Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
Бельговского сельского поселения
Конспект урока
по теме: «СПИД. Профилактика СПИДа».
Самар Екатерина Андреевна,
учитель ОБЖ.
2016
Психологические особенности учащихся 10 класса
В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.
Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.
В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.
Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.
Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
План –конспект
Слайд 2.
Класс: 10.
Продолжительность урока: 45 минут.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема: СПИД и его профилактика.
Цель: познакомить учащихся с заболеванием СПИД и мерами его профилактики.
Слайд 3.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся представления о ВИЧ и СПИДе, о способах передачи ВИЧ-инфекции.
Развивающие: развить навыки безопасного поведения.
Воспитательные: воспитать у учащихся ценностное отношения к своему здоровью, здоровью своих близких и человеческой жизни.
Оборудование и материалы: презентация, раздаточный материал для закрепления.
Слайд 4. План урока
№ п/п | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время |
1. | Организационный момент | Приветствие учителя. Проверка количества учащихся на уроке. | 1 мин. |
2. | Актуализация проблемы | Игра «5 секунд». Объявление темы урока. | 4 мин. |
3. | Изложение нового материала | Углубление и систематизация знаний о ВИЧ/СПИД, путях передачи ВИЧ/СПИД, правилах безопасного поведения. | 30 мин. |
4. | Закрепление нового материала | Актуализировать новые знания по теме «СПИД. Профилактика СПИДа» | 6 мин. |
7. | Подведение итогов урока | Оценить работу учащихся | 2 мин. |
8. | Домашнее задание | Сообщить домашнее задание | 2 мин. |
Ход занятия:
Слайд 5.
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка количества учащихся на уроке.
Слайд 6.
II. Актуализация проблемы урока
Упражнение «5 секунд»
Речь учителя: «Прежде чем мы начнем урок. Давайте выполним с вами следующее упражнение. Я буду считать до пяти, и когда скажу цифру 5, я укажу на любого из вас, вы должны будете встать. Итак, один, два, три, четыре, ПЯТЬ! (Ученик встает). Раз, два, три, четыре, ПЯТЬ! (Ученик встает)»
Упражнение длится 1 минуту.
«Теперь посмотрите сколько человек заразилось, за то время пока я считала. В мире каждые 5 секунд умирает человек от СПИДа. При этом часть людей узнают свой диагноз своевременно, а часть – продолжают жить, не подозревая, что инфицированы. Поэтому очень важно уметь защитить себя, а для этого нужно знать о ВИЧ-инфекции как можно больше. Тема сегодняшнего урока: СПИД. Профилактика СПИДа. Цель – узнать, что такое СПИД, выяснить как передается ВИЧ/СПИД, и как избежать заражения».
Слайд 7.
III. Изложение нового материала
Изучаемые вопросы:
1. История возникновения ВИЧ/СПИДа.
2. Проблема ВИЧ-инфекции в Хабаровском крае.
3. Пути передачи СПИДа.
4. Правила безопасного поведения в отношении ВИЧ.
Слайд 8.
Речь учителя:
ВИЧ/СПИД - глобальная проблема человечества. Несмотря на усилия учёных всего мира, вакцина от ВИЧ пока не изобретена, и профилактика остаётся единственным средством сдерживания эпидемии. Информация о путях распространения и способах защиты от ВИЧ-инфекции доступна населению. Тем не менее, эпидемия нарастает.
Информативные выступления
Слайд 9. Вопрос 1. История возникновения ВИЧ/СПИДа.
Речь учителя: ученики 1 – й группы подготовили сообщение к уроку по теме: «История возникновения СПИДа».
Учащиеся выступают с сообщением, освещают вопросы: когда впервые обнаружена, чем грозит человеку. Выступают два ученика: один с сообщением, другой – с помощью презентации помогает наглядно освятить сложившуюся ситуацию.
Рассказ ученика:
История возникновения СПИДа
1959 - Врачи в Заире замораживают образец крови больного непонятной болезнью. Как выясняется позже, он был инфицирован вирусом иммунодефицита человека. В этом же году в английском городе Манчестер умирает от таинственного недуга молодой моряк, часто бывавший в Африке. Образца его крови не осталось, и поэтому точный диагноз был невозможен, но, судя по, истории болезни, он умер от СПИДа.
