
10 июля 1709 год
День победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении
9 августа 1714 год
День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра 1 над шведами у мыса Гангут
11 сентября 1790 год
День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендера
24 декабря 1790 год
День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова
8 сентября 1812 год
День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией
1 декабря 1853 год
День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп
23 февраля 1918 год
День защитника Отечества, день рождения Красной Армии
7 ноября 1941 год
День проведения военного парада на Красной площади в г. Москве в ознаменование 24-й годовщины Великой октябрьской социалистической революции
5 декабря 1941 год
День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой
2 февраля 1943 год
День разгрома войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве
23 августа 1943 год
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве
27 января 1944 год
День снятия блокады Ленинграда
9 мая 1945 год
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы
Приложение №2
Ливонский орден был вынужден заключить мир, крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли
День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище)
Победа нанесла сильный удар по могуществу Золотой Орды, ускорив её распад, способствовала усилению авторитета Москвы и ее роли в образовании единого государства
День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве
Освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под руководством К.Минина и Д.Пожарского сплотило народ, способствовало преодолению смуты – кризиса российской государственности
День народного единства
Было подорвано могущество Швеции, в Северной войне 1700-1721 гг. произошел перелом в пользу России
День победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении
Победа над сильнейшим в то время шведским флотом, которую Петр 1 назвал «второй Полтавой», усилила позиции России
День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра 1 над шведами у мыса Гангут
Русский флот взял под контроль устье Дуная, что осложнило снабжение турецких крепостей, усилило русскую армию
День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендера
Выдающаяся победа русско-турецкой войны 1787-1891гг., в результате которой Ярский мир подтвердил присоединение к России Крыма и Кубани
День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова
Потери французов во многом предопределили поражение Наполеона в войне с Россией
День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией
Победа в последнем крупном сражении парусного флота обеспечила государство России на Черном море , сорвало планы высадки десанта турок на Кавказе
День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп
Первый бой красноармейских формирований, преградивших германским войскам путь на Петроград под Псковом
День защитника Отечества, день рождения Красной Армии
Гитлеровские войска рвались к Москве. Прямо с Красной площади советские солдаты шли в бой, защищая свою Родину. Это был вдохновляющий и глубоко символичный парад.
День проведения военного парада на Красной площади в г. Москве в ознаменование 24-й годовщины Великой октябрьской социалистической революции
Под Москвой советские войска одержали первую крупную победу над фашистской армией, которая развеяла миф о её непобедимости.
День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой
Коренной перелом в Великой Отечественной войне, поворотное событие в ходе всей Второй мировой войны.
День разгрома войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве
Разгром гитлеровских войск на курской дуге и выход советских войск к Днепру завершил коренной перелом в войне
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве
Триумф беспримерной стойкости защитников Невской твердыни в самой продолжительной битве Второй мировой войны
День снятия блокады Ленинграда
Наш народ отстоял свою свободу и независимость, внес решающий вклад в освобождение Европы от фашистского ига
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы
Приложение № 3
Историческое событие
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
(Эти строки и победе русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении написаны А.С.Пушкиным в поэме «Полтава»)
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
(Это строки из «Бородино» М.Ю. Лермонтова, посвященные Бородинскому сражению русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией Наполеона)
Но, позабыв, что значит плач,
Твердили мы сквозь смерть и муку:
- Ты проиграл войну, палач,
Едва занес на город руку!
Какой же правдой ныне стало,
Какой грозой свершилось то,
Что исступленною мечтой,
Что бредом гордости казалось!
Так пусть же мир сегодня слышит
Салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград!
(27 января 1944 год - день снятия блокады Ленинграда)
За залпом залп, гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
(27 января 1944 год - день снятия блокады Ленинграда)
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал. Злой и упрямый,
По грудь в земле
На смерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал Сталинград.
(2 февраля 1943 года – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в битве под Сталинградом)
На рубеже весны четвертой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростертый
Берлин лежит у наших ног…
(9 мая 1945 год – День Победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг..)