Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ваховская общеобразовательная средняя школа»
«Современный транспорт зона повышенной опасности»
Урок ОБЖ
5 класс
Преподаватель-организатор ОБЖ
Аев С.И.
п. Ваховск
2014 год.
Цели: ознакомить с основными причинами транспортных происшествий и их видами; учить быть грамотным пешеходом; выполнять правила безопасного поведения на улицах города.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
Это вещество очень подвижно, его трудно собрать. Но опасность
представляет не само это вещество, а выделяемые им пары.
О чем идет речь? (Здесь говорится о ртути.)
Расскажите, какие вы знаете симптомы отравления ртутью. (Общая слабость; головная боль; боли в горле при глотании; повышение температуры; болезненность десен; боли в животе; желудочные расстройства; иногда возможно воспаление легких)
Как оказать первую неотложную помощь при отравлении ртутью? (Обильное промывание желудка водой с 20-30 г активированного угля; дать молока; слабительное средство; полный покой: в тяжелых случаях ~ госпитализация.) Назовите причины отравления лекарственными средствами.
(Далее перечисляются причины отравления.)
Использование лекарств с истекшим сроком годности.
Использование лекарств не по назначению,
Превышение дозы приема.
Халатность в обращении с лекарственными средствами.
- Как избежать отравлений пищевыми продуктами?
3. Сообщение темы урока
Вы определите тему урока, прочитав ее в кроссворде по вертикали, если сможете ответить на вопросы и ответы поместить в клеточках по горизонтали.
Возгорание этого предмета часто является причиной пожара. (Телевизор)
Это может произойти при нарушении правил хранения и использования препаратов бытовой химии. (Отравление.)
этот газ легче воздуха, имеет резкий запах нашатырного спирта, поражает органы дыхания. (Аммиак.)
Этим подручным средством можно тушить 'бензин, электроприборы под напряжением. (Песок.)
Опасная ситуация в жилище, являющаяся результатом прорыва трубы центрального отопления. (Затопление.}
Газ без цвета и запаха, выделяющийся при неполном сгорании топлива. (Угарный.)
- Попробуйте прочитать слово по вертикали (Транспорт.)
- Сформулируйте тему урока.
(Учитель записывает тему на доске, а учащиеся в тетрадях.)
4.Работа по теме урока
- Какой вид транспорта развит в нашем городе (поселке?)
На первых урока ОБЖ мы говорили о том, что транспорт – это зона повышенной опасности.
- Почему это так?(Учащиеся высказывают предположения.)
Каждый день в нашей стране случается более 500 дорожно-транспортных проишествий, в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения разной степени тяжести 600человек.
На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за три дня здесь гибнет столько человек, сколько за год на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте в целом.
- Что такое ДТП? (ДТП (дорожно-транспортное происшествие) – это событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.)
- Какие ДТП бывают?
(Учащиеся высказывают свои мнения, учитель обобщает и до
бавляет полученные сведения.)
ВидыДТП.
Столкновения.
Опрокидывание.
З. Наезды.
4. Прочие (сход трамвая с рельсов, падение перевозимого груза, падение человека в салоне. транспортного средства.)
Специалисты пришли к выводу, что безопасность движения в решающей степени зависит от трех факторов,
- Как вы думаете от каких? (Перечисляются факторы.)
Человек (водитель, пешеход).
Автомобиль.
Дорога.
(Учитель с учениками обсуждает, как каждый из этих факторов может стать причиной ДТП.)
Статистика говорит о том, что в большинстве случаев виновниками ДТП являются пешеходы.
Давайте попробуем сформулировать правила, которые помогут
нам избежать попадания в ДТП.
(Эти правила записываются в тетрадь.)
Правила безопасности пешехода
1. Переходи улицу только в зоне пешеходного перехода по зеленому сигналу светофора.
Поджидая транспортное средство, не стой у самого края тротуара. Это опасно. .
З. После выхода из общественного транспорта переходи дорогу только по пешеходному переходу.
Не перебегай дорогу, транспортное средство не может мгновенно остановиться.
(При записи этих правил следует подробно обсудить каждое, ответив на вопрос: почему?)
- Что такое тормозной путь?
Тормозной путь - это расстояние, которое проходит автомобиль с момента начала торможения.
5. Работа по учебнику
- Прочитайте статью учебника и найдите ответ на вопрос: от чего зависит тормозной путь?
(Выводы записываются в тетрадь.)
Тормозной путь зависит
От массы транспортного средства.
Скорости движения.
Состояния дорожного покрытия.
6. Закрепление
-Какие виды ДТП вы запомнили?
- Какое из них чаще всего связано с пешеходом?
-Решите задачу. На расстоянии 16 м от пешеходного перехода одновременно затормозили два автомобиля. Тормозной путь первого 13 м, а второго - на 4 м больше. Кто из водителей будет считаться нарушившим правило, почему? (Нарушил правило второй водитель, так как его транспорт остановился в зоне пешеходного перехода.)
-Вам надо перейти улицу, но светофор сломался, и длительное время горит красный свет. Ваши действия. (Внимательно наблюдая за проезжей частью слева, быстро дойти до середины, на ходу посмотреть направо и закончить переход.)
7.Итог урока
- Какие важные правила следует соблюдать, чтобы не попасть в ДТП? ,
-С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть?
8.Домашнее задание
Учебник, стр. 66-72.
Нарисуйте зарисовки к стихотворению В. Семеркина
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу
За-пре-ща-ет-ся!
Быть примерным пешеходом
Разрешается…
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,
За-пре-ща-ет-ся!
Уступить старушке место
Разрешается…
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
При зеленом, даже детям,
Разрешается…