1976 - В Норвегии от таинственной болезни умирает целая семья: муж-моряк, жена и их 9-летняя дочь. Все трое болели с конца 60-х годов. В 1971 году врачи заморозили образцы их крови. Спустя много лет выяснится, что все были заражены ВИЧ.
1981 - появился термин СПИД, когда многое об этой инфекции было еще не известно. В настоящее время он приемлем для обозначения только последней стадии заболевания.
1983 - учёные Франции, затем США делают открытие. Они обнаруживают под микроскопом неизвестный вирус, вызывающий смертельное заболевание - СПИД. Слово "вирус" латинское.
1987 - В СССР впервые поставлен диагноз "СПИД".
1997 - Для лечения СПИДа предложен новый класс препаратов - ингибиторы протеазы. Их высокая эффективность позволяет говорить о ВИЧ, как о контролируемой инфекции.
Под электронным микроскопом ВИЧ напоминает экзотический цветок. На линии в 1 см может разместиться до 100 тысяч вирусных частиц. По внешней оболочке вируса расположены шарообразные выступы (лепестки) - рецепторы, при помощи которых вирус прикрепляется к клеткам в организме человека.
Слайд 10. После выступления учитель дополняет рассказ учеников информацией о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД.
Возбудителем болезни является ретро-вирус, который называется ВИЧ - вирус иммунодефицита человека. Вирус проникает в кровь, поражает лимфоциты. Иммунитет слабеет, потом исчезает совсем. Человек открыт всем болезням. Вот тогда уже говорят о СПИДе. То есть, сама болезнь называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, а ВИЧ - вирус, ее вызывающий.
Единственный источник распространения ВИЧ - зараженный этим возбудителем человек. С током крови вирус проникает во все внутренние органы, железы, лимфатические узлы и даже в ткани, как роговица глаза, как известно не имеющая сосудов. В первые недели после проникновения в организм вирус себя никак не проявляет. Он "приспосабливается" к человеку и распространяется по различным органам и тканям. Человек уже заражен, но выявить инфекцию сложно.
Слайд 11.
Вопрос 2. Проблема ВИЧ-инфекции в Хабаровском крае.
Речь учителя: Актуальна ли проблема ВИЧ-инфекции для нашего региона? Эта проблема касается нас?
Итак, давайте послушаем учеников 2-й группы, они расскажут нам о «Проблеме ВИЧ инфекции в Хабаровском крае».
Выступают два ученика: один с сообщением, другой – с помощью презентации помогает наглядно освятить сложившуюся ситуацию.
Информация о ситуации с распространением ВИЧ-инфекции в Хабаровском крае взята на сайте Министерства здравоохранения Хабаровского края.
Рассказ ученика:
В настоящее время в крае проживает около 1500 ВИЧ-инфицированных.
За десять месяцев 2012 года в крае выявлено 225 новых случаев заболевания, в том числе 18 у иностранных граждан, 69 у лиц находящихся в системе исполнения наказания и 138 у жителей Хабаровского края, что соответствует показателю прошлого года. Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы в 18 из 19 муниципальных районов края.
Начиная с 2007 года, основным является половой путь передачи ВИЧ при гетеросексуальных контактах (около 64,0%) от всех новых случаев заражения, наркотический путь составляет 36%.
Среди ВИЧ-инфицированных, по-прежнему, преобладают мужчины -60,0%. За последние 5 лет постоянно увеличивается доля ВИЧ- инфицированных женщин, которая в настоящее время составляет 40,0%. Статистика свидетельствует, что в эпидпроцесс активно вовлекаются социально адаптированные женщины фертильного возраста, инфицирующиеся половым путем.
Наиболее тревожная ситуация с распространением ВИЧ-инфекции сложилась в возрастной группе 30-50 лет (51,1% от числа новых случаев в 2012 году).
В целях своевременного выявления заболевания в крае ежегодно на бесплатной основе на антитела к ВИЧ обследуются более 250 тысяч человек. Специализированные лаборатории имеются в большинстве районов края.
Все нуждающиеся пациенты получают антиретровирусную терапию. Среди пациентов выявленных в 2012 году смертей от СПИД не было. Общее число умерших от СПИД на протяжении нескольких лет остается на очень низком уровне (4-5 человек в год).
За период с 1996 по 2012 год в крае поставлено на учет 304 ребенка, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, диагноз ВИЧ-инфекции подтвержден только у 10 детей (3,3%). В 2011-2012 годах случаев врожденной ВИЧ-инфекции в крае не зарегистрировано. Все ВИЧ-инфицированные дети получают лечение и все они живы. Самой старшей девочке, с диагнозом врожденной ВИЧ-инфекцией, сейчас 10 лет. Она активно растет и развивается.
Информация о ВИЧ-инфицированных по состоянию
на 30 июня 2015 года
Количество выявленных больных в г. Хабаровск составляет 76 человек, из них мужчин - 46, женщин – 28, 2 детей женского пола, заражены от матери; в г. Комсомольск-на-Амуре – 11 человек, из них 7 мужчин, 4 женщины.
Слайд 12.
Вопрос 3. Пути передачи СПИДа.
Рассказ учителя о путях передачи СПИДа.
Речь учителя: знаете ли вы способы передачи ВИЧ? Перечислите их.
Демонстрация слайда с комментариями учителя.
В соответствии с локализацией и путями выделения вируса из организма носителя различают три пути передачи:
Половой путь передачи. Вирус иммунодефицита передается при незащищенных (без использования презерватива) половых контактах с носителем вируса. Все виды половых контактов опасны, так как вирус легко проникает в организм человека. Наличие какого-либо гинекологического или венерического заболевания, воспалительных процессов, а также частая смена половых партнеров увеличивают опасность заражения вирусом иммунодефицита человека при различных видах половых контактов.
Вертикальный путь передачи.
Существует три периода, во время которых инфицированная мать может передать вирус своему ребенку:
- во время беременности (до рождения);
- в процессе родов;
- после рождения, при кормлении грудью.
Инфицирование плода происходит в случае, если инфицирована мать.
Вероятность передачи ВИЧ-инфекции новорожденному составляет 50 %.
Передача ВИЧ через кровь
Кровь инфицированного человека содержит большое количество вируса и является чрезвычайно заразной при попадании ее непосредственно в кровоток другого человека. Существует риск заражения при переливании зараженной донорской крови. Среди потребителей инъекционных наркотиков, этот путь занимает значительное место. В результате, использование общей иглы и шприцев потребителями инъекционных наркотиков стало главной причиной распространения ВИЧ-инфекции во многих странах. Существует небольшой риск проникновения вируса через незаметные микротравмы и трещины при длительном контакте крови с кожей. Также имеет место опасность проникновения вируса через слизистые оболочки, например, при попадании крови в глаза или ротовую полость. Неповрежденная кожа является хорошим барьером для вируса. Также возможно заражение через загрязненные кровью бритвенное лезвие, маникюрные принадлежности, инструменты для татуажа.
Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:
при дружеских объятиях и поцелуях;
через рукопожатия;
при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;
через предметы производственной и домашней обстановки;
через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;
в общественном транспорте;
насекомыми, в том числе и кровососущими;
воздушно-капельным путем.
Слайд 13.
Вопрос 4. Правила безопасного поведения в отношении ВИЧ.
На партах уже лежат листы с заданиями.
Речь учителя: Теперь следующее задание «Круг правил безопасного поведения в отношении ВИЧ». Вы должны выбрать правила безопасного поведения, которые необходимо соблюдать, чтобы не оказаться ВИЧ – инфицированным”.
Затем идет обсуждение правил безопасного поведения, выделяются основные правила.
Слайд 14.
IV. Закрепление изученного материала:
Речь учителя: итак, я предлагаю вам выполнить задание «Правда-ложь» в вашей карточке. Прочитайте утверждения в таблице и выделите те, с которыми вы согласны.
Слайд 15. После заполнения обменяйтесь анкетами и проверьте правильность по ключам.
Просто или сложно было определить правду? Идет обсуждение.
Слайд 16.
V. Подведение итогов урока:
Учитель задает вопросы:
Вопросы:
- Что такое ВИЧ? Что такое СПИД?
- Пути передачи ВИЧ-инфекции?
- Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы избежать ВИЧ-инфекции?
Учитель обсуждает с учащимися, что какие новые знания получили, что удивило, что было полезно. Затем делает вывод:
СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека.
СПИД распространяется из-за нежелания изменить нормы своего поведения.
Лозунг “НЕ ПОГИБНИ ИЗ-ЗА НЕВЕЖЕСТВА!” должен стать реальностью и нормой жизни для каждого человека.
Выставление оценок учащимся.
Слайд 17.
VI. Домашнее задание:
- подготовить задание по теме: “Жизнь без вредных привычек” в форме: в виде рисунка, мини-презентации, который сопровождается лозунгом или иным идейным текстом;
- изготовить памятку для учащихся «Способы передачи ВИЧ/СПИД».
Приложение
«Круг правил безопасного поведения в отношении ВИЧ»
16 правил безопасного поведения
в отношении ВИЧ/СПИДА
Я ежедневно занимаюсь физкультурой или спортом.
Я умею справляться со стрессами.
Я не курю.
Я знаю, как заражаются ВИЧ, и как я могу защитить себя.
Я соблюдаю режим дня.
Я никогда не употребляю наркотики.
Я не пользуюсь не стерильными инструментами для прокалывания ушей, тату, пирсинга, бритья.
Я не употребляю алкоголь.
Я не стремлюсь к тому, чтобы моё питание было сбалансированным.
10. Я всегда соблюдаю правила личной гигиены.
11. Я воздерживаюсь от половых контактов.
12. Я откажусь от медицинских услуг, если не уверен(а), что инструменты стерильные.
13.Когда я буду жить половой жизнью, я буду использовать презерватив.
14.Для маникюра или бритья я использую только мои личные инструменты.
15.Если у меня был/будет риск заражения ВИЧ, я сдам кровь на анализ.
16.Когда я буду жить половой жизнью, у меня будет постоянный половой партнёр.
Приложение
Внимательно прочитай утверждения в таблице слева.
Оцени их, обведя нужную оценку в кружок (см. таблицу справа).
СПИД – это состояние, при котором организм человека не в состоянии бороться с инфекционными заболеваниями. | правда/ложь |
СПИД – вызывается вирусом. | правда/ложь |
Опасно здороваться с человеком больным СПИДом. | правда/ложь |
Любой человек может заразиться ВИЧ. | правда/ложь |
СПИД можно вылечить. | правда/ложь |
ВИЧ может распространяться через вещи, такие как расчёска, одежда, полотенце. | правда/ложь |
Если беременная женщина заражена ВИЧ, есть риск, что ребёнок также заразится. | правда/ложь |
Большинство людей больных СПИДом умерли. | правда/ложь |
Если у человека СПИД, он часто болеет другими инфекционными болезнями. | правда/ложь |
Заражённого ВИЧ человека можно определить по внешнему виду. | правда/ложь |
ВИЧ передаётся через кровь, сперму, влагалищные выделения и молоко матери. | правда/ложь |
ВИЧ можно заразиться, если вводить наркотики одним шприцем с другими людьми. | правда/ложь |
ВИЧ можно заразиться через сиденье туалета. | правда/ложь |
ВИЧ можно заразиться используя иглу инфицированного ВИЧ человека. | правда/ложь |
Противозачаточные таблетки могут предотвратить передачу ВИЧ. | правда/ложь |
Иметь незащищённый половой контакт с ВИЧ – инфицированным человеком – путь заражения ВИЧ. | правда/ложь |
Воздержание является единственным способом полного предотвращения передачи ВИЧ половым путём. | правда/ложь |
ВИЧ можно заразиться в бассейне, в душевой, в бане. | правда/ложь |
ВИЧ – инфекция может передаваться с укусами некоторых насекомых. | правда/ложь |
ВИЧ – инфекцией нельзя заразится, если делиться не стерильными инструментами для прокалывания ушей, нанесения татуировок и пирсинга. | правда/ложь |